«Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий»
статья
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Иванова Лариса Васильевна – инструктор по физ. культуре
МКДОУ ЦРР – детский сад №21 г. Россоши
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий»
На современном этапе развития дошкольного образования педагоги работают в рамках внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155), который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт направлен на решение нескольких задач, среди которых выделена задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; а также ряд других задач. С введением ФГОС образование должно стать более безопасным, здоровьеформирующим, здоровьесберегающим. Дошкольное образование теперь является неотъемлемой составной частью и первым уровнем в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности — активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств. В возрасте до 7 лет человек проходит большой путь развития, который не повторяется на протяжении всего последующего жизненного периода. В это время значительно развиваются органы и складываются функциональные системы организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. На данном возрастном этапе необходимо формировать у ребенка базовые знания и практические навыки здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Значимость и актуальность проблемы развития психических процессов детей определяет интерес к ней широкого круга исследователей, таких как Альбицкий В. Ю., Вострокнутов Н. В., Дмитриева Т. Б., Личко А. Е., Сухарева Г. Е., Марычева О. И., Габараева К. А., Семенович А. В. и др.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально - волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. (1)
Классическая школа занимается развитием познавательных способностей, но для работы на верхнем уровне модели Лазаро и Берруэзо, нужно достичь результатов на нижних уровнях центральной нервной системы. Определить актуальный уровень развития помогает нейромоторная диагностика физического развития, направленная на выявление развития нейромоторной регуляции и навыков.
По результатам диагностики разрабатывается комплекс нейрофизкультуры. Занятия по комплексу дают возможность не только усилить межполушарное взаимодействие, но и решить массу конкретных задач: улучшить моторику и мелкую, и крупную; улучшить физические навыки; снизить утомляемость; благоприятно скажется на процессе обучения письму и чтению; будет стимулировать развитие памяти и мыслительной деятельности.
Применение нейропсихологических упражнений с дошкольного возраста, станет базой тому, что в школе и во взрослой жизни человеку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, иным сложным устройством, он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал.
ЧТО ЭТО ЗА УПРАЖНЕНИЯ? Нейропсихология - отрасль науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Изучает мозговые механизмы высших психических функций. Нейропедагогика - это прикладная междисциплинарная научная область, направленная на построение образовательного процесса с учетом данных о развитии мозга, об эффективных методах обучения и преподавания, о мозговой организации в процессах овладения учебного материала, с учетом особенностей мозгового развития учащихся и преподавателей. В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования. (3.)
В работе с детьми мы используем следующие практические занятия:
Кинезиологические упражнения; Цепочки движений; Упражнения с кубиками; Упражнения с мячиками; Рисование двумя руками; Упражнения для развития крупной моторики; Упражнения с карандашами. Регулярное включение упражнений нейрогимнастики, нейроигр на занятия по физической культуре, в различные формы работы, способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний. Также успешность опыта подтверждается положительными отзывами родителей о занятиях по сопровождению детей к школе.
Список используемой литературы
1. Вахортова Е.К.,Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс - диагностика готовности к школе. Практическое пособие для психологов.
2.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/v_chem_polza_nejropsixologicheskix_zanyatij_s_detmi/ «В чем польза нейропсихологических занятий с детьми?».
3. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с.
4. Елена Тимощенко «Нейропсихологические занятия для детей» http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=63620277
Нейропсихологические занятия для детей: АСТ; Москва; 2021
ISBN 978-5-17-1121263-6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на этапе подготовке к школе
В данном материале представлены общие направления и результаты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на этапе подготовки к школе....
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Статья "Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий"
О важности организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий...
Психолого-педагогическое сопровождение детей 6-7 лет по подготовке к школе « УЧУСЬ - ИГРАЯ»
Сборник содержит методические разработки для организации работы с детьми 6 – 7 лет по подготовке детей к школе. В сборнике представлены перспективный план работы, цикл развивающих занятий для пс...