Экспериментально - исследовательская деятельность в детском саду
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Франчак Татьяна Сергеевна

В данной работе представлена организация экспериментирования в процесе долгосрочного проекта "Юные исследователи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность в детском саду

Вид проекта:  поисково-исследовательский
По срокам проведения: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, дети подготовительной  группы, родители.

Актуальность темы:

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.

-Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». В качестве основного вида ориентировочно — исследовательской деятельности Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования, как истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

- Особенно экспериментальная деятельность актуальна в работе с детьми с задержкой психического развития, т. к. у этой группы детей преобладает наглядно-действенное мышление.

-Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

  • Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
  • Создание единого инновационного пространства.
  • Чёткое выполнение поставленной задачи.
  • Повышение уровня мотивации к занятиям.

Содержание реализации проекта.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  • Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
  • Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
  • Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;
  • Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  • Совместная деятельность педагога с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия.
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Целевая прогулка.

Структура проведения игры–экспериментирования:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так?);

Этапы реализации:

I этап – подготовительный (организационный).

II этап – основной

III этап – итоговый (обобщающий).

№ п/п

Содержание

Сроки

Подготовительный этап

1

Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

Сентябрь

2

Составление планирования детской экспериментальной деятельности

Сентябрь

3

Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности

Сентябрь

Основной этап

1

Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности

Сентябрь-Май

2

Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей

Сентябрь-Май

Итоговый этап

1

Определить эффективность проведённой работы

Май

2

Провести анализ полученных результатов

Май

Механизм реализации проекта.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Содержание работы

Октябрь

«Фруктовая лаборатория»

Эксперименты: «Фрукты: как их можно есть?», «Какие фрукты самые сочные», «Как приготовить из фруктов сок», «Узнай по вкусу и запаху»

Ноябрь

«Воздух - невидимка»

Эксперименты: «Что в пакете», «Игры с соломинкой», «Лодочка», «Поиск воздуха», «Загадочные пузыри», «Пузырьки-спасатели», «Ветер в комнате», «Упрямый воздух»

Декабрь

«Вода-волшебница»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси»

Январь

«Снег - снежок»

Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».

Февраль

«Свойства бумаги»

Эксперименты: «Волшебная бумага»,  «Вода и бумага», «Сравнение бумаги», «Шуршащая или поющая бумага» 

Март

«Сладкие опыты»

Эксперименты: «Сыпучий или твердый», «Из чего состоит сахар», «Имеет ли сахар запах» «Какого цвета сахар», «Растворимость сахара»

Апрель

«Чудеса растений»

Эксперименты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». Создание «Огород на окне».

Май

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Работа с родителями.

  • Анкетирование родителей.
  • Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».
  • Наглядная информация.
  • Обмен опытом.

Ресурсное обеспечение проекта.

Основное оборудование и материалы:

Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы,  магниты

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, картон, салфетки, наждачная.

Красители: ягодный сироп,  акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, шпатели. Деревянная палочка, вата, воронки, марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, сахар, соль, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

Ожидаемые результаты.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

        

Мониторинг реализации проекта.

Диагностический инструментарий

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

  • Что ты знаешь о воде?
  • Какую форму, запах, цвет имеет вода?
  • Для чего нужна вода в жизни животных и растений?
  • Где используется вода человеком?

2. Серия вопросов о снеге:

  • Что ты знаешь о снеге?
  • Какую форму, запах, цвет имеет снег?
  • Откуда появляется снег, почему?
  • Чем отличается вода от снега?
  • Что быстрее тает лед или снег?
  • Что общего у снега и льда? Воды и льда?

3. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

  • Что такое пар?
  • Что ты знаешь о паре?
  • Имеет ли пар запах, форму, цвет?

4. Вопросы на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

  • Что происходит с водой на морозе? Почему?
  • Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?
  • Что происходит со льдом в комнате? Почему?
  • Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?
  • Во что превращается вода при кипении?

5. Вопросы на выявление знаний о свойствах песка.

  • Из чего состоит песок?
  • В каких местах можно обнаружить песок?
  • Почему говорят, что песок сыпучий?
  • Что легче высыпать песок или глину?
  • Что происходит с песчинками, когда дует ветер?
  • Почему песок рыхлый?
  • Что можно сделать из влажного песка?

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию посково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя и что нужно делать для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которая порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон

Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома

Тема: «Лед – вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Твердое – жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух и его свойства»

Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: «Плавание тел»

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Тема: «Секретное письмо»

Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:

Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.

2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

Тема: «Снежные цветы»

Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.

В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет воспитателям определить уровень организации развивающей среды в семье.

Спасибо за сотрудничество!

1. Подчеркните предметы развивающей среды, которые есть у Вас дома.

а. книги о живой природе

б. книги с волшебными сказками

в. журналы по интересам

г. цифры, буквы

2. Проводите ли с ребенком совместные наблюдения за животными и растениями? (да нет)

3. Читаете вместе познавательные книги, журналы? (да нет)

4. Приносите домой интересные вещи, книги? (да нет)

5. Знакомите ребенка со своими увлечениями? (да нет)

6. Заботитесь вместе о домашнем животном или комнатном растении? (да нет)

7. Какие формы помощи педагогов по развитию познавательной активности ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)

По итогам проведённого проекта « Мы исследователи» можно сделать выводы:

  • Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, дефектолога и родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе, происходит более успешная коррекция психических процессов: памяти, внимания, мышления, у детей расширяются представления об окружающем мире.
  • Внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментально-исследовательская деятельность в подготовительной группе Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 Красносельского района Санкт - Петербурга Учитель-дефектолог Франчак Т.С.

Слайд 2

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать —и я пойму . © Конфуций, 241 цитата

Слайд 3

Актуальность темы В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. На протяжении всего дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Одной из форм работы по познавательной активности детей является поисковая, экспериментальная деятельность

Слайд 4

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы , так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи . Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Слайд 5

Цели и задачи экспериментальной деятельности : Цель : Практическое внедрение детского экспериментирования, как средства развития познавательной активности. Задачи : Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством; Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); Развивать наблюдательность; Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.

Слайд 6

Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности: Совместная деятельность педагога с ребенком ; Фронтальные занятия; КВН, развлечения; Наблюдения в природе; Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; Беседы по теме эксперимента; Целевая прогулка.

Слайд 7

Структура проведения игры–экспериментирования : Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи); Выдвижение предположений, отбор способов проверки Проверка гипотезы (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства) Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы: внешние стимулы (новизна, необычность объекта ); тайна , сюрприз; мотив помощи; познавательный мотив (почему так ?).

Слайд 8

Этапы реализации экспериментальной деятельности: I этап – подготовительный (организационный). II этап – основной III этап – итоговый (обобщающий). № п/п Содержание Сроки Подготовительный этап 1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Сентябрь 2 Составление планирования детской экспериментальной деятельности Сентябрь 3 Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности Сентябрь Основной этап 1 Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности Сентябрь-Май 2 Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей Сентябрь-Май Итоговый этап 1 Определить эффективность проведённой работы Май 2 Провести анализ полученных результатов Май

Слайд 9

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста Месяц Тема Содержание работы Октябрь «Фруктовая лаборатория» Эксперименты : «Фрукты: как их можно есть?», «Какие фрукты самые сочные», «Как приготовить из фруктов сок», « Узнай фрукт по вкусу и запаху» Ноябрь «Воздух - невидимка» Эксперименты : «Что в пакете», «Игры с соломинкой», «Лодочка», «Поиск воздуха», «Загадочные пузыри», «Пузырьки-спасатели», «Ветер в комнате», «Упрямый воздух» Декабрь «Вода-волшебница» Эксперименты : «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси », «Разные состояния воды» Январь «Снег - снежок» Эксперименты : «Свойства льда», « Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». Февраль «Свойства бумаги» Эксперименты : «Волшебная бумага», «Вода и бумага», «Сравнение бумаги», «Шуршащая или поющая бумага» Март «Сладкие опыты» Эксперименты : «Сыпучий или твердый», «Из чего состоит сахар», «Имеет ли сахар запах» «Какого цвета сахар», «Растворимость сахара» Апрель «Чудеса растений» Эксперименты : «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». Создание «Огород на окне». Май «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко» Эксперименты : «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Слайд 10

Наши игры-эксперименты « Фруктовая лаборатория» «Свойства бумаги » «Сладкие опыты»

Слайд 11

В работе по экспериментальной деятельности использовались карты- схемы, которые помогали закрепить представления, полученные в ходе эксперимента, способствовали формированию логического мышления и активизации связной речи детей.

Слайд 12

Работа с родителями . Консультации : «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома »; Наглядная информация; Обмен опытом; Анкетирование родителей « Организация развивающей среды в семье» В 70 % семей есть познавательная литература для детей, журналы и книги о живой природе, которые родители читают вместе с детьми 30 % родителей привлекают детей к уходу за домашними животными и комнатными растениями. 30 % родителей знакомят детей со своими увлечениями, хобби. 100 % родителей хотели бы получать информацию по развитию познавательной активности ребёнка в виде консультаций в родительском уголке и памяток. Анализ анкетирования показал, что

Слайд 13

Результаты работы по экспериментальной деятельности Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности; У детей расширились представления об окружающем мире; Некоторые дети стали более наблюдательными, научились элементам анализа, сравнения, обобщения ; Родители заинтересовались экспериментально-поисковой деятельностью своих детей; Развито эмоционально-ценностное отношение детей к природе родного края.

Слайд 14

" Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел." К.А.Тимирязев русский естествоиспытатель

Слайд 15

Литература: 1 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва, 2002г. 2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Творческий центр «Сфера», Москва, 2004г . 3. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками» Творческий центр «Сфера», Москва, 2016г.