Главные вкладки

    Семинар Тема: «Организация экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Баринова Елена Владимировна

     Организация экспериментирования в ДО предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.   Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Если оставить в стороне те самые собой разумеющееся отличия, которые укладываются в хорошо известный принцип соответствия содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся, то главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_opytno-eskperimentalnaya_deyatelnost_doshkolnika.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар

    Тема: «Организация экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду»

    Воспитатель: Баринова Елена Владимировна

    1. Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

    Свое выступление я хотела бы начать со слов великого педагога, психолога, философа Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности». Действительно, ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

    Организация экспериментирования в ДО предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее каждое из названных условий.

    Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики, программного содержания и др. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

    Еще одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, являются:

    1. безопасность для жизни и здоровья детей;
    2. обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
    3. достаточность;
    4. доступность расположения.

    В группе должна быть оборудована стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности – «мини-лаборатория», материалы в которой имеют свое определенное место:

    - место постоянной выставки, где размещаются коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

    - место для приборов;

    - место для хранения материалов (природного, "бросового");

    - место для проведения опытов;

    - место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);

    Основным оборудованием в уголке являются: 


    Младший дошкольный возраст

    Компонент дидактический

    Компонент оборудования

    Компонент стимулирующий

    - книги познавательного характера для младшего возраста;
    - тематические альбомы;
    - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".

    - Песок, глина;
    - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
    - материалы для игр с мыльной пеной,
    красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
    Простейшие приборы и приспособления:
    - Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
    - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
    - семена бобов, фасоли, гороха

    - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
    -  персонажи, наделанные определенными чертами
    ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

     

    Средний дошкольный возраст

    Компонент дидактический

    Компонент оборудования

    Компонент стимулирующий

    - книги познавательного характера для среднего возраста;
    - тематические альбомы;
    - коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки :" (зимы, весны, осени), "Ткани".
    "Бумага", "Пуговицы"
    - Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

    - Песок, глина;
    - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
    - материалы для игр с мыльной пеной,
    красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
    - семена бобов, фасоли, гороха
    - некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
    Простейшие приборы и приспособления:
    - Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
    - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

     

    - на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.
    -  персонажи, наделанные определенными чертами
    ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
    - карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

     

    Старший дошкольный возраст

    Компонент дидактический

    Компонент оборудования

    Компонент стимулирующий

    -  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
    - серии картин с изображением природных сообществ;
    - книги познавательного характера, атласы;
    - тематические альбомы;
    - коллекции
    - мини-музей (тематика различна, например
    "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня".

    - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина" ;
    - природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;
    - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
    - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
    - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
    - красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
    - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
    - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
    - сито, воронки
    - половинки мыльниц, формы для льда
    -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
    - клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

    - мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";
    - личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;
    - карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
    -  персонажи, наделанные определенными чертами
    ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

     Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

    Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

    Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования  помещают  коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование.

    Не маловажную роль в организации поисковой деятельности играет педагог. Но в зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков у дошкольников, доля активности воспитателя меняется. Так, при формировании первичных представлений и навыков самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Самостоятельность в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи.

    При дальнейшем развитии навыков исследовательской деятельности процент самостоятельности детей увеличивается за счет самостоятельного поиска метода и решения проблемы. Здесь же самостоятельность может проявляться через объединение детей в группы для коллективного поиска решения проблемы.

    Высшим достижением в данной деятельности может являться тот факт, что активность и самостоятельность детей проявляется на всех этапах эксперимента: постановка проблемы, поиск метода и само решение.

    Но независимо от того, какую роль играет педагог в эксперименте: активного участника, помощника или наблюдателя, он всегда помогает раскрыть потенциал ребёнка, развить его личностные качества в деятельности.

    Своё выступление я хочу закончить китайским изречением:

    - То, что я услышал, я забыл.

    - То, что я увидел, я помню.

    - То, что я сделал, я знаю!

    Действительно, эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.

    Технология  организации совместной экспериментально-исследоватеьской деятельности с детьми дошкольного возраста

    В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения.

    Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников и, тем более, от научно-исследовательской работы взрослых. Если оставить в стороне те самые собой разумеющееся отличия, которые укладываются в хорошо известный принцип соответствия содержания и методов обучения возрастным особенностям учащихся, то главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а также с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира. Рассмотрим его некоторые особенности.

    В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.

    Случайные наблюдения и эксперименты. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо него непонятными и незамеченными.

    Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это значит, что гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, следя за поведением детей и предупреждая всевозможные ЧП, он должен одновременно выискивать в природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не просто, особенно если учесть отсутствие специальной биологической литературы, адресованной работникам ДОУ.

    Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома

    Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна  быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотребить этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности

    Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

    Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

    Кроме того, как говорилось выше, при отсутствии возможности проговаривать свои действия и увиденные результаты качество  восприятия знаний резко ухудшается. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

    В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из-за этого в ходе занятия в работе детей периодически возникает десинхронизация. Это – вполне закономерное явление. Оно проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории. Таких ситуаций не следует избегать, но не стоит их и усугублять. При значительной десинхронизации обстановка в группе может выйти из-под контроля.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Как говорилось в предыдущем разделе, иногда это можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.

    Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие следует прекратить ранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

    Эксперименты как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому  установить истину, проведя несложное наблюдение: « А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка», «Ребята, Коля спрашивает, будут ли голуби есть творог; давайте проверим», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

    Понятие «исследовательское обучение» введено А. И. Савенковым, который считает, что  для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.), создавать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое.

    Педагогу необходимо осуществлять деятельность по трем этапам, которые в своих исследованиях выделили И. Ильницкая и Л. Остапенко.

    На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения.

    На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы.

    На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.

    Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе с детьми шести-семи лет педагог может за вести папку, в которую вместе с родителями (согласно перечню разделов) он будет собирать материал, накопленный в ходе исследования.

    И. Л. Паршукова предлагает определенную свою структуру занятия-исследования  для детей дошкольного возраста:

    1. постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;
    2. тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия);
    3. уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
    4. уточнение плана исследования;
    5.  выбор  оборудования, самостоятельное  его  размещение детьми в зоне исследования;
    6.  распределение детей на подгруппы,
    7. выбор ведущих, капи танов (лидеров группы), помогающих организовать сверст ников, комментирующих ход и результаты совместной де ятельности детей в группе;

    8. анализ и обобщение полученных детьми результатов.

    Н.М. Короткова говорит о том, что  в процессе познавательно-исследовательской деятельности, происходит формирование ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности, субъекта познания. Этому способствует организация деятельности в виде партнерской деятельности взрослого с детьми, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. К основным признакам партнерской деятельности Н. М. Короткова относит добровольное (без психологического принуждения) участие детей в работе и включенность в нее взрослого как соучастника и живого образца осуществления деятельности.

    Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

    1. опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений;
    2. коллекционирование (классификационная работа) - освоение родовидовых отношений;
    3. путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

    путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему).

    Н. М. Короткова предлагает примерное распределение содержания познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    СОДЕРЖАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по Н. М. Коротковой)

    Опыты (экспериментирование)

    Коллекционирование (классификационная работа)

    Путешествие по карте

    Путешествие по «реке времени»

    Состояние и превращение вещества.

    Движение воздуха, воды.

    Свойство почвы и минералов.

    Условия жизни растений.

    Свет и цвет (оптические эффекты).

    Простейшие механические устройства.

    Виды  растений.

    Виды животных.

    Виды строительных сооружений.

    Виды транспорта.

    Виды профессий.

    Стороны света.

    Рельефы местности.

    Природные ландшафты и их обитатели.

    Части света, их природные и культурные «метки» - символы

    Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет – пирамиды).

    История жилища и благоустройство

    История транспорта.

    История почты.

    История письменности (книги).

    История профессий


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

    Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

    Презентация «Организация музыкально творческой деятельности в детском саду»

    В презентации раскрывается опыт работы музыкального руководителя МДОУ "Детский сад №51"  Г.В.Кузовкиной, по развитию у детей творческих  способностей, потребности  самовыражения в движе...

    Семинар для педагогов ДОУ "Проектная деятельность в детском саду"

    В документе дана теоретическая часть метода проектов. Рассматривается история возникновения метода проектов, использование проектной технологии в практике ДОУ; дана классификация проектов, этапы работ...

    Семинар-практикум «Организация двигательной активности детей в детском саду»

    Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком ми...

    Статья: «Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в детском саду». Трошева О.Л., воспитатель МАДОУ «ЦРР - детский сад №19» г. Сыктывкара.

    В данной статье представлен обзорно опыт работы Трошевой О.Л. на тему "Организация театрально-игровой деятельности в детском саду". Опыт актуален для воспитателей по работе с дошкольниками в современн...

    Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».

    Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет...

    Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

    Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....