Семинар – практикум для воспитателей «Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Молькова Анна Игоревна

Семинар – практикум для воспитателей

«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molkova_a_i_seminar_praktikum_dlya_vospitateley.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»

Цель:

освоение организации поисково-исследовательскойдеятельности с детьми и её

последующее активное применение в практическойдеятельностипедагогов.

Задачи:

  1. повысить уровень профессиональнойкомпетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

  1. представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

  1. сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности дляразвития познавательной активности дошкольников.

Ход семинара

Теоретическая часть.

(Воспитатели делятся на 3 подгруппы)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас!

«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду».

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный насегодняшний

день.

Исследовать, открывать, изучать –значит делать шаги в неизведанноеи непознанное.

А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно -

исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается».

Знания, взятыене из книг, а добытые самостоятельно, всегда

являются осознанными и более прочными.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента».

Опыт - метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое

изучение вопроса.

Эксперимент –это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики,

предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

4.

Блиц-игра «Вопрос-ответ»

1Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

2Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение,экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив.игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

3Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ: плавает-не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

4Формы работы с детьми 4-5 лет по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование

экспериментирование, развивающие игры, встречи сприродой, ситуативные разговоры.

5Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный-склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Любопытный-мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

6Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит

процессом познания.

5. ОБЪЯСНЯЛКИ (от детей)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они

стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Это такой прибор, в который если смотришь на что-то очень-очень маленькое, оно

становится большим. Он похож на бинокль, у меня дома и в детском саду они

игрушечные, а в школе настоящие. (МИКРОСКОП)

4. Это такая стеклянная трубочка, в неё постоянно что-то наливают, добавляют какой-

то порошок, в ней всё шипит, булькает и меняется цвет. С ней нужно быть очень

осторожным. (ПРОБИРКА)

Что в процессе экспериментальной деятельности развиваетсяу детей?

Любознательность

Наблюдательность

Инициативность

Активный

Эмоциональный

Настойчивый

Общительный

II. Практическая часть.

Китайская пословица гласит «Расскажи –и я забуду, покажи –и я запомню, дай попробовать -и я пойму».

Это отражает всю сущность окружающего мира.

Но на практике порой сталкиваешься с интеллектуальной пассивностью детей, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка. Порой не в состоянии справиться с самым простым заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или игру.

(Участники обращаются в «лабораторию»).

Предлагаю вашему вниманию сказку с проблемными вопросами, ответить на которые

необходимо при помощи опытов.

Сказка называется «Путешествие Умки в мир чудес»

Воспитатель: «Жил был медвежонок, Умка. Очень он был любопытный, как и все дети. Однажды Умка услышал разговор птиц о том, что они   видели в других краях. Ему стало интересно, а что же творится вокруг его дома? Ведь он ещё никогда нигде не бывал. И Умка отправился   в путешествие по родному краю в поисках приключений.    

Умка шел гулять к морю и увидел, что поверхность воды украшена различными узорами. Он подошел поближе, чтобы лучше их рассмотреть.

Опыт № 1

Цель: рассмотреть красочные узоры, полученные при взаимодействии молока, пищевых красителей и моющего средства.

- Тарелка с молоком

- пищевые красители

- средство для мытья посуды

- ватная палочка

Насыпьте немного пищевого красителя в молоко.

Чуть - чуть подождите, и Вы заметите, как молоко начинает свой прекрасный вальс. В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Насыпаем разные цвета красителя, дуем на молоко, чтобы получились еще более прекрасные узоры.

Берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды.  Опустите палочку в центр тарелки с молоком.   Красители "сбегаются" и перемешиваются, получаются необычные круги.

Вывод: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекула разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек,  появились тучи и  пошел сильный снег с дождем.  Умка  увидел, что не смотря на бурю в пруду распускается волшебный цветок.

Опыт № 2

Цель: выявить свойства бумаги. При намокании бумага принимает горизонтальное положение на воде

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Умка пошел гулять дальше и увидел, как из моря вышел пингвин, он был совсем сухой. Умка очень удивился: «Разве можно выйти сухим из воды?»

Опыт № 3

Цель: Определить, что воздух занимает место.

Сухую бумажную салфетку располагаем на дне стакана. В таз наливаем воды, стакан переворачиваем и опускаем его на дно. Стакан придется удерживать усилием, т.к. он будет пытаться выпрыгнуть из воды. Если аккуратно опустить стакан на дно и потом достать, то салфетка, расположенная на дне стакана, останется сухой. Вода не сможет наполнить стакан и намочить салфетку, поскольку в стакане остался воздух.

Воздух в стакане сжимается и создает давление, которое не дает воде заполнить весь стакан. Вода в стакане есть только у верхней кромки.

Умке очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир

Вывод:

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения

знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Рефлексия.Синквейн–это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.

1 строчка –это название темы

2 строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях

3 строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы

4 строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме

5 строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

Эксперимент

Увлекательный, познавательный

Открывает,подтверждает, доказывает

Жизнь без экспериментов скучна!

Исследование

Эксперимент

Необычный, научный,

Наблюдать, узнавать, проверять

Результаты всегда интересны и невероятны

Открытие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

Семинар - практикум для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» - Ещенко Светлана Владимировна, МБДОУ ДС №47 "Радуга" г.Светлоград Ставропольский край

Семинар - практикум для воспитателейМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №47 «Радуга г.Светлоград Петровского муниципального района...

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей: "Здоровьесбережение – одна из самых приоритетных задач детского сада".

Здоровь-это активность людей направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнидеятельности человека...

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада "

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"...

Семинар- практикум для воспитателей "Особенности рисования пейзажей в разных возрастных группах детского сада"

Бесспорно,  изобразительная деятельность для дошкольников является самой интересной. Разрисовав себя  с ног до головы фломастерами или красками, украсив любимую мамину блузку гуашевыми цвета...

Семинар-практикум для воспитателей, специалистов ДОО "Гиперактивный ребенок в группе детского сада"

Данный семинар может быть использован в работе как воспиаттелями, так и другими специалистами дошкольной образовательной организации.Содержит практические упражнения, которые могут быть использованы в...