Главные вкладки

    Семинар - практикум для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» - Ещенко Светлана Владимировна, МБДОУ ДС №47 "Радуга" г.Светлоград Ставропольский край
    методическая разработка по теме

    Ещенко Светлана Владимировна
    Семинар - практикум для воспитателей

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №47 «Радуга г.Светлоград Петровского муниципального района

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Семинар - практикум для воспитателей по теме:

     

    «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Подготовил:

    Воспитатель МБДОУ

    ДС №47 «Радуга»

    С.В.Ещенко

    27.04.2016 г.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г.Светлоград

     

    1. Теоритическая часть.

                      То, что я услышал, я забыл.
                    То, что я увидел, я помню.
                    То, что я сделал, я знаю.

            Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

           Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

           Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково - познавательных знаний детей, становление опытно - экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Ведь экспериментирование способствует в первую очередь формированию интегративных качеств. Их вы можете увидеть на экране.

         Кроме того, поисково – исследовательская деятельность развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность,  инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности.

           В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

           В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач, которые вы так же можете видеть на экране

          Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является методическое обеспечение литературой по данной теме.

          В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных  опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

    Стоит обратить внимание на такие издания, как

    ·        Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008

    ·        Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

    ·        Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование

    ·        З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,

    ·        Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012

    ·        Исакова Н.В.:

    ·        Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

    ·        Детство-Пресс, 2013

    Помимо методической литературы, кстати на занятиях будут детские издания. Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных – экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить свойства воздуха, постичь загадочную природу растений.

    Для фиксации наблюдений и выводов необходим набор развивающих карточек. Они могут быть на печатной основе.

            Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
    Материал и карточки, соответственно, для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

    Методы и приемы.

    v Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

    v Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

    v Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».

    v Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

    v Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».

    v Экспериментальные игры.

    v Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

    v Наблюдение природных явлений.

    v Использование энциклопедий.

    Примерная структура занятия-экспериментирования

    Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

    1. Постановка исследовательской задачи.
    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
    4. Уточнение плана исследования.
    5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
    6. Распределение детей на подгруппы.
    7. Анализ и обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.         

             Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется  педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются  и заносятся в дневники наблюдений.

             Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

          Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

    Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. На слайде представлено разнообразие исследовательских центров в старшей, подготовительной группе.

    1.     Практическая часть.

    1.     Сейчас предлагаю разделиться на 3 группы и подойти к столу. На нем вы можете видеть разнообразные предметы, материалы, приспособления. Ваша задача, уважаемые коллеги, отобрать необходимое для экспериментирования, внимание: первая группа по тематике «Тонет – не тонет», вторая – для экспериментов с воздухом и третья – с магнитом.

    2.     Ну что ж, вы отлично справились. Для следующего задания предлагаю каждой подгруппе выбрать по две карточки-схемы проведения экспериментов. Ваша задача объяснить суть эксперимента, отображенных на данных карточках и в каждой из них найти один лишний – логически не взаимосвязанный этап.

    3.     Ну и последнее задание. Выберите по одной опорной карточке схеме для опыта. Вам предстоит расшифровать, что это за опыт, продемонстрировать его проведение и составить вывод, используя схематическое изображение.

    -       Скольжение капли вода по горке из промасленной бумаги;

    -       Растворение подкрашенной воды в разных жидкостях (воде, молоке);

    -       Наблюдение в микроскоп за процессом фильтрации грязной воды.

    3.Заключительная часть.

    Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха. На вопрос: «А что можно сделать с этими семенами?» дети дадут разные ответы. Воспитателю важно ненавязчиво подвести к экспериментированию: что появляется вначале: корешок или стебелек?».

    Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объясняют почему. Затем,  осуществляются различные варианты: некоторые воспитанники просто заливают водой семена, кто-то  воспользуется ватными дисками, и положат семена между ними. В результате дети делают вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 12 дней. 

    Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. 

            Например: ребенок, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде. В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

    Очень важно педагогу мотивировать детей на экспериментально – исследовательскую деятельность, увлечь ею. И ни в коем случае не упускать спонтанно возникающие ситуации, дающие возможность наблюдать, исследовать, изучать, особенно если инициатива исходит от детей. Помните: дорога ложка к обеду. Старайтесь не упустить вспыхнувшую искорку интереса и любопытства в воспитанниках, ведь только в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы и логические умозаключения.

    Надеюсь, сегодняшний семинар – практикум оказался вам не только интересным, но и полезным. А сейчас я готова ответить на ваши вопросы по данной теме.

     

    ​​

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №47 «Радуга г.Светлоград Петровского муниципального района

    Семинар - практикум для воспитателей по теме:

    «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

    Подготовил:

    Воспитатель МБДОУ

    ДС №47 «Радуга»

    С.В.Ещенко

    27.04.2016 г.

    г.Светлоград

    1. Теоритическая часть.

                      То, что я услышал, я забыл.
                   То, что я увидел, я помню.
                   То, что я сделал, я знаю.

            Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

           Теоретической базой организации опытно-экспериментальной деятельности являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей, выделяет деятельность экспериментирования. По его мнению: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

           Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково - познавательных знаний детей, становление опытно - экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Ведь экспериментирование способствует в первую очередь формированию интегративных качеств. Их вы можете увидеть на экране.

         Кроме того, поисково – исследовательская деятельность развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность,  инициативу и самостоятельность в его познании  в ходе практической деятельности.

           В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

           В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач, которые вы так же можете видеть на экране

          Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является методическое обеспечение литературой по данной теме.

          В книгах Н. М. Зубковой собрано большое количество разнообразных и интересных  опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка и подтолкнуть ребенка к познанию мира.

    Стоит обратить внимание на такие издания, как

    • Организация экспериментальной деятельности дошкольников Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008
    • Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
    • Елена Марудова: Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование
    • З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева,
    • Л. М. Кларина, 3. А. Серова «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников.» ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
    • Исакова Н.В.:
    • Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
    • Детство-Пресс, 2013

    Помимо методической литературы, кстати на занятиях будут детские издания. Х. Идом, М. Баттерфилд, Р. Хеддл и М. Ануин Издательство: Махаон, Серия: Учимся с мамой Это яркие и увлекательные книги для маленьких учёных – экспериментаторов. Описанные в них опыты помогут исследовать свойства воды, света, зеркал и магнитов; помогут детям изучить свойства воздуха, постичь загадочную природу растений.

    Для фиксации наблюдений и выводов необходим набор развивающих карточек. Они могут быть на печатной основе.

                    Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
    Материал и карточки, соответственно, для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

    Методы и приемы.

    • Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы; , помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
    • Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
    • Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
    • Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
    • Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
    • Экспериментальные игры.
    • Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
    • Наблюдение природных явлений.
    • Использование энциклопедий.

    Примерная структура занятия-экспериментирования

    Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

    1. Постановка исследовательской задачи.
    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.
    4. Уточнение плана исследования.
    5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
    6. Распределение детей на подгруппы.
    7. Анализ и обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.          

             Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется  педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются  и заносятся в дневники наблюдений.

             Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

          Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

    Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. На слайде представлено разнообразие исследовательских центров в старшей, подготовительной группе.

    1. Практическая часть.
    1. Сейчас предлагаю разделиться на 3 группы и подойти к столу. На нем вы можете видеть разнообразные предметы, материалы, приспособления. Ваша задача, уважаемые коллеги, отобрать необходимое для экспериментирования, внимание: первая группа по тематике «Тонет – не тонет», вторая – для экспериментов с воздухом и третья – с магнитом.
    2. Ну что ж, вы отлично справились. Для следующего задания предлагаю каждой подгруппе выбрать по две карточки-схемы проведения экспериментов. Ваша задача объяснить суть эксперимента, отображенных на данных карточках и в каждой из них найти один лишний – логически не взаимосвязанный этап.
    3. Ну и последнее задание. Выберите по одной опорной карточке схеме для опыта. Вам предстоит расшифровать, что это за опыт, продемонстрировать его проведение и составить вывод, используя схематическое изображение.
    • Скольжение капли вода по горке из промасленной бумаги;
    • Растворение подкрашенной воды в разных жидкостях (воде, молоке);
    • Наблюдение в микроскоп за процессом фильтрации грязной воды.

    3.Заключительная часть.

    Однажды дети могут обнаружить конверт с семенами фасоли и гороха. На вопрос: «А что можно сделать с этими семенами?» дети дадут разные ответы. Воспитателю важно ненавязчиво подвести к экспериментированию: что появляется вначале: корешок или стебелек?».

    Дети решают, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объясняют почему. Затем,  осуществляются различные варианты: некоторые воспитанники просто заливают водой семена, кто-то  воспользуется ватными дисками, и положат семена между ними. В результате дети делают вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность эксперимента – 12 дней.  

    Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.  

            Например: ребенок, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде. В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

    Очень важно педагогу мотивировать детей на экспериментально – исследовательскую деятельность, увлечь ею. И ни в коем случае не упускать спонтанно возникающие ситуации, дающие возможность наблюдать, исследовать, изучать, особенно если инициатива исходит от детей. Помните: дорога ложка к обеду. Старайтесь не упустить вспыхнувшую искорку интереса и любопытства в воспитанниках, ведь только в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы и логические умозаключения.

    Надеюсь, сегодняшний семинар – практикум оказался вам не только интересным, но и полезным. А сейчас я готова ответить на ваши вопросы по данной теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект семинара - практикума для воспитателей по теме: «Поисковые методы обучения в детском саду».

    План:1.Введение в проблему2.Функции исследовательской деятельности детей.3.Этапы поисково-исследовательской деятельности4.Эвристическая беседа5.Проблемные ситуации в обучении (работа с картотеко...

    Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

    "НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ""Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросыИ получать на них фактические ответы, оказываясьНа более высоком умственном и нравст...

    семинар - практикум "Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"

    " Тематические проекты как форма организации образовательной деятельности в детском саду"...

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

    способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

    Семинар – практикум для воспитателей «Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»

    Семинар – практикум для воспитателей«Особенности организации экспериментально-поисковой деятельности в детском саду»...

    Семинар-практикум для воспитателей на тему: “Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми»

    Семинар-практикум для воспитателей на тему:“Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми»...

    Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

    Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ по вопросу организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста...