Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
учебно-методический материал по теме

Коробкова Елена Владимировна

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду.                 

 

 Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду.                  

                                                                                                             Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1)
 опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) 
опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как« восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — 
развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Художественно-эстетическая деятельность –  деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.

Н.А. Ветлугина не раз  отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы её организации разнообразны: игра, НОД, выставки детских работ, экскурсии, праздники-развлечения и др.

 Например: Доминантные игры-занятия похожи на тематические. В качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности доминирующий на протяжении всего занятия, например, один из видов музыкальной или художественной деятельности. Среди доминантных организованных форм образовательной деятельности можно выделить такой подвид, как интегрированные занятия, в процессе проведения которых происходит интеграция различных видов детской деятельности (лепка и рисование, аппликация и рисование и т.д.) или техник её выполнения ( техника клякс,

разбрызгивание краски и др.), в результате чего дети усваивают новые приёмы и способы данной деятельности.

Средства эстетического воспитания разнообразны и благодаря этому оказывается возможным реализовать его содержание. К ним относятся:

эстетическое общение, природа, искусство, окружающая предметная среда, разнообразные виды игр, разные виды труда, физические упражнения, праздники.

  Эстетическое общение — особое условие и средство эстетического развития, направленное на то, что бы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, в то, что он пришёл в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

     Эстетическое общение позволяет ребёнку присвоить позицию творца, позволяющей по другому воспринимать мир и себя в нём. Один из признаков такой позиции — выразительность художественного образа. Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольника  и её результативность. Не только красивые предметы эстетически воспитывают детей, но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать. Современные исследователи (И.Клюева, Л.Пантелеева и др.) указывают на то, что воспитательный потенциал пространственной предметной развивающей среды в группе и ДОУ может быть оптимизирован за счёт соцоигровых методов и методов развития детского творчества. Так, Л.Г. Савенкова оптимизирует его за счёт предметно-пространственного интегрированного подхода.                                                                                  

           

Успешность художественно-эстетической  деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания ,умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое ,гибкое мышление ,фантазия и воображение.                      Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Нетрадиционное рисование – это  искусство  изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Развивает умение детей действовать  с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;
  • Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционные техники: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой, углем, точечное рисование (пуантолизм), рисование по ткани, кляксография и т.д.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + гуашь
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки;
  • монотипия предметная

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование солью, песком, манкой;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография
  • граттаж.

Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Используя, методы и приемы вызывающие положительный эмоциональный отклик детей, чем богаче впечатление детей, чем содержательнее, полнее и интереснее их жизнь, тем более интересными, разнообразными и выразительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные формы организации художественно- эстетического развития воспитанников ДОУ

Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности...

«Педагогическое сопровождение одаренных детей в процессе организации художественно-эстетической деятельности».

Художественно-эстетическая одаренность – это внутренне обусловленная способность человека к эстетическому познанию и освоению мира, к созданию нового продукта, способного воздействовать на духов...

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Статья Процесс организации художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста через рисование нетрадиционными техниками в условиях введения федерального государственного образовательног...

Доклад "Художественно – эстетическая деятельность в детском саду»

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - вед...

Из опыта работы Живодеровой Е.А. воспитателя 1 квалификационной категории Тема: «Использование ТРИЗ в художественно-эстетической деятельности в детском саду»

Из опыта работы Живодеровой Е.А. воспитателя 1 квалификационной категорииТема: «Использование ТРИЗ в художественно-эстетической деятельности в детском саду»...