Дидактическое пособие "Развиваемся играя"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Гайдай Елена Николаевна

Использование дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста ,выполненых своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx706.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Дидактическое пособие

                                         «Развиваемся, играя»

Использование дидактических игр по сенсорному развитию в работе с младшими дошкольниками, выполненных своими руками,

 

Пояснительная записка: Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляет чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, оно необходимо для успешного его обучения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми ,самостоятельной деятельности ребенка. Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека.  Сенсорное развитие малышей - это удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других психических процессов.

    Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к понятиям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий .

Обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, я добивалась, чтобы ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.


Данный материал будет полезен любознательным родителям, педагогам дошкольного образования. 

Цель: формирование сенсорных эталонов младших дошкольников через использование дидактических игр.


Задачи:
1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете , величине , форме ;

2. создавать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности ,через игры с дидактическим материалом;
3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Эти задачи также решались в пополнении игровой среды, разработке новых дидактических игр, которые обогащают восприятие детей, развивают зрительную сосредоточенность, внимание, моторику, тактильные чувства, стабилизируют эмоциональное состояние. Сенсорную зону группы использую как дополнительный инструмент для накопления сенсорного опыта детей. В самостоятельной деятельности с детьми по накоплению сенсорного опыта, мною были поставлены следующие задачи:
1. создать условия для снятия чувства тревоги у детей;
2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;
3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;
4. развить способность детей действовать самостоятельно.
      В процессе накопления сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя. Цветовая гамма игр состоит, в основном,  из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог почти каждой игры. Работа с детьми проводится индивидуально или подгруппой ,состоящей из 3 -4 детей. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме, величине .
     Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной и совместной деятельности с детьми, я вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный  работы как в первую половину дня, так и во вторую, в период проведения коррекционного часа, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры,  я заметила, что дети увереннее накапливают представления о сенсорном восприятии , проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.

     Предлагаю дидактические игры, сделанные своими руками.

Игра «Украсим солнышко»

Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами; совершенствование тактильных ощущений.
Варианты игры:

Вариант № 1 «Солнышко улыбнулось». Дети выкладывают солнышко  на фланелеграфе (разрезная картинка ) с изображением «открытых глаз». Взрослый предлагает всем детям встать в круг, взяться за руки и улыбнуться солнышку и друг другу.


Вариант № 2 «Украсим солнышко». Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т.е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу . Далее ребёнку необходимо найти соответствующий по цвету бантик и путём наложения украсить лучик .


Вариант № 3 «Солнышко уснуло». Взрослый или ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т.е изображением «закрытые глазки» и предлагает детям спрятать лучики и бантики в «домик» (красивая коробочка), называя при этом знакомый им цвет. Например, красный лучик и красный бантик спрятались в «домик». Игра считается законченной, когда все лучики и бантики будут спрятаны в домик.

   

     Игра «Сошьем коврик»

      Цель: Формирование умений: запоминать геометрические фигуры; группировать предметы по цвету, соотносить предметы по форме методом наложения; фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.
Материал: по 4 коврика с геометрическими рисунками-схемами в цвете и силуэте, геометрические формы.

Описание игры.
Ребёнок берёт коврик-схему и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру, если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается такой же коврик – схема в цветном исполнении. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

C:\Users\сад\Desktop\20180306_093857.jpg

    Игра «Почини одежду мишкам»

Цель: Развитие умения :различать цвета и использовать названия цветов в речи; распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, овал).Совершенствование цветового восприятия и тактильных ощущений.

Материалы:

Контуры штанишек с цветными силуэтными заплатками, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры:

Появляется мишка с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь?

Мишка: Я был у бабушки медведицы в гостях и она подарила мне и моим братишкам штанишки. А пока я шел по лесу, задел за куст – они и порвались.  (Показывает карточки).

Воспитатель: Не плачь, мишка , мы тебе поможем. Дети ,давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на штанишках?

Дети: на треугольник, квадрат , круг, овал.

Воспитатель: Правильно. Кладет схемы штанишек на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Мишка: Большое дети, вам спасибо!

Игра «Укрась бабочку»

Цель: Создание условий для умения дифференцировать различные по форме, цвету и размеру геометрические фигуры(круг и овал), опираясь на тактильные и зрительные ощущения; закрепление понятий «один-много, большой – поменьше –маленький».

Ход игры: Воспитатель показывает детям бабочек  и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то- одному, то -другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

C:\Users\сад\Desktop\20180306_092815.jpg

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Формирование умения различать  основные цвета и форму, упражнять в раскладывании палочек  по карточкам соответствующего цвета и формы, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, с наклеенными на них геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) основных цветов,  карточки аналогичных цветов и форм.

Словарь.   Синий, красный, зеленый, желтый.(возможны оттенки)

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям карточки ,с изображенными на них в один ряд геометрическими фигурами( по з шт.) разных цветов и показывает разноцветные палочки ,с таким же расположением фигур,как на карточках,  которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается  разложить все палочки по карточкам своего цвета и формы. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет и формы фигур на палочке и карточке совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет правильно палочки и совместит с карточкой. Постепенно количество палочек увеличивается.

C:\Users\сад\Desktop\20180306_092218.jpg           C:\Users\сад\Desktop\20180306_092012.jpg

Игра «Подбери по цвету»

Цель: формирование умения группировать предметы по цвету.

Ход игры.  Воспитатель вместе с ребенком рассматривает картинки на полотне и карточки того же цвета ,прикрепленные на ленточках разной длины и ширины в нижней части полотна. Педагог обращает внимание на сходство и отличие карточек. Затем воспитатель предлагает соединить карточки в пару , дифференцируя  их по  цвету. Далее предлагает ребенку подобрать следующую пару карточек, и . т. д. 

C:\Users\сад\Desktop\20180412_164552 (2).jpg C:\Users\сад\Desktop\20180412_164604.jpg

Игры с бельевыми прищепками.

Цель: формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета; развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

C:\Users\сад\Desktop\20180206_080616.jpg    C:\Users\сад\Desktop\20180207_171716.jpg

                                     C:\Users\сад\Desktop\20180220_113834.jpg

Ход игры:

Воспитатель :Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

 Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам).                            Ой!  Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую  принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого. Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку.  Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

                                               

Хочется отметить, что дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей. Привлекая внимание детей к дидактической игре, я заметила, что у детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий, сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени младшего дошкольного возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические математические игры для дошкольников

В статье рассмотрены вопросы влияние игр на воспитание и развитие ребенка. Также предлагаются дидактические игры на занятиях по математике у старших дошкольников: игры с цифрами, путешествия во ...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...