Конспект интегрированного занятия с детьми с УУО и РАС.
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

(Иващенко) - Антонова И.В.

По представленному конспекту было проведено открытое занятие для специалистов Красноярского края в 2016г. Благодаря слаженной работе дефектолога и воспитателя занятие получило высокую оценку. С данным конспектом мы  учавствовали в краевом фестивале лучших инклюзивных практик, где прошли во второй тур конкурса.

https://nsportal.ru/media-gallery/detail/3495296/15754357

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevoy_konkurs_2017g.docx (28.37 КБ)28.37 КБ

Предварительный просмотр:

     

Организация интегрированной деятельности с детьми с умеренной  умственной отсталостью.

       Занятие разработано для 5 детей: из них 3 ребенка с расстройством аутистического спектра и 2 с сопутствующими нарушениями в развитии. Воспитание и обучение детей ведется по индивидуальной программе развития. Все дети посещают детский сад второй год и имеют статус ребенка-инвалида. Ввиду особенностей развития дети имеют проблемы в общении, установлении контакта, привлечении к деятельности и нарушения в поведении.

        Наша деятельность включает следующие блоки:

 1- предметно - игровая деятельность

  2- сенсомоторная деятельность

   3- продуктивная деятельность (лепка)

- музыкально – ритмическая пауза: «Поезд», «Машина»

Тема занятия: Знакомство с игрушкой: грузовая машина. На нашем занятии мы будем реализовывать следующие задачи:                     

  Образовательные:

  • Продолжать развивать умение наблюдать за предметно-игровыми действиями и воспроизводить их по подражанию с поддержкой взрослого (нагружать и катать машину, строить башню из кубиков);
  • Продолжать учить присоединять к основе готовые детали (пластилиновые шарики), расплющивать их пальцем, равномерно заполняя пространство внутри контурного изображения.
  • Коррекционно-развивающие: 
  • Развитие речи: Развивать умение слушать и выполнять элементарную речевую инструкцию (возьми, покатай, передай), побуждать к воспроизведению звукоподражанию «би-би» через включение детей в деятельность;
  • Сенсорное развитие: Развивать зрительное восприятие через соотнесение объемного предмета с плоскостным изображением и выделение изображения предмета из общего фона в игре лото;
  • Развитие мелкой моторики: Развивать и укреплять ручную и мелкую моторику через работу с лепным материалом (пластилин);

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей навыки эмоционально-положительного реагирования в ситуации совместной деятельности со сверстниками и  взрослыми;
  • Воспитывать умение доводить начатую работу до конца.

Оборудование:

Демонстрационный материал: 

  •  маленькая и 2 большие грузовые машины с веревочкой;
  • разнос;
  • тканевая салфетка;
  • мольберт с магнитной доской;
  • 3 цветные картинки с изображением игрушечных грузовых машин;
  • детали строительного конструктора: кубики основных цветов 10 шт. (красный, желтый, синий, зеленый);
  • 2 обруча нейтрального цвета
  •  Контейнер, для кубиков, белого цвета.

Раздаточный материал: 

  • цветное лото «Транспорт» 5 комплектов (ламинированные);
  • теневое лото «Транспорт» 5 комплектов (ламинированные);
  • 5 мисочек с крышечками основных цветов и основа с изображением грузовой машины (нагружаем машину) соотнесения по цвету и форме (ламинированные);
  • в маленьких мисочках готовые пластилиновые шарики основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) 5 наборов;
  • ламинированные основы с изображением грузовой машины для прикрепления пластилиновых шариков.  

   Раздаточный материал для индивидуального задания: 

  • И/Р (Марина, Саша) 2-3 составные пазлы.

            Содержание и задачи нашей интегрированной коррекционно-развивающей деятельности соответствуют первому году обучения  программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, по разделам: «Познавательное развитие», «Обучение игре» и «Продуктивная деятельность» (лепка).

       Основным способом деятельности детей являются сопряженные действия с педагогом, реже действия по подражанию и показу.  

      В связи с особенностями детей у них отмечаются повышенная лабильность, расторможенность, что приводит к нарушениям в поведении. Ввиду нарушения общения и трудностями в установлении контакта, детей необходимо постоянно привлекать к деятельности используя физические и словесные подсказки.      

      Интегрированный подход к построению деятельности на одном и том же материале дает возможность в комплексе решать образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи, а так же создавать ситуации для многократного повторения изучаемого материала, что способствовало лучшему его закреплению.

        В основе занятия лежит предметно-игровая деятельность. Активизации и привлечению внимания детей способствует активное включение их в деятельность: по побуждению, частично с помощью, а так же сопряженно с педагогом.

        При проведении занятия задействуется значительное пространство группы. Дети находятся и работают в игровой и учебной зоне. Необходима возможность смены положения тела: дети работают сидя на ковре, на стульчиках за столом, стоя в кругу на ковре и активно перемещаются по группе. Организуется смена видов деятельности, динамические паузы, все это оказывает положительное влияние на работоспособность и эмоциональный настрой детей, что обеспечивает соблюдение охранительного режима на протяжении всего занятия.

     Сенсорному развитию способствует создание ситуаций требующих поисково – ориентировочных действий с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового и тактильного). Для реализации этих действий детей  специально подготавливается оборудование: цветовое и теневое лото, цветные грузовые машины с крышечками того же цвета (задания на сличение цвета). В работе учтен принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей (не было мелких деталей). По ходу всего занятия прослеживается направленность на развитие и совершенствование зрительно – двигательной координации и согласованных движений обеих рук.  

         Для развития речи детей активно используется побуждение к называнию, как самой игрушки, ее частей так и некоторых их качественных признаков (цвет).

       Ежедневно применяемая закрепленная структура занятия способствует лучшей организации детей. Благодаря последовательности действий поведение и деятельность детей становились более упорядоченными. Для лучшей концентрации внимания детей рабочее пространство специально организовывается (все лишнее убирается).

     Для  организации детей используются следующие приемы:

  • ритуал приветствия и прощания (несет организующий момент);
  • дети сидят каждый на своем стуле отмеченном картинкой (чувство уверенности, защищенности);
  • организационные приемы: привлечение ребенка за руку; выделение голосом инструкции; побуждающие короткие фразы (сиди, делай);
  • возьми игрушку и передай другому (взаимодействие со сверстниками; умение ждать и упорядочивать деятельность, наблюдать);
  • объемная игрушка рядом с плоскостным ее изображением (объединение двух образов восприятия одного предмета);
  • рассматривание машины, катание, погрузка кубиков, построение башни (формирование более полного представления об изучаемом предмете и практическое его применение);

       С учетом разных возможностей детей на занятии используется индивидуальный подход и разные виды помощи: стимулирующая (вопрос, одобрение), направляющая (образец, подсказ способа действия); разный уровень сложности заданий.

   Смена видов деятельности, использование различных анализаторов  (зрительного, слухового, тактильного), постоянное побуждение детей к деятельности и помощь педагога способствовали ситуации успеха каждому ребенку, обеспечивали  хорошую работоспособность и соблюдение охранительного режима, что послужило успешному выполнению целей занятия.

                 

                                  Ход занятия

Вводная часть.

Организационный момент.

Дети вместе со взрослыми встают в круг и держась за руки поют песенку «Утро начинается».

Педагоги, при необходимости, помогают детям показывать руками и называть свое имя, обозначая, что он здесь.

ИГРОВАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Затем все садятся на ковер в круг.

На счет раз, два, три педагог убирает салфетку.

Дети проходят и садятся каждый на свой стульчик перед мольбертом.

Беру изображение этой машинки и сопоставляю рядом с объемной игрушкой.

Прикрепляю изображение на доску между двумя другими изображениями игрушечных грузовых машин.

 

Меняю местами картинки.

Снова меняю местами картинки.

Мольберт, с картинками и машиной на полке, убираем в сторону, но в поле зрения детей.

Две большие грузовые машины с веревочкой стоят под столами.

Высыпаем из короба 10 кубиков 4 цветов (красный, желтый, синий, зеленый) на пол пред детьми.

На ковре лежат 2 обруча. Дети привозят, выгружают в них кубики (двое в один, трое в другой) и строят башни.

СЕНСОМОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬОСТЬ.

И/Р Марина и Саша собирают пазлы с изображением машины из 2, затем из 3 частей.  

И/Р Саша раскладывает 7 крышек .

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСЕНКА.

Выходим с детьми на ковер и встаем в круг держась за руки, производим махи руками, не разъединяя их.

Во время повторения песенки водим хоровод.

Дети машут друг другу.

 Приветствие.

 Поем песенку:        Утро начинается,

                                  Вместе мы встречаемся,

                                  Все друг другу рады,

                                  Мы друг другу рады!

А кто у нас здесь?  Ирина Викторовна здесь,

                                Андрей здесь,

                                Ваня здесь,

                                Дима здесь,

                                Марина здесь,

                                Саша здесь,

                                Ирина Юрьевна здесь.

                                Все здесь!

 

Ребята, что же находится под салфеткой? Давайте посмотрим!

Ух ты! Грузовая машина!  

 Что есть у грузовой машины? Колеса! Андрей, покажи, где колеса. Верно! Молодец!

Ваня, покажи, где кабина. Правильно! Там водитель сидит.

Дима, покажи, где кузов. Правильно! В кузов нагружают грузы.

Би-Би-Би поехала машина…к Саше.

Саша машину покатал, покатал и Марине передал раз, два, три!

Би-Би-Би Марина машину покатала, покатала и Ивану передала раз, два, три!

Би-Би-Би Ваня машину покатал, покатал и Диме передал раз, два, три!

Би-Би-Би Дима машину покатал, покатал и Андрею передал раз, два, три!

Би-Би-Би Андрей машину покатал, покатал и Ирине Викторовне передал.

Посмотрите дети какой может быть наша машинка на картинке.

 

Дима, где на доске изображена наша грузовая машина? Найди ее.

Покажи.

Они похожи?

Да!

Верно!

Ваня, найди такую машинку (показываю машинку, которую рассматривали, при затруднении выбора, даю ее ребенку в руки).

Молодец! Замечательно!

Саша, теперь ты найди нашу грузовую машину.

Правильно, Саша!

 Дети, где у нас в группе есть грузовая машина, давайте найдем. Андрей, покажи, где грузовая машина. Верно! Подойди. Достань машину. Молодец! Вот какая большая!

Ваня, а еще есть такая же? Давай посмотрим. Вот она! Нашел! Здорово! Доставай машину.

Какой большой кузов у машин.

Сейчас мы с вами поиграем! Будем строить башни! Для этого нам нужны кубики.

Нагружаем в машины  кубики для строительства. Андрей, Ваня и Дима нагружают одну машину (с одним педагогом), а Саша и Марина другую (с другим педагогом). Каждый грузит по 2 кубика. Катим машину до обруча.

Высыпаем кубики в обруч. Строим башни!

Молодцы!

Здорово получилось!

 

Затем дети берут каждый свой стул и проходят за столы, где уже приготовлены сенсорные материалы для работы:

1-  цветное лото транспорт (соотнесение по изображению, найди такой же);

2- теневое лото транспорт на соотнесение по форме силуэта, найди такой же;

3- мисочки с пластиковыми крышечками 12 шт. основных цветов и основа с изображением грузового автомобиля (соотнесение по форме и цвету);

Дети выходят из-за стола, проходят на ковер, танцуют танец «Паровозик».(3 куплета)

Дети снова возвращаются за столы для занятия лепкой.

На ламинированную основу в форме грузовой машины дети прикладывают пластилиновые шарики и прижимают их указательным пальцем к основе, соотнося по цвету.

Наши дети встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

 Будем рядом стоять, ручками махать.

Целый час мы занимались

И немножко баловались,

А теперь, детвора

Bсем домой пора!} Весь куплет 2 раза.

Всем пока!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. тема: «Рябиновая Русь».

Целью данного занятия является собрать образ нашей Родины, Есенинской Руси.В сердцах детей пробуждаются нежные чувства к родной речи, к любимой земле, желание знать и почитать традиции своего народа. ...

Конспект интегрированного занятия с детьми первой младшей группы "Домик для золотой рыбки"

Данное занятие построено на принципе интеграции с учетом следующих образовательных областей: "Познание", "Художественное творчество", "Социализация", "Безопасность", "Чтение художественной литературы"...

Конспект интегрированного занятия с детьми 6-го года жизни (ОНР) с использованием здоровьесберегающих технологий «В гостях у Гномов»

Конспект  интегрированного  занятия   с детьми  6-го года жизни (ОНР)   с использованием здоровьесберегающих технологий   «В гостях у Гномов»....

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествуй с нами".

Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф...

Конспект интегрированного занятия с детьми 3-4 лет (экспериментирование) "Волшебница вода"

Конспект занятия по экспериментированию при ознакомлении с окружающим миром, основной целью является знакомство детей со свойствами воды...

Конспект интегрированного занятия с детьми по формированию коммуникативных способностей, развитию основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей. "Жили-были два барашка".

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие с детьми по формированию коммуникативных способностей, развитию основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей....

Конспект интегрированного занятия с детьми в период адаптации "В гостях у Солнышка""

Предлагается конспект занятия в помощь воспитателям адаптационных групп....