Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

В презентации  описаны психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezetatsiya.pptx90.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Выполнила : педагог- психолог ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Теремок» Хотяинцева М.В. П резентация

Слайд 2

Речевые нарушения: дизартрия,алалия,ринолалия,заикание,дислалия . Психологические особенности развития детей с ОНР Особенности развития познавательной сферы Особенности развития эмоционально-волевой сферы. ОНР (общее недоразвитие речи ) ОНР ( I уровень речевого развития ) - « Безречевые дети». В речи используют о тдельные звуки их сочетания- звукокомплекы ,звукоподражания , лепетные слова. Речь малопонятна для окружающих имеет ситуативную привязанность. ОНР ( II уровень речевого развития)-«Начатки общеупотребительной речи». Появление двух, трех, четырех словной фразы. Речь кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. ОНР ( III уровень речевого развития)-развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В речи используются простые и р р аспространенные предложения. ОНР ( IV уровень речевого развития)-отмечаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Как правило имеет место недостаточная дифференциация звуков. Незначительные нарушения всех компонентов зыка.

Слайд 3

К линический подход в классификации ОНР по Е.М.Мастюковой . Неосложненный вариант ОНР-дети имеющие признаки лишь общего недоразвития речи без других выраженных нарушений нервно психической деятельности. Причины: невыраженный токсикоз или асфиксия, недоношенность или незрелость ребенка при рождении, соматическая ослабленность . Небольшие неврологические дисфункции проявляются в нарушении мышечного тонуса. Осложненный вариант ОНР- дети у которых ОНР сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Имеет место энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Прослеживается ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая о негрубом поражении мозговых структур. Синдромы: повышенного внутричерепного давления, повышенная нервно-психическая истощаемость, нарушения мышечного тонуса. Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленной как речевым дефектом так и низкой работоспособностью. Моторная алалия- выявляются признаки поражения (недоразвития) корковых речевых зон головного мозга.Характерны стойкие дизонтогенетически-энцефалопатические нарушения.

Слайд 4

Особенности контингента детей ОКДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Теремок» Количество детей в ОКДОУ 48 Дети имеющие нарушения речи ОНР 1-3 уровня: С синдромом алалия дизартрия ринолалия дислалия 48 2 10 - Из них: Дети у которых актуальный уровень психического развития не соответствует возрасту 15 Дети с СДВГ 8 Дети инвалиды 6 Дети с эмоционально-волевыми и поведенческими нарушениями 18

Слайд 5

Особенности познавательной деятельности детей с ОНР Речь не является обособленным психическим процессом, а напротив занимает ведущую роль в развитии познавательной деятельности. Поэтому отставание в развитии речи несомненно влечет за собой проблемы в развитии ВПФ. (Л.С Выгодский .) Анализ данных при исследовании различных психических функций у детей с ОНР показывает своеобразие их психического развития. Нарушения в развитии восприятия: Слухового -нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания. Сложность восприятия на слух инструкции двух, трехступенчаиой . Зрительного - бедность и недеференцированность зрительных представлений, нестойкость зрительных следов, отсутствие стойкой связи слова со зрительным образом. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Пространственного -нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Трудности ориентировки в собственном теле.(отражается в рисунке человека-примитивность и малое количество деталей).

Слайд 6

Особенности развития внимания Характерно непроизвольное внимание Сложности при распределении внимания Недостаточная устоичивость внимания Внимание быстроистощаемое (слабая нервная система) Трудности переключения внимания ( застревание ) Неустойчивое внимание отмечается на протяжении всего занятия. (Использовать все видыконтроля:упреждающий,текущий последующий)

Слайд 7

Особенности развития памяти Отмечается снижение продуктивности запоминания Характерно долгое запоминание и быстрое забывание Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы Объем слуховой памяти значительно снижен ( трудности при запоминании стихов,дети часто забывают сложные инструкции трех-четырех ступенчатые) Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.

Слайд 8

Особенности развития мышления Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом о владевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности. Характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов. Для детей с ОНР характерно дисгармоничное развитие познавательных процессов.

Слайд 9

Особенности развития двигательной сферы Отличаются соматической ослабленностью Замедленное развитие локомоторных функций Отставание в развитии двигательной сферы Плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости выполнения Сложности при выполнении движений по словесной инструкции Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики

Слайд 10

Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, в коллективе, на формирование самооценки и самосознания. Эмоциональная незрелость(трудности в осознании своих эмоций, эмоций других людей их дифференциации) Трудности произвольного поведения Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению Нарушение коммуникативной функции(снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации(диалогическая и монологическая речь), особенности поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) Заниженная самооценка Повышенная обидчивость ,ранимость Тревожность Агрессивное поведение разной степени выраженности

Слайд 11

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольников с ОНР можно разделить на три группы 1группа - дети не демонстрируют переживания речевого дефекта,у них не отмечается трудностей при речевом контакте. Они активно взаимодействуют со взрослыми и детьми, широко используя при этом невербальные средства общения. 2-ая группа- у детей наблюдаются некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремятся к общению, на вопросы отвечают односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в игре используют невербальные средства общения. Демонстрируют умеренное переживание дефекта. 3-я группа- у детей отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости, проявлениях агрессивности ,заниженной самооценки. Дети избегают общения со взрослыми и детьми ,в контакт вступают после длительной стимуляции.

Слайд 12

Общие выводы Таким образом, анализ психолого -педагогической литературы позволяет убедиться в том, что для детей с ОНР характерными являются : • неустойчивость внимания, снижение объёма, ограниченные возможности его распределения; • нарушение восприятия; • снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; • низкий уровень развития воображения ; • отставание в развитии словесно-логического мышления; • нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики; • эмоционально-волевая незрелость ; • низкая познавательная активность; • недостаточная регуляция произвольной деятельности; • трудности в общении. Все указанные выше факторы, несомненно, отрицательным образом сказывается на познавательном развитии детей . Дети с ОНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи , свойственный нормальным детям (Л. Ф. Спирова, 1980) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, ...

Музыкально-поэтический досуг «Мамин день», посвященный Дню матери (по литературному наследию Е. Серовой) в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим нарушением речи

В ноябре мы отмечаем День Матери! Этот ноябрьский праздник в 2019 году совпал с замечательной акцией "Читаем книги Е. Серовой" в честь 100-летия со дня рождения детского писателя Екатерины В...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Нарушения грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье содержится материал о нарушениях грамматического строя речи у детей с ТНР. Подробно показаны грамматические ошибки, которые допускают дети с речевыми нарушениями....

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности ТНР " Психологические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи"

Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сфере личности, ...