ИКТ как средство развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
компьютерная программа по коррекционной педагогике на тему

     Информационно-коммуникационные технологии в  дошкольном образовании 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №50

ИКТ как средство развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

Подготовила учитель-дефектолог:

Шаталова Светлана Алексеевна

г.Ставрополь

2018г.

«Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются»
                                                                                                     К.Д. Ушинский

     Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

      К используемому в ДОУ компьютерному оборудованию можно отнести следующее: компьютер, ноутбук, интерактивная доска, стол, видеокамера, фотокамера, мультимедийный проектор, магнитофоны, телевизоры с DVD приставками.

       Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход  от  наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

       В последнее время   острой проблемой для ДОУ, реализующих основные общеобразовательные программы, стало увеличение количества детей с ОВЗ (речевые, двигательные, сенсорные нарушения – зрение и слух).

      У большинства современных детей, посещающих логопедические группы, имеются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, несформированность пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У этих детей наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность.

   В рамках введения ФГОС приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной.

     Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

     Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет иначе рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.

     В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 20) говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования».        

     Инновационная деятельность в образовательной организации направлена на «разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Поэтому актуальным на сегодняшний день становится эффективное использование интерактивных технологий в детских садах.

     Мультимедиа являются одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Они предполагают одновременное использование различных форм представления и усвоения информации через аудио-, видеоизображения, анимацию.
    Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, в развитии творческих способностей воспитанников, вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности материала.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется  и развивается его личность. 
     И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления. 

     ИКТ имеют преимущества в обучении перед  традиционными  занятиями:
        1.  Значительно   расширяют  возможности    предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, мультипликации позволяет воссоздавать реальный предмет или явление; смоделировать жизненные ситуации, показать явления, которые сложно увидеть в повседневной жизни (воспроизведение звуков природы; рост цветка, работу транспорта).
    2. Предъявление   информации  на   экране   компьютера  в
игровой форме вызывает у детей огромный интерес, обладает стимулом познавательной активности детей; позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
    3. ИКТ вовлекают детей  в коррекционно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

     4.  Предоставляют       возможность             реализации индивидуального подхода в работе с дощкольниками.  В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
    5.Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
    6.Обучение  с  применением   компьютера    способствует  формированию у детей рефлексии.

     Использование ИКТ в работе с дошкольниками требует соблюдения определённых дидактических принципов:
-
принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);
-
принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми;
-
принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, не искажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);
-
принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);
-
принцип наглядности (учитывая преобладание наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста  -  мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

     Применение компьютерных технологий в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе ребенка с ОВЗ;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Информационные технологии в коррекционной работе
позволяют: активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций; применяются на разных этапах коррекционной работы,  в разных видах деятельности.

     При всей очевидной пользе применения ИКТ важно соблюдать определенные требования к использованию технических средств в организации обучения дошкольников.

     Гигиенические нормы и рекомендации при организации занятий.
    Занятия детей с компьютером проводятся в присутствии педагога
    Непрерывная продолжительность работы на компьютере на развивающих занятиях для детей 5 лет не должна превышать10 мин и для детей 6-7 лет - 15 мин .
    Не использовать компьютер одновременно для занятия двух и более детей, независимо от их возраста.
    Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см.
    При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости, гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

     Рекомендуемые дни недели для занятия с компьютером: вторник, среда, четверг-оптимальные, понедельник-допустимый.
    Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 6 лет- 2 раза в неделю.
    Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3 раз в неделю.
    Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, продолжительность работы с компьютером должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 мин, для детей 6 лет-до 10 мин.
    Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них.
    По окончании коррекционной деятельности с детьми проводят гимнастику для глаз.
    Противопоказания – наличие у ребенка эпилепсии.

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.
  1. Занятия с мультимедийной поддержкой (мультимедийные презентации).
  2. Занятия с компьютерной поддержкой (с использованием игровых обучающих программ).
  3. Диагностические занятия (специальные программы).

      Презентации – одно из наиболее распространенных и доступных направлений.
      Использование презентаций на занятиях обеспечивает:
     Активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов.
    Формируются     способы     зрительного    восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивается зрительное внимание.
    Включаются три вида памяти детей дошкольного возраста: зрительная, слуховая и моторная.
   Презентация дает   возможность  рассмотреть  сложный материал поэтапно,
   Обратиться  не  только  к  новой  теме, но  и    повторить предыдущую, более детально остановиться на вопросах, вызывающих у воспитанников затруднения.

     Использование мультимедийных презентаций выполненных в приложении Microsoft PowerPoint, позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.
Однако не все компьютерные игры подходят для использования в коррекционно-развивающей работе.

     Специалисты выделяют ряд требований, которым     должны удовлетворять развивающие  программы  для  детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
    На сегодняшний день разработано большое количество авторских программ с участием педагогов и психологов специально для детей с ОВЗ.

     Цель таких программ - воспитание и обучение ребенка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи.
    В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому, становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную компьютерной игрой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает их к сопереживанию, помощи герою программы.

     Существует большое  количество обучающих программ и игр. Вот некоторые из них: «Игры для тигры» (включает блоки: просодика, звукопроизношение, фонематика, лексика), «Домашний логопед» (представлен разделами: согласные звуки, гласные звуки, советы родителям, мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка”), «Развитие речи. Учимся говорить правильно» содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи), «Баба-Яга учиться читать», «Несерьезные уроки», «Незнайкина грамота» (от 4,5 до 7), «Гарфилд малышам»,  «Лелик. Времена года»,  «Лунтик. Подготовка к школе»,
«Алик. Скоро в школу». 4-7  лет (основные направления: цвет, форма, размер, направление, обучение  числам, развитие логического мышления)

     Комплексы игр коррекционно-развивающего характера (Логомер 2, программный комплекс «Мерсибо Плюс 2», тренажер «Дельфа 142»).Игры рассчитаны на детей от 2 до 10 лет. 

     Логомер 2 — это программно-дидактический комплекс для кабинета логопеда и дефектолога. С его помощью можно провести обследование детей, развивающие и коррекционные занятия. Игры создавала команда педагогов, логопедов, психологов и других специалистов. Игровых персонажей озвучили известные актеры. Игры разработаны с учетом ФГОС нового поколения.

      В программе более 90 игр и упражнений для индивидуальных и групповых занятий. В играх яркие персонажи и интересные сюжеты, ребенок занимается с удовольствием и воспринимает игру как бонус. Поэтому их хорошо использовать для мотивации к обучению, начала новой темы и закрепления пройденной или для перерыва, когда ребенок устал и невнимателен.
    В комплекс также входит конструктор картинок, который позволяет проиллюстрировать свои методики и сделать индивидуальные пособия. Например, азбуку с ассоциациями ребенка, собственную сказку для развития речи или пособие для отработки “трудных” звуков совместить с лексической темой.

     Программа включает следующие направления: речевое дыхание, неречевые звуки, фонематический слух, звукопроизношение, слоговая структура, грамматика, логика, внимание, память, счет, моторика, чтение,  окружающий мир, связная речь, письменная речь.

     Дельфа 142 позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

     Таким образом, игры с применением интерактивного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания, обладают стимулом познавательной активности детей, развивают произвольные память и внимание, вырабатывают собранность, сосредоточенность и усидчивость, создают у детей благоприятный эмоциональный фон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...

«Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»

laquo;Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.»        Самое интересное в жизни ребенка является игра. Играя,...

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии и имеет огромное значение в развитии личности ребенка, поскольку взаимодействие человека с окр...

Консультация для родителей: " Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста."

laquo;Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пы...