Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей с детьми «Хатха-йога для детей»
    методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

    Бабинцева Наталья Алексеевна

             Мастер – класс для родителей с детьми.

             Цель мероприятия  - ознакомление родителей с одним из способов здоровьесбережения детей – детская йога

            Тема «Хатха-йога для детей»

            План мастер-класса:

            1 Что такое хатха-йога?

           2 Значение упражнений на растяжку для детей

           3 Примерные асаны для детей.

           4 Йога-сказка

    «Йога – это искусство учиться плавать с радостью во встречных течениях жизни» -Патанджали. А великий Ромен Ролан говорил: «Йога – подарок древности, возможно даже внеземных цивилизаций, и если мы не воспользуемся дошедшими через тысячелетия знаниями, значит потеряем один из шансов на выживание».

             Йога - это древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во 2 веке до н. э. Хатха йога - одна из составных частей йоги. Элементы этой древней, стройной и полезной для каждого человека системы физической культуры все шире входят в нашу жизнь.

            Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Они способствуют не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей гимнастика йогов - это профилактика нарушений осанки, простудных заболеваний, тренировка дыхательной мускулатуры развитие гибкости, пластичности и психических качеств.

             В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йога основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

             . Названия асан, изображающих позы и движения различных живых существ: зверей, птиц и предаются в доступной и понятной детям форме. Это повышает их интерес к окружающему миру, развивает наблюдательность. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Она питает ум, тело, дух и прокладывает путь для пожизненной привычки вести здоровый образ жизни.
    Исходя из этого целью моей работы с детьми стало - формирование у детей представления о йоге. 
    Так же были поставлены следующие задачи
    • С помощью использования асан, (упражнений йоги) способствовать развитию у детей гибкости позвоночника и координации движений
    • Упражнять в умении снимать напряжение, выполнять релаксационные упражнения и т.д
    • Обучать детей навыкам самомассажа.

    • А самое главное – воспитание правильной осанки.

            Кружковая  деятельность ведется в рамках дополнительно - образовательных услуг.

            Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы. 
    Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
    Пранаямы – дыхательные упражнения. 
    Регулярные занятия йогой дадут детям: 
             - Уверенность, внимательность, собранность, плавность.

                   - Правильную осанку;

             - Сильные мышцы, гибкость тела;

              -Чувство спокойствия, управление эмоциями
    2.часть: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Основные асаны.
    Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Пример тому: асаны: статические позы ребенка и лебедя.

             Практическая часть: (дети выполняют вместе с родителями)
    Приветствие – «Круг дружбы». 
    И.п. – стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить ребра. 
    Пранаямы (Дыхательное упражнение) «Окно и дверь»
    И.п. – стоя ровно, выпрямиться.
    Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».

            Простая разминка

            Разминка «Здравствуй, солнце»
    Асаны хатха-йоги: 

            Асаны

    Шванасана (мертвая поза)

         Эта поза очень важна для отдыха и расслабления, так как выполнение любой сложной асаны без последующего расслабления малоэффективны. Нужны постараться полностью расслабиться.

          Терапевтический эффект.

          Ценность позы заключается в том, что выполнять ее может любой, даже тяжело больной человек. Асана снимает усталость и напряжение, причем не только мышечное, но и нервное. Устраняет стрессовые состояния, апатию, нормализует деятельность сердца и кровяное давление.

           Воистину полностью соответствует шванасана высказыванию мудреца Йоги «Освободи мускулы – сила в покое»

    Падмасана  (поза лотоса)

            Терапевтический эффект.

            Исключительно благоприятно воздействие оказывает на позвоночник и суставы ног: тазобедренный , коленный, голеностопный;

         стимулирует органы пищеварительной системы, эндокринные железы;

         положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

           благоприятно влияет на центральную нервную  систему, оказывает успокаивающее действие. Эта поза очень удобна для концентрации внимания и медитации.

    Пашимотанасана (наклон вперед)

          Терапевтический эффект.

           Благотворно влияет на позвоночник, исправляя патологические искривления и нормализуя состояние пояснично-крестцового отдела, растягивает и тонизирует мышцы спины, ног и рук;

             предупреждает расстройства желудка, печени, селезенки, почек и кишечника;

             регулирует функцию поджелудочной железы и нормализует выработку инсулина, тем самым оказывая лечебное действие при сахарном диабете;

            успокаивает нервы,

             благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему.

    Сарвангасана (березка)

           Терапевтический эффект.

           В названии этой позы не случайно указано, что асана для всего тела. Сарвангасана нормализирует и стимулирует функции практически всех систем организма, заряжает энергией щитовидную, зобную, миндалины;

              укрепляет органы дыхания, излечивает заболевания легких, а также улучшает работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем; нормализует кровяное давление;

             улучшает память, слух и зрение, излечивает хронические головные боли.

             Внимание! С гипертонической болезнью и остеохондрозом шейного отдела позвоночника следует быть очень осторожным.

             .Бхуджангасана (кобра)

            Терапевтический эффект.

            Бхуджангасана придает эластичность позвоночнику, ставит на место смещенные позвонки, способствует излечению радикулита и укрепляет мышцы спины и шеи, улучшает осанку. Эта асана очень полезна для женщин, так как тонизирует органы малого таза.

         Гора. (падмасана)

            Терапевтический эффект.

            Улучшает  циркуляцию крови во всех органах, тонизирует мышцы рук, укрепляет мышцы живота, улучшает осанку.

    Освобождение.

            Терапевтический эффект.

            Стимулирует работу печени,  почек и кишечника, помогает снять стресс, усталость, укрепляет мышцы голеней и бедер.

    Стоящая рыба.

          Терапевтический эффект.

          Исправляет сколиоз, расширяет легкие, тонизирует мышцы рук, помогает облегчить астму  и снять волнение.

    Кузнечик. (салабхасана)

          Терапевтический эффект.

            Улучшает зрение, укрепляет мышцы бедер и поясницу, укрепляет грудную клетку, шею, плечи.

            Собака. (Адхо Мухта Шванасана)

           Терапевтический эффект.

           Улучшает циркуляцию крови во всех органах, укрепляет мышцы бедер, голеней, позвоночника, рук и ладоней, помогает облегчить боль в спине, справиться с усталостью.

          Самомассаж.
    Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону). 
    Упражнение на снятие напряжения: дети стоят в кругу, на выдохе наклон вниз, руки вниз, спину расслабить. «Собирают усталость» руками снизу –вверх в «большой мешок» и выбрасывают. 
    Сейчас мы выполняли упражнения, как вы себя чувствуете?

                Сказка Йога «Жихарка»

          .Цель:

         -развитие и закрепление физических качеств и творческих способностей способностей 6-7 лет.

          Задачи:

        -воспитывать устойчивый интерес к занятиям хатха йогой,  здоровому образу жизни;

        -развивать координацию движений, творчество, умение регулировать мышечный тонус.

        Релаксация «Ст ряхнули капельки воды»

         -Теперь разучим асану «Пашимоттанасана», «Позу плуга»

        *асана Пашимоттанасана.

        *Халасана (поза плуга)

        Вспомним знакомые асаны:

        *дерево

        *треугольник

        *поза кривого дерева

        *сарвангасана (березка)

        Сказка йога «Жихарка»

          За высокой горой, на опушке леса жили-были Кот, Петух и Жихарка.

        *поза горы

        *поза цапли

        *добрая кошечка

         *сарвангасана (березка)

        Как обычно Кот и Петушок ушли на работу. Жихарка все домашние дел закончил и решил прогуляться. Долго он шел и заблудился. Стало ему страшно и он встал, как вкопанный.

       *Тадасана

        Видит, возле болота, на поляне стоит неказистая избушка на курьих ножках.

       *поза кривого дерева.(на правой и левой ноге)

        Жихарке стало страшно.

        А тут из избушки выходит Баба Яга согнутая, горбатая.

       *Адхо Мукха Шванасана (поза собаки мордой книзу)

        Схватила она Жихарку и в печку засунуть пытается. А Жихарка раскинулручки и ножки в стороны и не помещается.

        *поза треугольника

        Баба Яга ворчит: «Ах, ты, непослушный Жихарка!» И снова пытается Жихарку развернуть и засунуть в печку.

       *триконасана.

        А он все-равно не помещается.

        Тогда злая Баба Яга Жихарку на лопату усадила и головой вниз пригнула, чтобы удобно его было в печку засунуть.

        *пашимоттанасана (наклон к ногам)

         А Жихарка умнеький и хитренький, сообразил, что надо ручки и ножки в стороны растопырить. Он на лопате в печку попасть не может, никак не помещается. Тогда Баба Яга рассердилась, ругается. А Жихарка ей говорит: «Ну, что вы бабушка, сердитесь, я же не знаю, как надо». Баба Яга и сбросила его с лопаты.

       *поза плуга.

        Смотри, как надо!  Села удобно на лопату, голову пригнула к ногам.

       *пашимоттасана.

        А Жихарка недолго думая, схватил лопату и засунул злую Бабу Ягу в печку.

        А сам растянулся на лавке, чтобы отдохнуть.

        *швасана (мертвая поза)

        А в это время прибежали его друзья, чтобы спасти Жихарку. Увидали его живого, невредимого и  давай Кот и Петух обнимать и целовать Жихарку.

       *поза «Цапли»

        *поза доброй кошечки.

         Тут и сказочке конец.

         А сейчас поиграем знакомую игру «Замри».

          Дыхательное упражнение «Потушим свечи»

    3часть: Уважаемые родители, сейчас я предлагаю вам перейти к этапу моделирования и предложить варианты использования упражнения по йоге в повседневной жизни? (в  утренней гимнастике, в пробуждении после сна, 1,5 часа после еды, в проветренном помещении на коврике)
    Рефлексия: оценить сегодняшний мастер класс нам помогут асаны: положительное решение моего мастер класса поможет выразить поза «Приветствия», а если вам, что то не понравилось, то я предлагаю  вам выполнить очистительное дыхательное упражнение со звуком «Ха!» (ноги вместе, из положения стоя, на выдохе поднимая руки вверх, наклон вниз, выдыхая и начиная сгибаться с поясницы) 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект мастер-класса Тема: Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Бусы из макарон»

    План-конспект мастер-класса.Тема: совместная деятельность с детьми младшего,среднего,старшего возраста и родителями «Бусы из макарон» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна Дата пров...

    Конспект мастер-класса Тема: «Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Конфетная ёлочка»»

    План-конспект мастер-класса. Тема: «Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями «Конфетная ёлочка»» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна...

    Мастер – класс с участием родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».

    Пояснительная записка.Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения  является  изоб...

    Консультация для родителей "Что такое хатха-йога?"

    Материал для ознакомления родителей с нетрадиционным видом здоровьесберегающих технологий - хатха-йога....

    Мастер-класс совместно с родителями и детьми «Весенние крокусы»

    Мастер-класс совместно с родителями и детьми «Весенние крокусы»...