Разработка открытого индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для ребёнка с ЗПР на тему "Насекомые"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Открытое занятие разработано для ребёнка 5-6 лет с ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком 5-6 лет с ЗПР

Тема: «Приключения в волшебном лесу»(тема «Насекомые»)

Закрепление лексической темы по плану дефектолога

Коррекционно – развивающие цели:

  •  Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
  • Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы)
  • Формирование обобщающего понятия насекомые
  • Совершенствование грамматического строя речи. 
  • Развитие связной речи
  •  Развитие зрительного внимания, мышления
  • Развитие  общей  и мелкой моторики

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: фото паука, фото пустой полянки, конверт с письмом, презентация с насекомыми, презентация 4 лишний, карточки для игры 4 лишний, картинки для разглядывания под лупой на 1 листе,  ,картинка пчёлки, тени пчёлки, картинки насекомых для игры день - ночь, 5 картинок пчёлки, цифры от 1 до 5, тени насекомых, весёлый и грустный смайлики, лупа, мяч, схема насекомого, синельная проволока.

Презентация: полянка пустая +мелодия, паук, пчела, слайд с кузнечиком и мелодией  ,слайд с фотографиями насекомых.

Презентация – игра «4 лишний»

Аудио: весёлая мелодия для динамической паузы, звуки природы.

                                              Ход занятия.

Денис, сегодня у нас не простое занятие ,а  волшебное.Я хочу предложить тебе отправится в сказочный лес. В этом лесу нас ожидает много приключений.

- согласен?

- тогда закрывай глазки, а я прочитаю заклинание

Умба, мумба, тумба, брысь

В лесу волшебном очутись.

- открывай глазки!

                                                                                                           Ребёнок  открывает глаза, слышит звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут).  Подходим к столу и видим на мониторе компьютера пустую полянку(слайд) и рядом письмо.  Педагог обращает внимание ребёнка на то, что на полянке нет ни птичек , ни животных – одним словом – пусто. Читает письмо, из которого ребёнок узнаёт, что злой паук спрятал всех  насекомых в своём царстве и спасти их можно, если выполнить все задания паука.

Педагог:

- Посмотри, на полянке никого нет, я не вижу ни птиц, ни животных.  Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогой Денис, мы попали в беду, злой паук спрятал нас в своём царстве, помоги нам, пожалуйста!» И подпись –муравей. Бабочка, божья коровка, комар, муха. Денис, кого злой паук спрятал в своём царстве? Как назвать одним словом всех ,кого я перечислила? Правильно, насекомые. Посмотри какой паук  страшный спрятал всех насекомых (фото паука слайд).. Ну что отправимся в путешествие и поможем им?                                            

А чтобы знать точно каких насекомых украл паук надо посмотреть на их фотографии. ой, что это с ними? Паук и их испортил. Но мы всё равно узнаем и назовём всех насекомых. Денис называет насекомых. Хвалим.

А теперь нужно выполнять задания паука. Но их так просто не найти. поэтому нам будет помогать вот эта пчёлка, которая спаслась и не попала в лапы паука (слайд). Ой. Но она не может лететь! Потому что паук её заколдовал. А что бы её расколдовать нужно найти её тень. Ребёнок ищет тень пчёлки. Пчёлка будет подсказывать нам, где находятся задания, давай поищем первое задание. Ищи пчёлку с цифрой один. Находят.

Задание 1 «День - ночь».

На мольберте картинки с насекомыми.  Закрыли глазки – ночь. Педагог что либо меняет. День – открыли глазки что изменилось.

-Молодец! Ищи второе задание.

 Находит 2 записку. Расскажи какие части тела есть у насекомых. Ребёнок показывает и рассказывает. Хвалим ребёнка.

Находим 3 записку. Игра «Вредные - полезные». есть насекомые вредные и есть полезные. Если насекомое вредное прикрепи его рядом с грустной рожицей, если полезное- рядом с весёлой.  Прикрепи полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- прикрепи вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар- кусается.)

 Молодец! – справился с заданием.

 

Динамическая пауза. (музыкальное сопровождение – слайд с кузнечиком).

-А давай отдохнём вместе с кузнечиком.

                                                                                                           

«Кузнечики»

Поднимайте плечики, Делать движения плечами (вверх-вниз).

Прыгайте, кузнечики. Прыгать на носках.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Стоп, сели. Приседать.

Травушку покушали, Хлопок в ладоши.

Тишину послушали. Прислушиваться, приставляя руку к уху.

Выше, выше, высоко. Прыгать на носках.

Прыгай на носках легко!

А давай ещё  и поиграем в игру.

 Игра «Хлопушка».


 Я сейчас перечислю слова, когда среди них встретится насекомое, хлопни в ладоши:

- Окно, стул, бабочка, дерево, ведро, пчела, жук, воробей, стрекоза, одуванчик, юбка, кузнечик, оса, яблоко, жираф, комар, песок, карандаш, гусеница, самолёт, облако, муха, муравей, листик, мячик, заяц, божья коровка.

-Молодец. Пойдём искать 4 задание паука . Педагог показывает лупу. Задаёт вопрос – что это? Когда смотришь на предметы сквозь увеличительное стекло то всё становится огромным. Давай посмотрим на насекомых через лупу и скажем кого мы видим. Разглядывают и называют насекомых.

«Насекомые- великаны».


Употребление слов с увеличительными оттенками.

Это не паук, а паучище.
Это не жук, а жучище.
Это не муравей, а муравьище.
Это не комар, а комарище.

 У жука не усы , а усищи.

 У паука не глаза , а глазищи.

 У  мухи не крылья ,а крылищи.

Молодец! Я предлагаю ещё немного поиграть.

Игра «Два –   пять». Я говорю про 2 предмета а ты про пять.(с мячом).

2 бабочки-5

2 кузнечика-5

2 гусеницы-5

2 мухи-5

2 паука-5

2 божьих коровки-5

-Хорошо. Пойдём искать пятое задание паука. Пчёлка с цифрой 5.


«4-й лишний»


Употребление сложных союзов «потому что».

Игра – презентация на компьютере.

Итог занятия.

Вот и подходит наше приключение к концу, какой ты  молодец,  что помог насекомым.  На компьютере фото насекомых(слайд). Насекомые тебя благодарят. А чтобы наше занятие тебе запомнилось я хочу вместе с тобой сделать небольшой сюрприз.  Изготовление гусеницы из синельной проволоки.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» (НАСЕКОМЫЕ) Игра для детей 5 – 7 лет

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: Домашние животные. Кошка и котята.

Познакомить детей с игрушками, изображающими кошку и котят.  Дать знания о домашних животных.Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: "ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ"

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим и развитию речи со статьей. В помощь воспитателям....

Интегрированное НОД по познавательному и речевому развитию (ознакомлению с окружающим, природой, развитием речи и ФЭМП) в подготовительной группе по теме: «Путешествие во времени»

В интегрированном НОД по познавательному   и речевому развитию уточняются и закрепляются имеющиеся у детей представления о времени и часах, истории их изобретения, их видах, назначении, обла...

Методическая разработка ознакомление с окружающим миром, развитие речи и формирование элементарных математических представлений «Фрукты или мы считаем до 5»

Обучающие задачи: • учить составлять описательный рассказ о каком-либо фрукте; • учить отгадывать загадки; • учить отвечать полными ответами; • учить откладыват...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Тема «Домашние животные и их детеныши» Образовательная область: Познавательное развитие + речевое развитие (ознакомление с окружающим миром +развитие речи) Старшая группа № 15

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группена тему  «Домашние животные и их детеныши»с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового ш...

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы» Образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие) Группа компенсирующей направленности для воспитанников с интеллектуальной

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы»Образовательные области (познавательное развитие, речевое развит...