"Телёнок Вопросик"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Гареева Ирина Минхатовна

Конспект группового занятия в разновозрастной группе для слабовидящих и тотально слепых детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия в разновозрастной группе для слабовидящих и тотально слепых детей на тему:

«Теленок Вопросик»

                                                            Подготовила:

учитель-дефектолог

                                                            Гареева И.М.

Программное содержание:

1.        Коррекционно-обучающие задачи.

1.        Учить овладевать предметно-практической деятельностью.

2.        Учить навыкам счета, измерений, конструирования, моделирования.

3.        Формировать представления о множестве, числе, величине, форме.

2.        Коррекционно-развивающие задачи.

1.        Развивать познавательный интерес, способности и логическое мышление.

2.        Развивать математические представления.

3.        Коррекционно-воспитывающие задачи.

1.        Устанавливать эмоциональный контакт детей и взрослого.

2.        Воспитывать чувство партнерства и взаимопомощи.

3.        Коррекционно-речевые задачи.

1.        Учить овладевать математической терминологией, называть цифры,

числа при ответе на вопрос «сколько».

2. Учить употреблять числительные при определении количества предметов.

3.Учить употреблять наречия для обозначения количества (больше-

меньше).

  1.  Активизировать словарь ребенка

                

Оборудование и материалы:

По две миски с холодной и теплой водой на каждого ребенка, по три одинаковые чашки с кипяченой водой (соленой, кислой и сладкой), по два камня (большой и маленький), коробочки с запахами, большие и маленькие ракушки, пенопластовые кораблики.

Методические приемы занятия:

1.        Словесный: вопросы, диалог, рассказывание сказки, зрительная гимнастика

2.        Практический: измерение температуры воды, определение вкусовых качеств воды, измерение величины и веса камней.

3.        Игровой: мотивация занятия, д/и «Узнай по звуку», игра «Кораблики».

4.        Сюрпризный: подарок.

План занятия.

1.        Мотивация занятия.

2.        Рассказывание сказки.

3.        Игра на определение температуры воды.

4.        Определение вкуса воды.

5.        Игра «Тяжелый – легкий».

6.        Игра «Узнай по запаху».

7.        Игра «Узнай по звуку».

8.        Игра «Собери большие и маленькие ракушки».

9.        Игра с корабликами.

   10. Сюрприз участникам занятия.

Ход занятия:

Дети сидят в кругу на ковре. Дефектолог называет имя ребенка, хлопнув дважды в ладоши (Настя – Настя), тот ребенок, чье имя назвал дефектолог, выполняет то же, но называет имя другого ребенка.

Учитель-дефектолог: Я расскажу вам сказку. Жил-был маленький теленок. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал вопросы: где? когда? почему? Его так и прозвали – теленок Вопросик.

  Однажды он гулял с мамой возле речки. ( Звучит аудиозапись «Шум воды»).

- Мама, это что?

- Река.

- Почему она так шумит?

- Потому что вода в реке всегда находится в движении.

Учитель-дефектолог: - А вода в реке холодная или теплая?- спросил Вопросик.

- Сейчас холодная, потому что осенью солнце стало меньше греть.

- Мама, я хочу потрогать. Можно?

Учитель-дефектолог проводит гимнастику для рук.

      Палец толстый и большой            (поднимают большой палец)

     В сад за сливами пошел.

     Указательный с порога                 (поднимают указательный палец)

     Указал ему дорогу.

     Средний палец самый меткий:       (выполняют щелчки большим и

                                                                  средним пальцами)

     Он сбивает сливы с ветки.

     Безымянный поедает.             (подносят безымянный палец ко рту)

     А мизинчик-господинчик         (постукивают мизинцем по столу  

     В землю косточки бросает.    

Учитель-дефектолог предлагает детям опустить кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.

Учитель-дефектолог: Что в мисках? Какая вода в миске, что стоит

слева от тебя? Какая вода в миске, что стоит справа от тебя? Где твоим

рукам лучше – в теплой или в холодной воде?

          Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Сегодня теленок Вопросик отправился в гости к трем поросятам.

- Здравствуйте, поросята! А что вы тут делаете?

- Мы готовимся к встрече с волком. Хотим угостить его волшебной водой.

- А что вода бывает волшебной?

- Ее можно сделать волшебной. Вот смотри. Здесь стоят три стакана,

в них пока обыкновенная вода. ( Дефектолог предлагает детям попробовать воду на вкус)

Учитель-дефектолог: Какая вода по вкусу?

      Ответы детей.

Учитель-дефектолог добавляет в воду соль, сахар и лимонную кислоту. Предлагает вновь попробовать воду.

Учитель-дефектолог: А теперь какая вода в стаканах?

       Ответы детей.

Учитель-дефектолог: Как вы думаете, что добавили в первый стакан,

во второй, в третий?

Если ребенок затрудняется с ответом, учитель-дефектолог предлагает

попробовать на вкус соль, сахар, лимонную кислоту.

Учитель-дефектолог: Теленок Вопросик забрел на лесную полянку.

(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»).

Предлагает детям сделать физкультурную паузу и гимнастику для глаз.

Физкультурная пауза и гимнастика для глаз.

Мой щенок устал немножко –

Трудно грызть у стула ножку,

Норку в коврике копать,

Тапки папины трепать,

Рвать страницы в букваре,

Бегать, прыгать на ковре.

Непослушный мяч кусать,

Уши лапами чесать.

Спит, не чуя задних ног,

Самый лучший – мой щенок.

( Движения выполняются в соответствии с текстом)

Учитель-дефектолог: Так вот, забрел Вопросик на полянку. А там гуляла лиса с лисятами. Лисята играли с камешками. Мама лиса увидела

в лапке у лисенка большой камень и сказала:

- Зачем ты взял такой большой камень? Нельзя.

- Почему?

- Он тяжелый, можешь поранить лапку.

Вопросик подошел к ним и спросил:

- Скажите, пожалуйста, как можно определить, тяжелый камень или нет?

Учитель-дефектолог: А вы как думаете?        Ответы детей.

Учитель-дефектолог кладет детям в одну руку большой камень, а в другую маленький. Предлагает определить в какой руке тяжелый камень, а в какой - легкий.

Учитель-дефектолог: Однажды Вопросик спросил маму:

- Мама, а зачем нам нос?

 (Предлагает детям ответить на этот вопрос).  

Учитель-дефектолог: Нос нужен для того, чтобы нюхать.

- Я нюхаю воду, а она ничем не пахнет.

- Ты забыл, что вода волшебная. Если ручеек бежал возле цветочной поляны, то она будет пахнуть цветами. Если возле фруктового сада, то вода будет пахнуть фруктами, - ответила мама.

 (Дефектолог предлагает детям понюхать воду, в которую добавлен лимон, апельсин, лук).

Учитель-дефектолог: Теперь Вопросик понял, для чего нужен нос.

Но у него был еще один вопрос для мамы…

- Мама, а для чего нужны уши?

(Дефектолог предлагает детям ответить на данный вопрос).

Учитель-дефектолог:

 Мама сказала:

- Уши нужны для того, чтобы слушать.

- Расскажи, как я могу услышать воду?

- Помнишь, когда мы с тобой гуляли у реки, как она журчала, пела свою песенку? Но вода существует не только в ручейке.

Учитель-дефектолог:

Где еще живет вода?

           Ответы детей.

Учитель-дефектолог предлагает послушать аудиозапись «Шум воды»

Учитель-дефектолог: Теленок Вопросик сидел на берегу ручья и вдруг

сказал:

- Мама, мне скучно, я хочу играть, но у меня нет игрушек.

- Посмотри вокруг. Сколько игрушек тебя окружает?

- Где?

- Вот камешки, например, есть большие, а есть маленькие.

( Дефектолог предлагает детям разложить большие камешки в большую коробку, а маленькие – в маленькую).

     Дети выполняют.

Учитель-дефектолог: На дне ручья много ракушек. Нужно достать их и разложить: большие ракушки – в большую ванночку, а маленькие – в маленькую.

     Дети выполняют.

Учитель-дефектолог: Вопросик пришел домой и сказал маме:

- На улице у всех мальчишек есть кораблики, я тоже хочу.

- Хорошо, давай сделаем кораблики вместе.

( Дефектолог предлагает детям опустить в воду пенопластовые кораблики).

    Дети играют с корабликами.

Рефлексия

Учитель-дефектолог:

Вопросик благодарит вас, что вы путешествовали вместе с ним и угощает вас яблоками, которые выросли в саду возле реки. Давайте поблагодарим его и непременно ждем его вновь к нам в гости. Ребята, чем мы сегодня занимались? Что Вам больше всего понравилось? Вы справились со всеми заданиями. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : « Игры с пауком Вопросиком. Конструирование домашних животных»

Совершенствовать навыки конструирования по данному образцу, образцу взрослого и по заданной теме.Развивать грамотную монологическую речь, обогащать словарный запас детей.Тренировать мелкую мотор...

Музыкально-дидактическая игра "Корова и телёнок" из серии "Мамы и детки"

Игра создана для развития звуковысотного слуха. Рекомендуется в младшей группе....

Конспект конструирования «Заборчик для коровы с телёнком» (2-3 лет)

Учить детей строить простейшие построения, заборчик из кирпичиков, работаем коллективно, учим сравнивать и различать, корову и телёнка; развивать в игре мелкую моторику рук...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Путешествие с вопросиком"

Интеграция образовательных областей "Познание","Коммуникация","Социализация"...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в первой младшей группе «Знакомство с коровой и телёнком» .

Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о корове как о домашнем животном.Задачи:Образовательные. Учить различать по внешнему виду и называть к...

НОД по развитию речи в группе раннего возраста «Рассматривание картины «Корова с телёнком»

Продолжать знакомить детей раннего возраста с домашними животными – корова и телёнок....