Статья "Дидактические игры по психологии"
статья по коррекционной педагогике по теме

Довгаль Рената

В картотеке представлены игры на развитие мыслительных операций,  на развитие мпособностей к сосредоточению,  на развитие наблюдательности, на развитие ассоциаций. А также представлены варианты проигрывания к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_myslitelnyh_operatsiy.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

                        Игра на развитие мыслительных операций

                                      Игра   «Сложи картинку»

Цель:

-Развитие анализа и синтеза, сравнения

Задачи:

 -Учить собирать сюжетную картинку из отдельных разрезных частей с опорой на образец

 -Формировать навык сравнения отдельных частей картинки,      определения их местонахождения

  -Развивать зрительное внимание

Материал: цветные сюжетные картинки, разрезанные на 7-8 частей целостные изображения в отдельных конвертах.

Ход игры:

1 вариант: Детям раздаются конверты, в которых лежат разрезные картинки и вместе с ними целая картинка этого же изображения. Детям предлагается внимательно рассмотреть целостное изображение, рассказать, что изображено на картинке. Затем дети должна опираясь на образец собрать полную сюжетную картинку.

2 вариант: Детям раздаются конверты, в которых лежат разрезные картинки. Предлагается собрать картинку без опоры на образец. Собрав картинку дети ( с помощью воспитателя) рассказывают сюжет сказки.

                     

                   Игра на развитие способности к сосредоточению

                               Игра «Что изменилось?»

Цель:

-Развитие слухового и зрительного внимания, сосредоточенности, слуховой и зрительной памяти

Задачи:

-Развить зрительную память

 -Развивать внимание детей

-Научить  запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Материал: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

Ход игры:

1 вариант: Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.

2 вариант: Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, одна картинка заменяется другой. Ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой раскладкой и рассказать об этих отличиях подробно.


         

                       


Игра на развитие наблюдательности

Игра  «Найди предмет по описанию»

Цель:

-Развитие действий восприятия

Задачи:

-Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам

-Развивать наблюдательность, находчивость

-Учить детей описывать предмет, не называя его

Материал: игрушки (мяч, грузовая машина и т.д.)

Ход игры:

1вариант: Воспитатель с детьми рассматривает предметы, которые он подобрал для игры (мяч, грузовая машина и т.д.) При этом педагог обращает внимание детей на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает предметы по групповой комнате. Далее предлагается найти игрушку по описанию данным воспитателем по цвету и форме.

2 вариант: Предлагается включить в игру новый элемент распознавания - материал из которого сделаны игрушки. (резиновый - пластмассовый; пластмассовый и металлический) и т.д.

 

                      

               


Игра на развитие мыслительных операций

                                   Игра «Времена года»

Цель:

-Формирование умений классифицировать, обобщать

Задача:

-Уточнить представления детей о временах года, их последовательности и основных признаках

-Развивать связную речь.

Материал: Сюжетные картины с изображением зимы, весны, лета, осени (желательно одного и того же места в разное время года), сюжетные картинки с изображением признаков каждого из времен года (листопад, вьюга, птицы улетают, люди надели летнюю одежду, день становится короче, сбор урожая, жаркое солнце, тает снег и т. д.). Изготовленное пособие - папка, с изображением основы дерева.

Ход игры:

1 вариант проведения: Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, а ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки.

2 вариант проведения: Ребенку предлагается из набора элементов составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, лето, осень). Дети должна подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.

                             


Игра на развитие ассоциаций

                                Игра  «Волшебные кляксы »

Цель:

-Подбор к знакомым предметам необычных образов

Задачи:

-Развитие творческого воображения;

-Учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами

Материал: Бумага, краски, кисти.

До начала игры изготавливается несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного краски и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру.

Ход игры:

1 вариант: Воспитатель показывает лист с кляксой и просит детей по очереди назвать, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

2 вариант: Вместе с воспитателем дети заготавливают себе кляксы. Взрослый предлагает детям обыкновенные кляксы превратить в забавных человечков, животных и другие предметы, дорисовав их с различных сторон. Выигрывает тот, у кого изображение получилось более интересным, оригинальным, выразительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ:" ИГРАЙ И УЧИСЬ.ЧЕМУ НАУЧАТ ИГРЫ?"

Консультация для родителей "Играй и учись.Чему научат игры?"...

эссе "Понимание игры в психологии Л.С. Выготского

Л.С. Выготский, рассуждая о детской игре, говорил следующее: «Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? Мне кажется, что с точки зрения развития иг...

Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского».

Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского»....

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»

Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Игры педагога-психолога с детьми в период адаптации к ДОУ

Малыши в возрасте от 2 до 3 лет, очень чувствительны и эмоционально-неустойчивы, психические процессы и нервная система еще незрелы. Это объясняется особенностями раннего возраста. Приходя в детский с...