эссе "Понимание игры в психологии Л.С. Выготского
статья на тему

Туруханова Татьяна Леонидовна

Л.С. Выготский, рассуждая о детской игре, говорил следующее: «Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? Мне кажется, что с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте.……В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ponimanie_igry_v_psihologii_l.s._vygotskogo.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс стипендий и грандов им. Л.С. Выготского

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 24 «Искорки»

         

Эссе: «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского» 

            Автор: воспитатель Туруханова Татьяна Леонидовна

Л.С. Выготский, рассуждая о детской игре, говорил следующее: «Является ли игра ведущей или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? Мне кажется, что с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте.……В дошкольном возрасте возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего развития ребенка, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этом возрасте возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний».

Прочитав эти строки, я вспоминаю себя в детстве: мы всегда играли. Это были разные игры, как «Дом», «Казаки – разбойники» и многие другие.

У нас во дворе стояла сцена, там мы ставили разные спектакли, танцевали, пели песни. Как часто мы слышали от своих родителей: «Опять вы там играете?» или «А что вы там делали – так целый день и проиграли?». Оценивая ситуацию с точки зрения настоящего жизненного и педагогического опыта, я понимаю, что игра всегда была не просто ведущей деятельностью, а основной  потребностью ребёнка.

К сожалению, в современном обществе, мы  - теперь уже родители, педагоги, до конца не осознаем значение, понятие игры для дошкольника. Мы постоянно спешим перейти в дошкольном возрасте к обучению. Боимся упустить время и хватаемся за модные методики в ущерб игре.

Взрослыму человеку сложно понять, что жизнь в дошкольном детстве «питается» преимущественно через игру. Именно поэтому дети лучше усваивают моральные ценности через сказки, притчи, забавные истории, в исскуственно созданной игровой ситуации, но ни как ни через прямое наставление.

Л.С.Выготскому  принадлежит высказывание: «Игра – это воображаемая реализация ребенком желаний, которых он в реальной жизни пока реализовать не может».

Этими словами психолог Л.С.Выготский хотел сказать, что в игре проявляется несколько парадоксов. С одной стороны ребенок играет, как хочет, а с другой стороны ребенку приходится ограничивать себя правилами игры. Я думаю, с его словами можно согласиться. Ведь игра – это то, что дети делают естественно.

В – первых: в игре ребенок учиться действовать в мысленной, а не в видимой ситуации. Например: я предложила детям старшего дошкольного возраста поиграть в игру «Магазин».  Главное содержание игры – отношение между продавцом и покупателем, стремление хорошо, правильно выполнить роли взрослых. Наблюдая за игрой детей, я увидела, что в центре их внимания находятся действия с цифрами и манипуляции с готовыми игровыми атрибутами:  весами, гирями, счётами и т.п., а главное содержание игры отодвинуто на второй план. Пришлось включиться в игру в роли покупателя, развернуть цепочку ролевого взаимодействия, начать общаться с позиции «человек – человек», тогда игра обрела свой смысл и цифры встали на второй план.

Во – вторых: ребенок, действуя в соответствии со своими желаниями  (играя), в тоже время отказывается от своих импульсивных желаний, подчиняется правилам игры. Например: На участке детского сада мы с детьми играли в «Прятки». Дети прятались, а я их искала. На игровой площадке стоит горка. Прятаться за ней любимое место детей. Я, конечно, видела, где они прятались, но не показывала этого и долго ходила по площадке, говоря: «А где же мои дети?». Когда я подходила ближе к горке, то слышала, как за горкой разыгралась «драма». Один ребенок рвался выйти, а другой шептал: «Сиди тихо!». Наконец ребенок не выдержал напряжения, и выбежал навстречу мне со словами: «Вот я!». А другой ребенок недовольно заявил, что больше не будет с ним играть, потому что он играет не правильно.

Эти примеры показали мне, что если для одного ребенка понимание игры заключается в выполнении взятой на себя роли и связанными с ней правилами, то для другого ребенка понимание игры заключается именно в общении, т.е. детская игра зависит от той потребности, в которой ребёнок в данный момент более нуждается. Что ещё раз подтверждает слова великого психолога Л.С. Выготского «…мне кажется, что отказываться от подхода к проблеме игры с точки зрения того, как в ней реализуются потребности ребенка, его побуждения к деятельности, аффективные его стремления — это значило бы страшно интеллектуализировать игру».

Для своей профессиональной деятельности я приняла решение, что играя с детьми, я буду учитывать их интересы и предпочтения, их потребности. Решающее слово в игре буду оставлять за детьми. Искренне и уважительно относиться к их игровым возможностям. Изучать и применять современные методы и приемы, направленные на поддержание  и улучшение  эмоционально – положительного состояния детей в игре. Обеспечивать условия для возникновения и развития игровой деятельности: достаточное количество времени для игр; необходимые игрушки и пособия; создание предметно игровой среды. Привлекать родителей к проблеме детской игры.

В одном известном произведении есть фраза  – «Вся наша жизнь – игра!». В данный момент и моя жизнь насыщена игрой, и мне это нравится. Игра с детьми – это масса впечатлений, положительных эмоций и теплоты.

«Игра - это творческая переработка пережитых впечатлений,

комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»

                                               Л. С. Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Шкала Бенэ, ее модификация, тесты Россолимо, М.И.Озерецкого, Выготского, Л.С.Сахарова

Презентация  Шкала Бенэ, ее модификация, тесты Россолимо, М.И.Озерецкого, Выготского, Л.С.Сахарова...

Роль культурно-исторической психологии Л.С. Выготского в современной системе дошкольного образования детей с особенностями в развитии

Лев Семенович на заре своей научной деятельности гигантской силой теоретического проникновения в самую сущность детской дефективности совершил здесь подлинный переворот… Положения, выдвинутые Л.С. Выг...

Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского».

Эссе «Понимание игры в психологии Л.С. Выготского»....

Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского " Роль игры в дошкольном детстве"

Развитие в отечественной психологии идей Льва Семеновича Выготского" Роль игры в дошкольном детстве"...

Статья "Дидактические игры по психологии"

В картотеке представлены игры на развитие мыслительных операций,  на развитие мпособностей к сосредоточению,  на развитие наблюдательности, на развитие ассоциаций. А также представлены вариа...

Стартовала Большая игра «Школа Рыбаков Фонда» имени Льва Выготского

Стартовала Большая игра «Школа Рыбаков Фонда» имени Льва Выготского! Участвовать могут команды и лидеры русскоязычных организаций дошкольного, среднего, специального и допобразования...

Игры педагога-психолога с детьми в период адаптации к ДОУ

Малыши в возрасте от 2 до 3 лет, очень чувствительны и эмоционально-неустойчивы, психические процессы и нервная система еще незрелы. Это объясняется особенностями раннего возраста. Приходя в детский с...