Игры педагога-психолога с детьми в период адаптации к ДОУ
методическая разработка по психологии (младшая группа)

Конюкова Светлана Юрьевна

Малыши в возрасте от 2 до 3 лет, очень чувствительны и эмоционально-неустойчивы, психические процессы и нервная система еще незрелы. Это объясняется особенностями раннего возраста.

Приходя в детский сад, у некоторых детей адаптация протекает в тяжелой форме, которая проявляется такими особенностями, как,  длительная неустойчивость в эмоциональном фоне, отказ от еды, нарушение сна, отсутствие интереса к игровой деятельности, нежелание идти на контакт со взрослыми и сверстниками.

Моя главная цель – это снизить психоэмоциональное напряжение малышей в период адаптации, переключить их внимание, содействовать в создании безопасной, психологически комфортной среды в группах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с элементами сказкотерапии в работе педагога-психолога                с детьми раннего возраста, как средство успешной адаптации к ДОУ

Я, как педагог-психолог использую в своей практической работе разные методы арт-терапии  с детьми. И мне хотелось бы поделиться одним из методов, который я использую в работе с детьми – это использование сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста, как средство успешной адаптации к условиям ДОУ.

Малыши в возрасте от 2 до 3 лет, очень чувствительны и эмоционально-неустойчивы, психические процессы и нервная система еще незрелы. Это объясняется особенностями раннего возраста.

Приходя в детский сад, у некоторых детей адаптация протекает в тяжелой форме, которая проявляется такими особенностями, как,  длительная неустойчивость в эмоциональном фоне, отказ от еды, нарушение сна, отсутствие интереса к игровой деятельности, нежелание идти на контакт со взрослыми и сверстниками.

Моя главная цель – это снизить психоэмоциональное напряжение малышей в период адаптации, переключить их внимание, содействовать в создании безопасной, психологически комфортной среды в группах.

Сказкотерапия – эффективный метод  в работе с детьми раннего возраста, применяемый для  успешной адаптации к условиям ДОУ.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много.

Значимость народной сказки подчеркивал Константин Дмитриевич Ушинский.

Именно поэтому сказкотерапия - самый детский метод.

Чем сказка отличается от сказкотерапии

«Сказкотерапия» - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьмиСказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить, что такое «плохо» и что такое «хорошо»Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.

Сказкотерапия не имеет возрастных ограничений. Данный метод при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей. Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в работу с детьми раннего возраста послужили следующие причины:

- необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте.

- психологическое сопровождение в период адаптации к условиям ДОУ.

Основная цель работы : оказать психолого-педагогическую помощь детям раннего возраста в адаптации к условиям дошкольной образовательной организации, использовать приемы положительного влияния сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, на снижение уровня детской тревожности и страхов.

Задачи в работе с детьми :

- способствовать снятию эмоционального напряжения, снижение тревоги, проявлений отрицательных эмоций

- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом

- развивать внимание, речь, воображение

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

В работе с детьми раннего возраста я использую рассказывание сказок, постановку сказкок с помощью кукол «БиБаБо», или настольного театра, где главными героями выступают деревянные персонажи: зайчик, мишка, лисичка, волк и др. персонажи.

Сказкотерапию я применяю как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Конечно, у индивидуальных занятий больше возможностей.

Я использую методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации, а затем в оздоровительной работе с детьми.

Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками), элементы изо-терапии. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

Сеанс сказкотерапии  длится примерно 8-10 минут. Этого времени вполне достаточно для сохранения устойчивости внимания и интереса детей. Для сказкотерапии  я использую сказки из книг, а также самостоятельно придумываю сюжет.

В работе с детьми по методу сказкотерапии в течение года показала положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального благополучия. Сократилось время адаптационного периода (от недели до двух, у некоторых детей это время сократилось до четырёх дней (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны). После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста является весьма эффективным и многуфункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам ДОО к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Сказка «Как зайчонок-Ушастик отправился в детский сад»

Жил-был зайчонок, и звали его «Ушастик». Шло время, Ушастик подрос и ему пора было идти в детский сад. В один из осенних дней, мама-Зайчиха повела своего малыша первый раз в детский сад.

- А что такое детский сад? – спросил зайчонок свою маму

- Детский сад – это то замечательное место, где тебя ждет добрая воспитательница и хорошие детки, там много разных игрушек и интересных занятий, на которых ты будешь узнавать каждый раз что-то новое – объяснила мама- Зайчиха своему зайчонку.

И вот Ушастик пришел в детский сад. У входа его встретила добрая воспитательница (персонаж….) и предложила пройти в группу, где играли малыши (персонажи…..).

Зайчонок очень сильно испугался, когда увидел незнакомое помещение и много детишек, закрыл лапками глазки, опустил ушки и стал дрожать от страха.

Воспитательница (персонаж…..) взяла Ушастика за лапку и предложила с ним вместе пройти по группе и показать игрушки. Ушастик, продолжая дрожать от страха, согласился дать лапку воспитательнице и пойти посмотреть, что здесь в группе есть такого интересного из игрушек.

Когда экскурсия закончилась, воспитательница попросила детишек сесть в полукруг на свои стульчики, а зайчонка попросила остаться рядом с ней.

- Ребята! Сегодня к нам в группу пришел зайчонок, его зовут «Ушастик». Он первый раз в детском саду. И ему очень страшно.

- Давайте у него спросим, от чего ему страшно?

- Мнеее  страшно (дрожащим голоском произнес зайчонок), потому что я первый раз оказался в детском саду. Я совершенно не знаю, что мне тут делать.

- Не бойся, малыш! Сейчас мы тебе расскажем про детский сад и чем мы тут занимаемся. Правда ребята? (ответы детей)

- Для начала, давайте зайчонка утешим и успокоим. Пусть каждый из вас подойдет к зайчонку и погладит его. (детки подходят и гладят зайчика)

После этого зайчонок поднимает свои ушки и перестает дрожать. Ему становится спокойно, и он готов слушать с интересом, что же такого малыши делают в детском саду, пока их мамы и папы на работе.

Воспитательница и дети рассказывают зайчонку про детский сад и про то, что здесь  ждет много нового и интересного.

Зайчонок внимательно слушает всех, и говорит:

- Ребята, а вы со мной будете играть? (дети кивают)

Воспитательница предлагает каждому взять свою любимую игрушку и показать зайчонку в какие игры детишки любят играть в детском саду. (Здесь можно группе детей или ребенку предложить поиграть с зайчонком             в какую-нибудь игру).

Наступило время обеда. Зайчонок не заметил, как быстро прошло время за игрой. Нянечка (персонаж….) всех малышей зовет к столу обедать.

Творческое задание для детей:

Здесь можно предложить детям «приготовить вкусный обед для зайчонка»,  раскрасить пальчиковыми красками заранее заготовленную раскраску морковку и потом покормить Ушастика. Или же можно использовать готовую игрушечную морковку и «покормить» ей зайчонка.

- А теперь ребята, пришло время всем ложиться  спать!- сказала воспитательница.

- Ох! – вздохнул зайчонок. Я так сегодня наигрался, устал, покушал вкусный обед, что не отказался бы поспать.

- Спасибо вам ребята и воспитательница, что рассказали мне про детский сад. Теперь мне совсем не страшно. Я знаю, что детский сад это интересное и хорошее место, где тебя ждут добрые друзья и заботливые воспитательницы и нянечка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой практикум. Игры с детьми в период адаптации к ДОУ. Группа раннего возраста. Сценарий.

Сценарий мероприятия с детьми и родителями. В мероприятии участвуют психолог, музыкальный руководитель и воспитатель группы. Сценарий одного из мероприятий для группы раннего возраста. Относится к мин...

Игры с детьми в период адаптации

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок – взрослый" и "ребенок – ребенок". Основная задача игр в адаптационный...

"Играем вместе с детьми в период адаптации к условиям детского сада"

  Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У ...

"Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению".

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможн...

Программа педагога-психолога по сопровождению детей в период адаптации к ДОУ

                                            СодержаниеI Целевой раздел…&hell...

Игры с детьми в период адаптации ребенка к д/с

    Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помо...

«Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению»

Аннотацияк  методическому пособию «Игры с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению»педагога-психолога ГБУ «Психолого-педагогический центр» Миролюбовой Марии Юрье...