Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Шувалова Наталья Викторовна

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_profvygoraniyu.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСЕЛОК СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Занятие с элементами тренинга

по профилактике профессионального выгорания среди педагогов

Педагог-психолог: Шувалова Наталья Викторовна

ЗАТО п. Солнечный, 2018 г.

Работа требует от нас огромных энергозатрат, поэтому сегодня я решила провести занятие по профилактике профессионального выгорания.

А начнем мы с упражнения «Субъективная минута».

Тест «Субъективная минута»

По моему сигналу, начинайте отсчитывать про себя одну минуту. Я засеку ее по секундомеру. Для чистоты эксперимента, не смотрите на часы. Через какое-то время (45 секунд) я подниму желтый шар, затем через определенный промежуток (55 секунд) – синий шар, Вы же не останавливайтесь, пока не досчитаете свою минуту.

Вывод: Ваша минута закончилась

до 45 секунд – повышенная тревожность

45-55 секунд – легкая тревожность (желтый шар)

55-60 секунд – норма (синий шар).

Так что же вызывает синдром эмоционального выгорания?

Педагог часто находится в нервно-психическом напряжении. Это повышает тревожность, утомляемость, снижает самооценку; однообразие педагогического труда; нарушение режима дня; невозможность компенсировать усталость; необходимость постоянно скрывать, сдерживать отрицательные эмоции; оценивание другими людьми.

Симптомы профессионального выгорания:

- чувство одиночества;

- чувство неуверенности;

- проблемы с концентрацией внимания;

- нет желания общаться с людьми;

- неустойчивость настроения;

- раздражительность и вспыльчивость;

- беспокойство;

- навязчивые действия;

- плохой аппетит или неуемное обжорство;

- боязнь тишины

Упражнение «Вавилонская башня»

Материалы: газеты, журналы.

Инструкция: «А теперь давайте наглядно посмотрим, к чему приводит накопление отрицательных эмоций. Упражнение выполняем в командах. Сейчас каждая команда получит по одинаковой пачке газет. Из этих газет Вам нужно будет построить максимально высокую башню, не используя какие-либо скрепляющие материалы. Для выполнения упражнения Вам будет дано 3 минуты. Победит команда, башня которой будет максимально высокой».

Обсуждение. Какие чувства Вы испытывали в ходе выполнения упражнения?

Вывод: «Подобно тому, как Вы воздвигали башни, слой за слоем, в каждом из нас накапливаются отрицательные негативные эмоции. Это истощает энергетические и личностные ресурсы. Происходить это будет до тех пор, пока не будет достигнуто пиковое, критическое значение. Необходимо выбирать те способы, которые не влекут за собой дальнейшего возникновения отрицательных эмоций.

Способы снятия отрицательных эмоций:

  1. Не блокировать физиологические механизмы разрядки, в виде плача, смеха, желания ударить, выговориться:
  • чувство раздражения и агрессии можно снять сделав несколько ударов ногой по воображаемому предмету, разорвав лист бумаги, газеты;
  • разрядить эмоции – выговориться кому-то до конца, т.к. после снятия возбуждения человек может осознать свои ошибки и принять правильное решение. Когда человек анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен;
  • дать себе усиленную физическую нагрузку (приседания, бег на месте, подъем пешком на несколько этажей);
  • найти место, где можно проговорить, прокричать, выплакать (например пустая комната);
  • техника «пустой стул». Представьте, что на этом стуле сидит человек, который вас обидел. Излейте ему все свои чувства, скажите ему все, что хочется.
  1. Использование «Тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок (например, прогулка в лесу, поход в гости).
  2. Принятие горячей (теплой) ванны. Горячая вода восстанавливает циркуляцию крови, как бы давая понять организму, что он находится в безопасности и что уже можно расслабиться. Можно просто подержать руки под струей горячей воды из крана до тех пор, пока вы не почувствуете, что напряжение уходит. Проточная вода «смывает» накапливающуюся в человеке отрицательную, вредную для его здоровья энергию.

А как же выйти из этих критических ситуаций, как помочь себе избавиться от негативных эмоций? Необходимы одобрение и поддержка коллег, близких. Попробуем помочь друг другу в следующем упражнении.

Упражнение «Стиральная машина»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Инструкция: Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу – это барабан стиральной машины.

Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги – это «вещь», которую необходимо постирать, при чем «вещь», обращаясь к остальным участникам, заказывает необходимый для себя режим стирки: «Деликатная стирка», «Интенсивная стирка», «Сильное загрязнение» и т.п., а человек, стоящий в конце – это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т.д., то есть «стирают». «Сушилка» принимает в свои объятия выстиранную «вещь» и «сушит» ее крепко обнимая. Затем «вещь» становится «сушилкой». Игра продолжается до тех пор, пока через «стиральную машину» не пройдет каждый участник игры.

Что Вы чувствовали в процессе стирки?

Упражнение «Лимон»

Цель: Управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Теперь сядьте поудобнее: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сказка о бабочке эмоций»

Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента эмоционального переживания, поиск внутреннего ресурса. (Давайте поищем наш внутренний ресурс).

Процедура:

  1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку.
  2. Хочу попросить всех участников закрыть глаза. (Под медиативную музыку психолог рассказывает сказку).

В одной волшебной стране, на огромном цветочном лугу живут бабочки эмоций. Ночью они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но днем бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки эмоций удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое, оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых эмоций, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то у него весь день будет доброе и приятное настроение.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных эмоций. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то у него будет не приятное или печальное настроение. Каждому человеку бабочка дарит и доброе, и плохое настроение.

Постарайтесь вспомнить свое самое хорошее настроение, (пауза) а теперь – самое плохое. Открывайте глаза.

  1. Изготовление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью карандашей и ручек, на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего плохого настроения, а на другом крыле – содержание хорошего настроения. Нарисуйте лицо бабочке.

Вопросы для обсуждения:

Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?

Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?

Понравилось упражнение, было ли ощущение комфорта?

Притча про стакан

В начале урока учитель поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все ученики не обратили на него внимание, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»

- «50 грамм», «100 грамм», «125 грамм» - предполагали ученики.

- Я и сам не знаю, - продолжил учитель, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили ученики.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? – снова спросил учитель.

- У вас заболит рука, - ответил один из учеников.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука онемеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить вас в больницу, - сказал ученик под всеобщий смех класса.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал учитель, - однако, изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. – Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Ученики были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – Спросил учитель.

- Опустить стакан, - последовал ответ из класса.

- Вот, - воскликнул учитель, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем, как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения, каждое утро сможете просыпаться свежими, бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

Упражнение «Оставь свой след»

Педагоги на листе с бабочкой пишут добрые слова и пожелания человеку, листок которого пришел к ним, и передают по кругу соседу справа.

Заключение

Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:

- старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтным ситуациям на работе;

- как ни странно это звучит, не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.

Помните! Работа – всего лишь часть жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по профилактике Профессионального выгорания педагогов «Мы вместе»

laquo;Личностный рост педагогов и механизмы защиты их от профессионального выгорания» Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиона...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

ТРЕНИНГ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ«Кто я? Какой я?» «Личностный рост педагогов и механизмы защиты их от профессионального выгорания»...

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов «Я в ресурсе!»

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоцион...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ТРЕНИНГ ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО     ВЫГОРАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОУ  «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»Цель  тренинга:  снятие психоэмоциональ...

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов "Борьба со страхом"

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов "Борьба со страхом"...