Методическая разработка НОД "Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР. Занятие в старшей группе по теме "Зима. Приметы зимы"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Методическая разработка НОД "Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических средств языка  у дошкольников с ОНР. Занятие в старшей группе по лексической теме "Зима. Приметы зимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii._konspekt.docx315.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема : «Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР»

Учитель-логопед Семенец В.А., ГБДОУ д/с №33

Данное занятие разработано для подгруппы детей с диагнозом « Тяжелое нарушение речи. Общее  недоразвитие  речи, 3 уровень  речевого развития. Стертая форма дизартрии»,  возраста – 5 лет, первый год обучения.

Занятие рассчитано на 25 минут и является итоговым.

Интеграция образовательных областей:

  •  Социально-коммуникативная;
  •  познание.

Образовательные технологии:

  •  Здоровьесберегающие;
  • игровая;
  • мнемотехника;
  •  элементы логоритмики;
  • развивающая.

Планируемые результаты:

  • дети усвоили необходимые знания о зиме;
  • дети умеют согласовывать существительные с числительными 2 и 5;
  • дети умеют образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • дети умеют строить предложения с союзом «а».

Тема: Зима. Приметы зимы. Старшая группа.

Цель: Расширить и активизировать словарь по  теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепление представлений и зиме и её приметах;
  • активизация, уточнение и расширение словаря;
  • совершенствование лексико-грамматического строя речи: согласование существительных с числительными 2 и 5; образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • учить подбирать слова-признаки;
  • совершенствовать навык построения разных типов предложения (с использованием союза «а»);
  • совершенствовать навык деления слова на части.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие внимания и памяти: умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • Воспитывать навык  сотрудничества, взаимопомощи;
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: Снежинки с заданиями, карточки с загадками, конверты с заданиями, изображение зимнего городка.

Предварительная работа : наблюдение за сезонными изменениями в природе,  разучивание текста для динамической паузы, работа над загадками.

Методы: словесный, наглядный.

Формы и виды работы: игровая и коммуникативная.

Ход занятия.

Организационный момент.

Беседа о времени года Зима.

Ребята, какое сейчас время года? (Зима).

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сейчас?(О Зиме)

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-Зимушку встречай и скорее отвечай!

  • День какой? (Короткий)
  • А ночь какая? (Длинная)
  • Что всегда зимой бывает? (Снег)
  • Кто на ветках не поёт? (Птицы)
  • Почему же снег идёт? (Мороз)
  • И у деревьев голый вид (Облетели листья)
  • До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук)
  • Чем покрылась река? (Льдом)
  • И какие облака ? (Снежные, тяжелые)
  • Как люди одеваются? (В теплую одежду)
  • Как дети развлекаются? (Санки, коньки, лыжи…)
  • Сколько месяцев длится зима? (Три)
  • Назовите их (Декабрь, январь, февраль)

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его -  всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

 

По счету первым он идет,

С него начнется новый год.

Открой скорее календарь,

Читай ! Написано…. (Январь)

Последний зимний месяц жаль,

Короткий саамы он … (Февраль)

Основная  часть.

Чтобы побольше узнать о времени года Зима, мы с вами погуляем по сказочному зимнему городу.

Посмотрите, как красиво кружатся снежинки на ветру.

«Снежная вьюга» - Упражнение на дыхание. Детям предлагается подуть на снежинки, чтобы они закружились на ветру. (Вдох носом, выдох – ртом).

 Присмотритесь, а ведь снежинки  необыкновенные. На каждой снежинке задание. Давайте посмотрим (На длинных ниточках висят снежинки, на которых написаны задания для детей. Ребята снимают одну снежинку . Педагог озвучивает задание).

Подбери  «красивые» слова.  Дети отвечают на вопрос : какой, какая, какое? 

Снег какой? (Белый, серебристый, блестящий, сверкающий…)

День какой? (Солнечный, снежный, морозный, ветреный…)

Погода какая ? (Пасмурная, холодная , снежная…)

Ветер какой? (Сильный, холодный…)

Молодцы! Знаете много красивых слов. Эти слова очень украшают нашу речь!

Ребята снимают следующую снежинку.  Педагог озвучивает следующее задание.

«Назови ласково»

Здесь нам дают задание назвать слова ласково.

Я буду называть слово, а вы будете говорить мне о нём ласково.

Снег – снежок.

Мороз – …

Ветер – …

Холод – …

Зима – …

Сосулька  – …

Горка – …

 Санки – …

Молодцы! С этим заданием вы тоже справились.

Ребята снимают следующую снежинку.  Педагог озвучивает следующее задание.

«Найди отличия» .

Посмотрите на эти картинки.

E:\1111  ААА  К  МО Доклад Конспект\Картинки с отличиями Снеговики\file1_html_bf0d97f.jpg

Скажите, чем отличаются эти картинки? (Дети находят отличия, отвечают полным предложением с использованием союза «а». Н-р: На этой картинке у собачки есть пятна на спинке, а на этой нет.)

Динамическая пауза  (координация речи с движением). Дети выполняют движения, которые им предлагает педагог.

 «Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

 Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

Ребята снимают следующую снежинку.  Педагог озвучивает следующее задание.

«Подбери слово к схеме».

На столе лежат плакаты с изображением схемы слова .

https://banner2.kisspng.com/20180428/wce/kisspng-snowflake-drawing-5ae501eb4331c3.4959958315249576752753.jpg

 

https://banner2.kisspng.com/20180428/wce/kisspng-snowflake-drawing-5ae501eb4331c3.4959958315249576752753.jpg https://banner2.kisspng.com/20180428/wce/kisspng-snowflake-drawing-5ae501eb4331c3.4959958315249576752753.jpg

       

https://banner2.kisspng.com/20180428/wce/kisspng-snowflake-drawing-5ae501eb4331c3.4959958315249576752753.jpg https://banner2.kisspng.com/20180428/wce/kisspng-snowflake-drawing-5ae501eb4331c3.4959958315249576752753.jpg https://banner2.kisspng.com/20180428/wce/kisspng-snowflake-drawing-5ae501eb4331c3.4959958315249576752753.jpg

В конверте лежат картинки. Необходимо эти слова разделить на части и положить к нужной схеме. Слова для игры:  Зима, метелица, снег, сосулька, лёд, снеговик, шуба, шарф, валенки.

Ребята снимают следующую снежинку.  Педагог озвучивает следующее задание.

Что же нам здесь нужно сделать? (Что-то сосчитать).

(На доске изображение зимнего городка. На некоторых предметах  изображены цифры от 1 до 5. Дети должны сосчитать те предметы, на которых стоят цифры.

Картинки, на которых стоят цифры: Снеговик, шляпа, шарф, крыша, окно.

http://masyamba.ru/%D0%A1%D0%9D%D0%95%D0%93%D0%9E%D0%92%D0%98%D0%9A%D0%98/71-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8.jpg

Заключительная часть.

Вот и подошла к концу наша прогулка по этому чудесному зимнему городу.

Нам пора возвращаться домой.

  • Мы выполнили много интересных заданий. Какое задание была самым  интересным?
  • Расскажете дома о нашей прогулке?
  • В какую игру хотели бы поиграть дома?
  • На память об этой экскурсии я дарю вам зимние раскраски. А еще маленькую книжечку , в которой много загадок о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей логопедической группы по теме " Зимушка-Зима".

Ход НОД 1. ОРГ. момент Логопед здоровуется с детьми и просит их встать в круг прослушать зимнююю распевку, по ходу распевки дети показывают руками различные вида зимней одежды( пуховик, шапк...

Методическая разработка "Круглый стол для родителей по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников"

Данная разработка поможет организовать взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя у детей...