Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Наровская Татьяна Леонидовна

Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной речевой группы по теме «Зима. Зимующие птицы.»

Составила: воспитатель: Наровская Т.Л

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, приметах зимы.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Задачи:

Обучающие:

активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о зимующих птицах;

обобщить и систематизировать знания детей о зиме.

Развивающие:

развивать связную речь;

побуждать детей к словообразованию;

подбирать однокоренные слова;

развивать мышление;

расширять и обогащать активный словарь детей.

Воспитательные:

воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам;

воспитывать навык сотрудничества со сверстниками и взрослым, дружеские взаимоотношения между детьми, способность договариваться.

Материалы и оборудование: презентация «Зима», сюжетные картинки, макет дерева, мяч, фланелеграф.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель:  Ребята,  посмотрите, к нам сегодня в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: А теперь ребята, поздороваемся друг с другом.

             - Встанем рядышком по кругу

                           Скажем «Здравствуйте!» друг другу

          Нам здороваться не лень,

                       Всем «Привет» и «Добрый день»

   Если каждый улыбнется-

   Утро доброе начнется

-Доброе утро!

Воспитатель: Ребята, сегодня  я хочу начать наше занятие с загадки о птицах , а о каких вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

 Слушайте внимательно:     Разве можно забывать:

Улететь смогли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть зерна-

И нестрашна будет им зима.

(Зимующие птицы).

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. Теперь давайте вспомним какое сейчас время года.

Дети: Зима.

Воспитатель: Назовите мне зимние месяца.

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Назовите первый зимний месяц

Дети: Декабрь.

Воспитатель: Последний месяц зимы.

Дети: Февраль.

Воспитатель: Второй месяц зимы.

Дети: Январь.

Воспитатель: Какие приметы  зимы вы знаете?

На столе лежат картинки с приметами зимы, дети по очереди берут картинку с приметами и выставляют на фланеграф.

Воспитатель: Какое время года было до зимы?

Дети: Осень.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что осенью многие птицы улетают на юг ,как называются эти птицы?

Дети: Перелётные птицы.

Воспитатель:   есть птицы которые живут у нас круглый год,  есть птицы которые прилетают к нам с первым снегом.

Воспитатель: Как называются эти птицы?

Дети: Зимующие птицы.

Ребята, на магнитную  доску я поместила макет деревьев ,но они не простые, а волшебные, но что бы они стали волшебные вы должны выполнить моё задание.

На одном дереве есть листочки, вы должны поместить  перелётных птиц, а на дереве, где нет листочков зимующих птиц. Давайте с вами разделимся на две команды ,одна будет собирать - зимующих птиц, другая- перелётных.

( На столе лежат картинки с зимующими и перелётными птицами).

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданием и наши деревья стали волшебные.

Воспитатель: Ребята, а чем птицы похожи друг на друга?

Дети: у птиц есть голова, клюв, туловище, крылья , хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель: А  чем они отличаются друг от друга ?

Дети: Птицы отличаются друг от друга размером, окраской, по разному подают голоса.

Воспитатель: Сейчас ребята, я посмотрю какие вы у меня внимательные

Проводится дидактическая игра. На экране появляются картинки зимующих и перелётных птиц. Ребята должны назвать лишнюю птицу обосновать свой выбор.

Слайд № 1        

«Четвёртый лишний».

Воробей, ласточка, сорока, синица.

Сорока, воробей, соловей, дятел.

Ворона, скворец, сова, галка.

Клёст, воробей, свиристель, кукушка.

Снегирь , петух, дятел, синица.

Свиристель, ворона, гусь, воробей.

Индюк, воробей ,сорока, голубь.

Воспитатель:  Ребята, вы молодцы! Нигде не ошиблись.

«Путаница»

Воспитатель: Ребята, когда я готовилась к занятию, все слова я перепутала и никак не помогите мне пожалуйста.

( воспитатель говорит слова , дети составляют из них предложения)

Воробьи, на, чирикать, дорожка- Воробьи чирикают на дорожке.

Крыша, воркуют, на, голуби – Голуби воркуют на крыше.

Кормушка, синица, на, клевать, зёрна – Синица на кормушке клюёт зерна.

Ягоды, снегирь, клевать, на , рябина –На рябине снегирь клюёт ягоды.

Улицы, вороны, на, каркают – На улице каркают вороны.

Дерево, клюв, стучит, на, дятел – На дереве клювом стучит дятел.

Воспитатель: Ребята, вы  очень помогли мне , а теперь давайте с вами отдохнём.

Физкультминутка.

Спозаранку скачут птицы (Скачут)

По заснеженным ветвям

            Желтогрудые синицы( летают )

Прилетели в гости к нам

Сидят вороны по столбам, ( сидят )

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям, ( прыгают )

Как бы крутя скакалки.

Не могут пташки  отыскать ( взявшись за голову),

Ни зёрнышка , ни крошки.( качают головой )

И вот летают всё слабей ( летают )

Ворона, галка, воробей.

Воспитатель: Ребята , я на занятии  принесла мяч, давайте в него поиграем, но не просто так а с заданием, я буду говорить целое предложение , а вы должны отвечать одним.

(упражнение проводится  с мячом)

Дидактическая игра «Какая птица »

У сороки белые бока , поэтому её называют белобокой.

У синицы грудка желтая , поэтому её называют желтогрудая.

У снегиря грудка красная, поэтому его называют красногрудый

У вороны черные крылья , поэтому её называют чернокрылая.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют длиннохвостая

У дятла длинный клюв, поэтому его называют длинноклювый.

Игра «Собери картинку»

на столе лежат конверты, в нём картинки с птицами, но картинки не простые, а разрезные. Ваша задача собрать целую картинку , дети берут конверты и

собирают картинки с зимующими птицами.

Воспитатель: Молодцы!   Вы собрали очень красивых птиц. Давайте немного разомнем наши пальчики и продолжим наше занятие.

Пальчиковая гимнастика с Су- Джоками.

«Зимующие птицы»

Снегири и свиристели

Сжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке.

В старый парк к нам прилетели,

На рябинку дружно сели,

Катать шар между ладонями.

Поклевали и запели…

Постучать шариком по ладони.

И на сосны, и на ели

Тоже гости прилетели

Сжимать шарик сначала  в левом, потом в правом кулаке.

Ищут шишки с семенами

Дятлы бойкие с клестами.

Постучать шариком по ладоням.

Светит солнце, снег искрится,.

Стайка птичья веселится (Сжимать и разжимать шарик в левом, потом в правом)

Воспитатель: Ребята, а теперь расскажите о  птицах , которых вы собрали .  

Дети составляют рассказ о птицах .

Воспитатель : Какие интересные рассказы вы составили о птицах которых вы собрали.

Воспитатель: Ребята посмотрите на наше зимнее дерево и скажите какие птицы

прилетели на кормушку.

Слайд № 2

Дидактическая игра

«Кто прилетел на кормушку.»                                 

                                   Кто на ветке дерева?- На ветке Снегири.  

                                                      Кто под кормушкой ? – Под кормушкой Воробей.

                                         Кто на кормушке? – На кормушке Синицы.  

                                                         Кто над деревом? – Над деревом Сорока и голубь.

                                                         Кто справа от дерева? –  Справа от дерева  Голуби.

                                                    Кто слева от дерева ? – Слева от дерева Вороны.

                                    Кто за деревом ? – За деревом  Ворона.

                                                Кто перед деревом ? - Перед деревом Голубь.

Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами можем помочь птицам в это холодное время года ? ( ответы детей )

Я не случайно взяла с собой мешочек семечек, вы знаете , что у нас на участке очень много кормушек, когда мы с вами пойдём на прогулку  и наполним кормушки семечками  и птицы нам будут благодарны.

Ребята, наше занятие подошло к концу .

 Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Чем сегодня занимались ? ( Ответы детей)

Что вам понравилось  на нашем занятии.

Ребята , перед  вами на столах лежат картинки снегирей  если вы всё поняли  и у вас нет вопросов то снегирь ваш летит, если вы что то не поняли и у вас возникли затруднения – то снегирь сидит. Ребята, вы хорошо потрудились, спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка - Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»

Учебно-методическая разработка по теме "Моя страна": знакомство со своей страной, ее символами, гимном, изображением на карте нашей Родины географических объектов....

Методическая разработка. Конспект открытого занятия

Развитие эмоционального состояния детей вербальным и невербальным способом...

Методическая разработка конспекта открытого занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме "Зоопарк"

На данном занятии дети "помогут" Незнайке подняться по лесенке "Знаний и умений" до загадочного конверта. Поднимаясь по ступенькам лесенки , они "научат" Незнайку отгадыв...

Методическая разработка - конспект открытого занятия по теме: «У красавицы Невы ожерелье из листвы…» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка  конспект открытого занятия  по теме: «У красавицы Невы ожерелье из листвы…» для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка: конспект открытого занятия по тестопластике “Подставка для пасхального яйца”

В данной работе я раскрыла использование тестопластики как  средства  укрепления и сохранения  здоровья  детей  через моторику  рук и пальчиков,создала   у...

Методическая разработка конспекта открытого занятия с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений "Тайна волшебной коробочки"

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной логопедической группе, на котором дети за 30 минут  должны будут открыть 4 "замочка "волшебной коробочки, чтобы узнать что в ней находится, т...

Методическая разработка. Конспект открытого занятия по речевому развитию "В гостях у малышей"

Задачей данной разработки являлось не просто предоставить как используется устное народное творчество в речевом развитии детей, но и показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного...