Тренинг для воспитателей «Выход из шаблонной коробки мышления или шесть шагов креативной смелости»
тренажёр по коррекционной педагогике по теме

Пушкарева Надежда Владимировна


Осознание и осмысление участниками тренинга барьеров в прявлении творческого мышления и креативности, снижающие и сковывающие профессиональные и личностные достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг  для воспитателей

«Выход из шаблонной коробки мышления

или шесть шагов  креативной смелости»

«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Абрахам Маслоу

     Цель: Осознание и осмысление участниками тренинга  барьеров в   проявлении творческого мышления и  креативности, снижающие и сковывающие профессиональные и личностные достижения.

     Задачи:  

  • Продемонстрировать основные  барьеры в проявлении креативности  мышления.
  • Тренировка  интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации, выделять оригинальное в обыденном.
  • Демонстрация участниками тренинга личностных возможностей  использования креативного мышления.

     Методы и приёмы, используемые в процессе тренинга:

Короткая  информационная лекция-сообщение с выделением  шести сторон

препятствий (барьеров) креативности мышления; игра-разминка; практические упражнения и задания; работа с фотографиями; просмотр видео-отрывка; дискуссия.

Профессия воспитателя относится к творческим видам деятельности, поскольку она направлена на воспитание уникальной, неповторимой личности. Воспитатель всегда должен помнить, что каждый ребенок – это личность, к которой нужно найти свой уникальный творческий подход. Недаром Ш. А. Амонашвили подчеркивает: «Дети страдают от недостатка учительского творчества». Творчество педагога поможет ребёнку в будущем в достижении цели, к неординарному решению своих проблем. «Разноцветный окрас» жизни во многом  приобретается ребенком  под влиянием образца взрослого, поэтому очень важно развивать творческие способности в личности воспитателя, дабы воспитать интересную и разностороннюю личность в ребёнке. Каждый из нас согласится с тем, что именно воспитателю детского сада,  как настоящему художнику необходимо каждый день, что - то решать, придумывать, создавать.  Причём каждый раз, делать это нужно по новому  и в необычной форме. Поэтому чтобы осознать основные барьеры в проявлении творческого мышления и креативности, которые снижают и сковывают профессиональные и личностные достижения и направлена данная практическая  тренировка.

        Так что же  мешает находить и создавать новое? Попробуем,  выйди из коробки? А что это значит? 

       В психологической литературе по развитию креативности,  очень часто шаблонное мышление описывается как мышление внутри коробки. Действительно это очень хороший образ. Человек отталкивается  и вырабатывает идеи исходя только из своего привычного, однообразного личного опыта. Вроде бы человек  пытается творчески мыслить, пытается раздвинуть эти стены. Но у него что-то постоянно не получается. Он встречается с барьерами, которые не дают раскрыть весь максимальный потенциал, который заложен природой  в каждом человеке. Эти препятствия как раз можно отобразить как коробку. Если представить эту коробку в виде развертки, у  нас  получится шесть сторон. И каждая сторона будет неким барьером  на пути  нестандартного мышления,  творчества и  креативности. Рассмотрим эти барьеры подробнее и попробуем  вырваться из зоны привычного и банального.

Итак, первая сторона коробки - «ШАБЛОННОСТЬ».

Человека  годами приучают мыслить и  жить по шаблону. Как проходит жизнь обычного человека? Детский сад – школа – институт – работа – пенсия – дача -  и закономерный финал жизни. Это самый распространенный  шаблон, похожий на колею некого пути, построенный на  опыте родных  или по типу «всё как у всех».  Около 90% этого пути мы идём прямо. Это, наверное, здорово и хорошо, и  с точки зрения борьбы за выживание так и должно быть. Но каждый человек должен уметь видеть, узнавать, изменять, исключать стандартное, и когда  человек делает повороты, иногда очень крутые,  решается на  смену профессии, места работы, банально прически или  стиля одежды  -  он и определяет куда, в конце концов, он приедет и чего он достигнет. Насколько будет интересна его жизнь и насколько человек будет замечен другими.

          Ведущий организует выполнение практической игры- разминки  «Необычное в привычном».

     Переходим на вторую сторону коробки. И следующий барьер носит имя  - «СТРАХ»,  страх показаться глупым, страх оказаться белой вороной.  

     Внутри многих из нас этот страх живет, а родом он из детства. Ребёнок часто слышит «Нельзя! Не трогай! Не хвастайся! Не умничай! Не высовывайся!» На самом деле опять же с точки зрения борьбы за выживание,  это хорошо. Благодаря этим ограничениям человек не оказывается постоянно в трудных ситуациях. А с другой стороны у нас нет результатов, нет возможностей, нет опыта, нет другого видения мира, есть только привычная сторона коробки. В  современном формате  – у человека нет карьеры, оригинальных продуктов  труда. А именно чтобы  нас заметили нужно не бояться, нужно пробовать, переступать через свой  страх и, как правило, делать вещи, которые, кому-то покажутся совершенно абсурдными и не достижимыми.

     Ведущий организует выполнение практической работы со  всемирно известной фотографией Альберта Эйнштейна «Чокнутый профессор».

     Переходим к третьей стороне коробки  – «Это привычка к правильным ответам».

         В нас с самого детства закладывают, что на любой вопрос существует только  один правильный ответ. Вспомните  избитую  фразу «Кто знает правильный ответ, поднимите руку?»  Но в жизни мы  сталкиваемся  и   замечаем, что правильных ответов может быть много. Вот интересно узнать, а вы как  считаете, может ли быть единственный ответ на  мой вопрос.

        Ведущий организует выполнение практического упражнения «Может ли мышь быть больше слона?»

     Четвертая  сторона коробки, имя барьера – «КРИТИКА».

     Креативно мыслить нам мешает критика. В первую очередь это внутренний критик, который сидит в каждом из нас. И когда в нашей голове возникает идея, он сразу же включается и упорно заражает нас фразами типа «У меня не получается, мне это не по силам!» И если с внутренним критиком как то и возможно договорится, и он  пропускает свежие новые идеи, то к нему  сразу же  подключается критик внешний - это наше окружение. Люди, по сути, так устроены, опять же в рамках борьбы за выживание,  что они не хотят, чтобы кто-то сильно вырывался и поднимался из традиционной шаблонной колеи жизни. Таким образом, критика со стороны окружающих отрубает все маленькие росточки идей, которые зарождаются, и особенно в детстве. И уже во взрослой жизни идеи возникают реже, они не растут, не расцветают и не доживают до созревших результатов. Поэтому критика – это серьёзная сторона коробки, она является сильнейшим препятствием и барьером. В качестве снятия негативного воздействия этого барьера, предлагаю посмотреть коротенький видео отрывок из известного кинофильма, который является сильнейшим мотиватором, и должен быть заложен как можно раньше в ребёнке, чтобы расти, и уметь уверено справляться с критикой. Искренне желаю всем вооружиться девизом «Поставил цель - добейся её! И точка!»

        Ведущий  тренинга организует просмотр видео-отрывка «Поставил цель! Добейся её!».

     Пятая сторона  коробки  – «ЭТО ЕДИНСТВЕННАЯ  ТОЧКА  ЗРЕНИЯ».

        Очень часто человек считает, что существует лишь его точка зрения, единственная и правильная. Часто мы хотим услышать лишь подтверждение собственных мыслей, собственной правоты. Люди забывают, что возможные пути решения проблемы откроются, если посмотреть на всё, приняв роль другого человека, иногда просто встав не его место.

Ведущий  тренинга организует  выполнение практического  упражнения  «Твоя шестерка - правильная и верная девятка  собеседника» и выполнение фото-загадок.

     Последняя сторона шаблонной коробки мышления   -  «ВЛАДЕНИЕ СТРАТЕГИЯМИ, ПРИЁМАМИ, ТЕХНИКАМИ». 

      Название последнего барьера говорит само за себя. Дошкольный педагог должен постоянно развивать гибкость мышления. Наш мозг подобен мышцам, и  если ему не давать ежедневную работу, он становится ленивым. И если в жизни всё однообразно - нет нового опыта, восприятия, то выбраться из коробки становится всё сложнее. Очень важно в прямом смысле забрасывать себя в такие рамки, условия и пространства, в которых всё  будет новым  и непривычным.  Новые страны, города, вещи, люди привычки, хобби – всё, что  раньше  не ощущали, будет очень полезным для творческого мышления.

Ведущий  тренинга организует  выполнение практического  упражнения «Заварка креатива».

Рефлексия участников. Побуждение участников к личному анализу выделенной проблемы. Слушатели участвуют в обсуждении, тренер получает информацию от участников по поводу содержания тренинга,  сложившейся атмосферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Шесть шагов к здоровью малыша".

Информация для педагогов и родителей...

шесть шагов для решения конфликтов между родителями и детьми ( по Томасу Гордону)

Шесть шагов решения конфликтов между детьми и родителями(по Томасу Гордону).Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вст...

Проект по здоровьесберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Шесть шагов к здоровью».

Направление проекта на здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В преамбуле Устава Всемир...

«Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Тест креативности Торранса. Психодиагностика творческого мышления Елены Туник. Опросник креативности Джонсона, в модификации Елены Туник

Предлагаю методики диагностики творческих способностей ребенка, которые позволят педагогам определить уровень развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....

Речевой тренинг для воспитателей "Волшебный мир слов" Игры для развития речи и мышления дошкольников.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления. А как известно, мышление неотделимо от речи, поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мысли...

Игровой тренинг для воспитателей детского сада «Выходи со мной играть»

Деловая игра (треннинг) для педагогов ДОУ на сплочение трудового коллектива....