Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с разными типами родительского отношения.
статья по коррекционной педагогике на тему

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с разными типами родительского отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verizhnikova_yu.a.-_statya.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с разными типами родительского отношения.

Ю.А. Верижникова, педагог-психолог МБДОУ №95, г. Орел

Одной из важнейших сторон и результатов развития ребенка дошкольного возраста является коммуникативное развитие. Результатом такого развития является коммуникативная компетентность в общении детей с взрослыми и со сверстниками.

Коммуникативная компетентность - это умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях.

Взаимодействие с окружающими людьми является центральным компонентом целостного отношения ребенка к себе, к другим людям, к предметному миру в целом. Потребность в общении не является врожденной, а формируется прижизненно, через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В ходе развития меняются потребности, мотивы, средства общения.[2]

Важнейшая функция семьи - удовлетворение потребностей человека, в том числе, потребностей ребёнка. Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия.

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, также как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные», - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и, как следствие, неудовлетворенных потребностей ребенка.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесения себя и семьи у взрослого и ребенка в известном смысле зеркальны: для взрослого семья - производное от «Я», для ребенка «Я» - производное от семьи.

В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля семейного воспитания.

Стиль (от гр. Stylos - палочка для письма) - приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию - это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

Наиболее разработанным современным подходом к изучению детско-родительских отношений является  исследование А.Я. Варга и В.В. Столина. По мнению авторов, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:

1. «Принятие – отвержение».

Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2. «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.

3. «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.

5. «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность.[1]

Формирование коммуникативной компетентности и взаимосвязь типа родительского отношения проявляется через: расширение возможностей понимания своего ребёнка; совместную деятельность; проживание опыта в группе; рефлексию и возможность получения обратной связи, что обеспечивает оптимизацию процесса сотрудничества родителей и детей в таком не простом вопросе формирования коммуникативной компетентности.

Для проведения эмпирического исследования я объединила в две группы типы родительского отношения: социально-желательный  и социально-нежелательный. В группу с социально-желательным типом родительского отношения включила такие стили, как  принятие и кооперация. К социально-нежелательным  типам родительского отношения отнесла отвержение и гиперсоциализацию.  Социально-желательное родительское отношение, по моему мнению, наиболее продуктивный тип воспитания ребенка, который характеризуется положительным отношением родителя к своему ребенку. Данная категория родителей проявляет искренний интерес к воспитанию ребенка и высоко оценивает его способности. Данная группа родительского отношения способствует благоприятному развитию личности ребенка, а также развитию его коммуникативной компетентности. В то время как социально-нежелательное  родительское отношение характеризуется  тем, что родитель испытывает отрицательные чувства к своему ребенку, что может поспособствовать нарушению развития коммуникативного поведения ребенка.  

 В ходе  соотношения параметров коммуникативной компетентности и типами родительского отношения, я получила результаты с помощью наблюдения и таких методик, как: «Диагностика родительского отношения» (авторы: А.Я.Варга, В.В.Столин), «Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей (Модификация и критерии анализа Г.Р.Хузеева).

Рассматривая соотношение компонентов коммуникативной компетентности дошкольников: зависимое, агрессивное и уверенное поведение, необходимо отметить, что у детей с социально-желательным родительским отношением преобладает уверенное поведение. Уверенное поведение у детей с социально-нежелательным родительским отношением не выявлено. Негативные типы отношения к ребенку, низкий уровень родительской компетентности, отсутствие опыта гармоничного семейного взаимодействия влияет на коммуникативную компетентность и тип общения с ребенком.

Также необходимо отметить, что  у детей дошкольного возраста с социально-нежелательным типом родительского отношения  наблюдается негативная коммуникативная установка. У данной группы детей  могут проявляться трудности в общении с окружающими, даже, если они стараются скрывать свой негативный настрой.

Рассматривая эффективность общения в различных типах воспитания, видно, что у детей с социально-желательным типом отношения родителей преобладает средний и  высокий уровень эффективности общения, как одного из компонентов  коммуникативной компетентности.  Можно предположить, что с рождения  родитель, воспитывая ребенка в принятие, уделяя воспитанию больше времени, адекватно оценивая его способности естественным путем, формирует у ребенка адекватные способы коммуникативной деятельности.

Таким образом, дети дошкольного возраста с социально-желательным типом родительского отношения  характеризуются  более высоким уровнем коммуникативной компетентности, чем дети с социально-нежелательным.

Список литературы:

1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.

1. Хузеева Г.Р., Авдулова Т.П.  Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника. Изд. Прометей, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме :Условия развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В статье описываются условия развития коммуникативной компетентности  детей дошкольного возраста.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы опред...

Роль педагога в формировании предпосылок коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

В коррекционно – педагогической работе  с детьми необходимо развивать коммуникативную  компетентность....

Консультация «Особенности организации обучения детей дошкольного возраста с разными типами темперамента»

Консультация для родителей: "Особенности огранизации обучения детей дошольного возраста с разными типами темперамента"....

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»

1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.2. Развивать логическое и творческое мышление детей.3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставле...