КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Назарова Марина Александровна

1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развивать логическое и творческое мышление детей.
3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы.
4. Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.odt101.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»

 Г. НАДЫМА»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»

                                         

                                       Разработчик:

                                                                           Назарова Марина Александровна,

                                       воспитатель

Надым, 2023г.

«САМОЕ ЛУЧШЕЕ ОТКРЫТИЕ –
ТО, ЧТО РЕБЕНОК ДЕЛАЕТ САМ»
                                 
                                     У. Эмерсон

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов семьи и ребенкавозрастных и индивидуальных особенностей, обеспечение реализации образовательной программы, предусматривающей одновременную организацию нескольких видов детской деятельности и создание ситуации выбора, многообразие форм решения образовательных задач. Поэтому проблема формирования у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны образовательного процесса является довольно значимой, а сам познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС – это особый вид интереса в обучении, а точнее интерес к познанию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.

  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    ЦЕЛЬ:
    Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления
    ЗАДАЧИ:
    1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.
    2. Развивать логическое и творческое мышление детей.
    3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставленной проблемы.
    4. Воспитывать такие нравственные качества у детей, как бережное отношение к окружающему миру и труду других людей.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
    эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия.


СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Опыты (экспериментирование): состояние и превращение вещества, движение воздуха, воды, свойства почвы и минералов, условия жизни растений
  • Коллекционирование (классификационная работа): виды растений, животных, строительных сооружений, транспорта, профессий
  • Путешествие по карте: стороны света, рельефы местности, природные ландшафты и их обитатели, части света, их природные и культурные «метки» - символы
  • Путешествие во времени: прошлое и настоящее человечества (предметный мир, события)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  •  Картотека опытов и наблюдений
  •  Перспективное планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности для детей
  •  Записи музыкальных произведений
  •  Таблицы, картины, карточки-схемы
  •  Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности
  •  Консультации для родителей по опытно-экспериментальной деятельности
  •  Консультации для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности

В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ                  

           ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ УЧАТСЯ:

  • видеть проблемы
  • задавать вопросы
  • выдвигать гипотезы
  • давать определения понятиям
  • классифицировать
  • наблюдать
  • проводить эксперимент
  • структурировать полученный в ходе исследования материал
  • делать выводы и умозаключения
  • доказывать и защищать свои идеи
  • готовить собственные мини-доклады


ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ДЕТЕЙ
1. Поддержание повышенного интереса детей
2. Создание в группе благоприятного микроклимата
3. Создание комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования
4. Создать в группах уголки, зоны для экспериментирования
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской  деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
9. Разработать методы стимулирования и поощрения детей
10. Привлекать родителей к исследовательским детским проектам. Провести консультацию по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях

Общие методические рекомендации педагогам по руководству
детской исследовательской деятельностью
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы детей.
3.   Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам
4.   Избегайте прямых инструкций ребенку.
5.   Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6.   Помогайте учиться управлять процессом мышления:

     - прослеживать связи между предметами, событиями и  
     явлениями.
     - развивать навыки самостоятельного, оригинального  
     решения проблем.
7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему. Чутко руководить и направлять замыслы ребенка, дать возможность ребенку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир, – вот роль педагога в детской проектной исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития на 2016-2017 гг. по теме «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из н...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...

План самообразование на 2019-2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности»

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Отчет по самообразованию воспитателя средней группы Фатиховой за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности»

Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объекта...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

Познавательный интерес дошкольников. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. В дошкольном образовании приоритетными направлениями являются психологизация образовательного процесса, учет интересов с...

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста через коллекционирование

Коллекционирование позволяет углублять познавательные интересы детей и является доступным и интересным для дошкольников видои деятельности....