Проект "Будем дружить!"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Проект по оптимизации межличностного взаимодействия детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта.
Вопрос коммуникативной компетентности нашёл своё отражение в новом проекте Государственных стандартов общего образования, в котором эта сторона развития считается одной из приоритетных, а не факультативных задач дошкольного образования. Разрабатывая проект, я рассматриваю коммуникацию в её полном значении – как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений, выделяю коммуникативные и речевые действия, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования. В основу решения этой задачи ставлю ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребёнка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Цель проекта: оптимизация коммуникативных умений и навыков, развитие активной социальной позиции дошкольников.
Направление проекта: профилактика возникновения дискомфорта в общении дошкольников.
Задачи проекта:
1.Развитие коммуникативных навыков;
2.Развитие выразительности речи;
3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции;
4.Овладение ребенком «языком эмоции», как способом выражения собственного эмоционального состояния;
5.Обучение способам выражать эмоции;
6. Гармонизация отношений ребенка и взрослого.
Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы.
Гипотеза.
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраст в совместной взросло-детской (партнерской) деятельности будет происходить наиболее успешно, если:
формирование коммуникативных умений будет осуществляться по этапам, включающим: создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; творческое применение коммуникативных умений;
предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных умений.
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику, жесты для наиболее эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей, и учет их в ходе общения.
Ресурсы для реализации проекта.
Материально-технические:
- Использование технических средств: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, DVD — проигрыватель.
- Приобретение и изготовление дидактического материала.
Кадровые:
1.Учитель-логопед
2.Воспитатели группы компенсирующей направленности.
Информационные:
- Библиотека
- Интернет-ресурсы
Нормативно-правовые
- Об инновационной деятельности
- Устав МДОУ
Финансовые
- Спонсорская и благотворительная помощь
Содержание проекта.
Актуальность и значимость ведения работы по развитию коммуникативных действий заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми, облегчая тем самым процесс совместного общения.
Этапы реализации проекта
- этап - создание условий работы по теме «Будем дружить!»/сентябрь – октябрь 2018г./
- этап - организация работы по проекту /ноябрь 2018г.- апрель 2019г./
- этап - подведение итогов реализации проекта /май 2019 г./
Поэтапный план реализации проекта
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | ||
Разработка программно- методического материала по теме проекта | Создание предметно- развивающей среды | Сентябрь | Высокий уровень предметно-развивающей среды | ||
Разработка дидактического материала | Сентябрь- октябрь | Планы-конспекты занятий по теме. Каталог терапевтических сказок. | |||
Изучение литературы | Сентябрь - октябрь | Повышение уровня компетенции учителя-логопеда и воспитателей в вопросах оптимизации межличностного взаимодействия детей с ОНР | |||
Внедрение материала по теме проекта | Осуществление интегрированного подхода, включая элементы знаний во все виды деятельности детей. | ноябрь 2018 г.- апрель 2019 г. | Тематическая папка с конспектами занятий, игр, разработками сценариев и др. | ||
Информирование | ноябрь 2018 г.- апрель 2019 г. | Папка с набором консультаций для родителей. | |||
родителей по | |||||
теме проекта | |||||
Консультирование родителей по теме проекта | ноябрь 2018 г.- апрель 2019 г. | Анализ педагогической деятельности, отзывы родителей. | |||
Организация совместной творческой деятельности детей с родителями | ноябрь 2018 г.- апрель 2019 г. | Детские рисунки. Фотографии. | |||
Подведение итогов реализации проекта | Диагностика сформированности знаний детей по теме проекта | Май 2019г. | Документация по мониторингу | ||
Анализ работы | Май 2019г. | Аналитический отчёт |
Ожидаемый результат.
В результате реализации проекта дети должны овладеть:
-навыком совместной деятельности;
-умением высказать своё отношение к произошедшему, объяснить своё поведение, обсудить ситуацию;
-способностью сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта;
-умением учитывать разные мнения, обосновывать собственное, учитывать позицию партнёра по деятельности;
-умением договариваться и находить общее решение;
-навыком взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания;
Конечный продукт проекта:
1.Цикл консультаций для родителей
2.Диагностический инструментарий.
3.Методические рекомендации по проведению игр, упражнений и занятий для развития коммуникативных действий, направленных на кооперацию у детей старшего дошкольного возраста.
Диагностический инструментарий.
Для диагностики были подобраны следующие критерии:
№ | Критерии | Баллы |
1 | Знает основные базовые эмоции человека и какими средствами они выражаются. | 0 - 2 |
2 | Владеет средствами выразительности (мимикой, выразительностью речи, жеста). | 0 - 2 |
3 | Умеет слушать и слышать собеседника. | 0 - 2 |
4 | Адекватно оценивает нравственные качества личности человека. | 0 - 2 |
5 | Правильно идентифицирует себя по половой принадлежности. | 0 - 2 |
6 | Владеет социальными умениями и навыками культуры речи. | 0 - 2 |
7 | Умеет сопереживать , поддержать в трудную минуту. | 0 - 2 |
8 | Владеет адекватной самооценкой. | 0 - 2 |
Примерные уровни оценки
Уровни | Баллы |
Ниже среднего | От 2 до 5 |
Средний | От 6 до 10 |
Высокий | От 11 до 16 |
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий.
В ходе реализации проекта возможны:
1.Недостаточная усвояемость детьми средств общения. В этом случае нужно проанализировать материал на соответствие детскому пониманию и подать его соответственно возрасту дошкольников.
2.Незаинтересованность родителей, их нежелание сотрудничать. В этом случае необходимо использовать индивидуальный подход.
Тип проекта: информационно-игровой.
Список литературы по проекту:
1.Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников».
2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. «В мире детских эмоций».
3.Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».
4.Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению».
5.Панфилова М.А. «Игротерапия общения».
6.Рылеева Е.В. «Вместе веселее!».
7.Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»
8.Семенака С.И. «Уроки добра».
9.Щипицина Л.М «Азбука общения».
10.«Психолого- педагогическая технология оптимизации эмоционального статуса у детей дошкольного возраста»
11.Марцинковская Т.Д.-Гардарики М. Детская практическая психология 2005г.
12.Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.
13.Арцишевская И.Л. «Современные пятилетние дети: особенности игры и развития и психического развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «C туризмом дружит вся семья» (старший дошкольный возраст)
Цель проекта: Привлечение детей и родителей к активному отдыху, спорту....
Если хочешь долго жить - научись с огнем дружить!
Развлечение по правилам пожарной безопасности, со сказкой-драматизацией и стихами противопожарного содержания. Старший дошкольный возраст....
Реализация ФГТ В ГДОУ. Занятие "Давайте дружить"
Цель: Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи: *Развитие эмоцианальной сферы. введение ребенка в мир человеческих эмоций. *развитие коммуникативных уме...
Конспект занятия "Давайте дружить"
Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе....
Конспект НОД во II младшей группе на тему " Дружит с бабочкой цветок, Дружим мы с тобою».
Конспект НОД во II младшей группе на тему «Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с тобою».Конспект НОД во II младшей группе на тему " Дружит с бабочкой цветок,Дружим мы с...
Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит? Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить.
var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.mainSc...
Тематическая беседа "Мы дружим с физкультурой" материал (группа раннего возраста) на тему: «Мы дружим с физкультурой»
Тематическая беседа "Мы дружим с физкультурой"материал (группа раннего возраста) на тему:«Мы дружим с физкультурой» Цель: учить заботиться о своем здоровье; прививать л...