Методическая разработка по наблюдению интеграции детей с ОВЗ в детский коллектив в условиях инклюзивной образовательной среды ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Железнова Людмила Павловна

Карта наблюдения в помощь специалистам, работающим в условиях иклюзии,  для фиксирования коммуникации детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по наблюдению интеграции детей с ОВЗ в

детский коллектив в условиях инклюзивной образовательной среды ДОУ

Педагог-дефектолог СП «Лекотека»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№33» г.Воронеж

Железнова Людмила Павловна

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №33» города Воронежа, в котором я работаю педагогом- дефектологом, имеет опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностям и детьми – инвалидами с 1972 года. В период с сентября 2014 года по декабрь 2017 года наша организация являлась региональной инновационной площадкой. В результате победы в региональном конкурсе проектов по созданию инновационных моделей предметно – пространственной развивающей среды (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 920 от 24.09.2013г.) и реализации средств гранта субвенций на поддержку инновационной деятельности нашего учреждения в этот период, в детском саду модернизирована развивающая предметно - пространственная среда по принципу средовой концентрации.

        В учреждении создана инклюзивная образовательная среда, в которой совместно со здоровыми детьми воспитываются дошкольники разных нозологических групп: с нарушениями слуха, зрения, тяжёлыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с сочетанными патологиями развития.

        В настоящее время детский сад посещает 372 ребёнка дошкольного возраста. Из них 299 здоровых дошкольника, 73 имеют статус детей с ООП, из них 50 имеют инвалидность. В Учреждении применяются различные модели включения детей с ООП в образовательную среду детского сад.

Модели интеграции:

  • Временная - совместные прогулки, развлечения, общие мероприятия
  • Неполная - реализуется в группах комбинированной направленности
  • Полная - реализуется в группах общеразвивающей направленности.

        Для отслеживания процесса включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду ДОУ, в помощь нашим  специалистам,  мы с коллегой составили  карту наблюдений интеграции детей по всем моделям. С помощью данной карты  воспитатели легко, быстро и информативно отслеживают процесс коммуникации между ребенком с ОВЗ и воспитанниками группы. Карта легко заполняется и анализируется.

Карта наблюдений интеграции детей

в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33»

Ф.И.О.  ребенка______________________________ возраст________

пп

Динамика формирования коммуникативных  качеств

Ярко выраженно

Умеренно

Не выраженно

Сохраняет эмоционально - положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния. Сохраняет устойчивое, жизнерадостное, активное настроение.

Общее эмоциональное состояние неустойчивое.

В общении проявляет агрессию.

Откликается на предложение общения  со стороны детей.

 Проявляет активность в общении со сверстниками.

Поведение непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребёнок не представляет, социальные нормы и правила не осознаются.

Сопровождает общение речью или (и) жестами.

Проявляет интерес к совместным играм с детьми. Умеет играть с 2-3 детьми, выполняет несколько взаимосвязанных игровых действий. Согласовывает свои действия с партнёрами по игре.

В игре:

-распределяет роли, подбирает необходимые атрибуты, планирует последовательность действий;

-последовательность игровых действий соответствует реальной действительности;

-игровые действия выполняет не ради них самих, а ради смысла игры;

-выбирает роли и игры по половому признаку;

-может считаться с интересами других детей, преодолевать конфликтные ситуации, не выходя из игры;

-умеет соблюдать правила игры.

Дата ____________    Ф.И.О. (специалиста)_________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данный материал быд представлен на городской научно-практической конференции "Проблемы реализации инклюзивного образования в практике современного  ДОУ" в декабре 20014г. в г. Новокузнецке...

Проект НОД в условии инклюзивной образовательной среде для детей с ОВЗ

Доброе утро уважаеиые коллеги. Сейчас становится все больше детей с ОВЗ .  Возможно кому-то пригодиться этот НОД для работы с такими ребятами. Спасибо....

«Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

специальные условия для успешной интеграции детей с овз в школьный коллектив

специальные условия для успешной интеграции  детей с овз в школьный коллектив...

Доклад на тему:Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация как эффективная модель инклюзивной образовательной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО

Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО"...