Доклад к ГМО на тему «Развитие детской одаренности в условиях современной образовательной среды ДОУ»
методическая разработка

СОКОЛОВА ГАЛИНА ЯКОВЛЕВНА

Понимая значимость Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в отличие от Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (с последующими изменениями) «Об образовании», закреплен особый статус реализации образовательных программ и получения образования обучающимися, проявившими выдающие способности. Это свидетельствует о  качественных изменениях в правовом регулировании отношений по работе с особым субъектом – одаренный ребенок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gmo_detskaya_odarennost.docx476.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Доклад к ГМО

на тему  «Развитие детской одаренности в условиях современной образовательной среды ДОУ»

Докладчик:

 старший воспитатель

Г.Я. Соколова

Покачи – 2022 год

 «Развитие детской одаренности в условиях современной образовательной среды ДОУ».

Понимая значимость Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в отличие от Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (с последующими изменениями) «Об образовании», закреплен особый статус реализации образовательных программ и получения образования обучающимися, проявившими выдающие способности. Это свидетельствует о  качественных изменениях в правовом регулировании отношений по работе с особым субъектом – одаренный ребенок.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Забота о талантливых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем.

 В связи с этим «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Это то, к чему относится работа педагога в ДОУ, школе и не только.

В Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов стратегическим ориентиром является тезис «Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов».  В этом аспекте приоритетной задачей современного российского образования становится обеспечение «социального лифта», которым мы с вами и являемся.

Одаренность – это   системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок–это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность проявляется в контексте «человек – среда», и при отсутствии в среде адекватного одаренности элемента она может не проявиться. Поэтому принципиально важно конструирование многообразной, многофункциональной развивающей среды, в которой может проявиться и развиться одаренность и которая позволяет осуществлять мониторинг этого развития.

Наиболее известные подходы к развитию талантливых детей можно сгруппировать в такие направления, как:

- изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним;

- изменения в организации учебной, познавательной деятельности;

- развитие личностных особенностей;

- преодоление личностных проблем одаренных.

В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми можно обозначить следующие четыре: ускорение, углубление, обогащение и проблематизацию.

Для успешного развития одаренности у детей необходимо учитывать базовые принципы системы  выявления и развития молодых талантов:

- приоритет интересов личности ребёнка;

- доступность и открытость;

- опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные организации, передовые методики и технологии  обучения;

- индивидуальный подход в обучении и воспитании;

- межведомственное и сетевое взаимодействие;

-  контроль;

В практической деятельности чаще всего мы, педагоги опираемся на  классификацию типов одаренности на основании «степень развития»:

- склонность (задатки) – генетически обусловленные свойства индивида, влияющие на возможность достижения высоких достижений (активность, работоспособность, свойства памяти и т.п.), задатки являются природными предпосылками способностей;

- способность - возможность человека к достижению успеха в какой-либо деятельности, способности определяют легкость и скорость в овладении деятельностью;

- одаренность  -  свойство целостной личности, базирующееся на задатках и способностях; но не сводимое к их сумме, это высокий уровень развития способностей;

- талант - способность к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто;

- гениальность - способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути.

К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:

- выявление и развитие потенциальных возможностей;

- активизация - стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

- преодоление барьеров - стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;

- поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

С целью выявления талантливых детей необходимо использовать комплексный подход, сочетающий в себе достаточно обширный спектр разнообразных методов:

- метод наблюдения детей в различных ситуациях;

- психодиагностические тренинги и психодиагностическое исследование с использованием психометрических диагностик;

- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

- включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

- экспертное оценивание продуктов творческой деятельности детей профессионалами;

- организация различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера;

метод портфолио, отражающий такие аспекты в деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.

Проблема организации педагогического процесса, развивающего одарённость рассматривается во многих работ исследователей, которые отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на детей с признаками одаренности через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

  • Высокой степенью неопределенности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
  • Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
  • Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
  • Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
  • Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию детей с признаками одаренности дошкольного возраста:

1)         вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечение дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

4)         разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5)         использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6)         привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7)         обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9)         использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Образовательная среда рассматривается как развивающая, если обеспечивает возможности:

  • для проявления творческой природы психики (в виде психических процессов, психических состояний и личностного сознания человека, а также в виде  общих или специальных способностей),
  • для удовлетворения  природной и социальной потребности индивида в творческом самовыражении в разных сферах психики (телесной, эмоциональной, интеллектуальной, личностной и духовно-нравственной) и в разных видах социально-значимой деятельности;
  • для удовлетворения потребности в овладении умениями и навыками, представляющими инструментальный аспект проявления творческой природы психики и позволяющими  выразить свою творческую индивидуальность в социально принятых формах самовыражения;
  • для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.

Следовательно, для развивающего образования предметом развития выступает психическое развитие как актуализация природных возможностей ребенка к саморазвитию. Оно включает в себя, кроме мышления и перцептивную, эмоциональную, духовно-нравственную, психомоторную сферы психики.

В психологическом отношении развивающее образование должно обеспечивать формирование у ребенка способности быть субъектом своего развития. Необходимым условием этого является формирование рефлексивного отношения к тому, что делает, зачем делает и как он это делает.

Деятельность воспитателя при этом естественно тоже меняется. На смену репродуктивной деятельности по передаче знаний приходит  творческая, продуктивная деятельность по проектированию и созданию пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов образовательной среды.

В связи с этим при организации воспитательно-образовательного процесса с одаренными приоритет переходит к психологическим целям создания социальных и образовательных условий для раскрытия и развития природных задатков детей, а  также для удовлетворения их естественной (природной) потребности в саморазвитии.

Поэтому при разработке образовательных программ, а также при проектировании и реализации их на конкретных занятиях, сначала должны ставиться  задачи психического развития. А дидактическое содержание этих занятий должно быть использовано  как средство  личностного, художественного, физического развития способностей ребенка.

C:\Users\Ryabina2\Desktop\ГМО20 год\ГМО ОДАРЕННОСТЬ\img30.jpg

C:\Users\Ryabina2\Desktop\ГМО ОДАРЕННОСТЬ\img24.jpg

Нормативно-правовые основы работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:

Нормативно-правовые акты РФ:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в сфере образования и науки»;

- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

- Указ Президента Российской Федерации о мерах государственной поддержки талантливой молодежи от 06.04.2006 № 325;

- постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы»;

- распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 08.12.2011 №2227-р[1];

- распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 № 1121-р)[2];

- государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, принятая 11.10.2012 на заседании Правительства Российской Федерации»[3];

- план действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р;

- послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008[4];

- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 04.02.2010 Пр-271[5];

- концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012[6];

- комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденный 26.05.2012 № 2405п-П8[7].

Нормативно-правовые акты ХМАО - Югра:

- закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 № 68-оз «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;

- государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования вХанты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014 - 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п;

- стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года (в ред. постановления Правительства ХМАО – Югры от 16.05.2014 № 179-п);

- план мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года,  утвержденный Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п;

- постановление Правительства ХМАО – Югры от 28.11.2013 № 501-п «О денежном поощрении обучающихся ХМАО  –  Югры, проявивших выдающиеся способности в учебной деятельности»;

- постановление Правительства ХМАО –  Югры от 09.10.2013 № 424-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 - 2020 годы»»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.12.2012 №1537 «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2012 №1572 «Об утверждении Положения о координационном совете по поддержке одаренных детей и молодежи вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;

        -приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.02.2013 №130 «Об утверждении состава координационного совета по поддержке одаренных детей и молодежи вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;

        - приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.03.2014 №229 «Концепция дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Нормативно-правовые акты (муниципальный уровень):

        - постановление администрации города Покачи от 31.12.2013 №1502 «О муниципальной программе «Развитие образования в городе Покачи на 2014-2016 годы»;

- постановление администрации города Покачи от 24.06.2014 № 771 утверждено Положение об установлении специальных денежных поощрений для учащихся общеобразовательных учреждений города Покачи, проявивших выдающиеся способности;

- положение об именных премиях «ООО ЛУКОЙЛ Западная Сибирь» для учащихся общеобразовательных школ г.г. Лангепас, Урай, Когалым и Покачи, утверждённое решением Правления Общества от 27.11.2001 № 10;

- приказ управления образования администрации города Покачи от 26.12.2012 № 240-О «Об утверждении Комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления молодых талантов в системе образования г.Покачи»;

- приказ начальника управления образования администрации городаПокачи от 19.03.2012 № 43 – О «Об утверждении Положения городском  конкурсе учебно – исследовательских  и   творческих работ «Юность в науке».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация современной образовательной среды ДОУ для поддержки и развития детей, имеющих предпосылки интеллектуальной одаренности

В статье раскрывается опыт работы дошкольного учреждения  города Бийска по выявлению детей с признаками одаренности, подробно рассматривается организация современной образовательной среды для под...

Материалы II краевой научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.) Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы

Материалы II краевой научно-практической конференции(15-16 октября 2015 г.)     Развитие детской одаренности в современнойобразовательной среде: опыт, пробле...

"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".

quot;Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды"....

Образовательный проект "Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий"

Образовательный проект "Развитие детской музыкальной одаренности через использование современных образовательных технологий"...

Методическая разработка по наблюдению интеграции детей с ОВЗ в детский коллектив в условиях инклюзивной образовательной среды ДОУ

Карта наблюдения в помощь специалистам, работающим в условиях иклюзии,  для фиксирования коммуникации детей....

РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Образовательный модуль "Робототехника" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" - актуальное направление развития, которое...

"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Статья предназначена для воспитателей и студентов...