"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".
статья на тему

Мигунова Ирина Александровна

 

"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_kruglyy_stol.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мигунова Ирина Александровна

Воспитатель, ГБОУ Школа в Капотне, дошкольный корпус Волхонский, г.Москва, irinmigunova@mail.ru

"Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".

Аннотация: в статье автором рассматриваются  проблемы  по взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка и способы их решения.

Ключевые слова: здоровье, образовательный процесс, единое образовательное пространство, ФГОС, здоровьесберегающие мероприятия, психолого-педагогическая поддержка, педагог, родитель, дошкольник.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОО является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.[4]

Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования ДОО и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, культурно-гигиенических процедур, развития двигательных навыков.[5]

Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах. Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни.

Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка и взрослого.[4]

Изменения происходящие в образовательной системе страны затрагивают взаимоотношения с родителями. Новые подходы к работе образовательных организаций предполагают активное участие родителей в образовательном процессе. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно - образовательного процесса в ДОО.[1]

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО.[1]

Роль семьи в воспитании ребенка заключается, прежде всего, в обеспечении надлежащих материальных и педагогических условий для его физического, нравственного и духовного развития, становления личности.

В настоящее время целью работы дошкольной организации с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных образовательных стандартов.

Одним из основных принципов разработки Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников организации и детей».[1]

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Исходя из Федерального государственного образовательного стандарта, в дошкольной образовательной организации должна быть создана такая образовательная среда, которая создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.[1]

Целью ДОО по организации взаимодействия с родителями является совместное воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольной организации.

Задача дошкольной организации- «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.[1]

Важный субъект начального звена системы – семья как основа психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и ДОО, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов ДОО и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в дошкольной образовательной организации. Сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им поддержку в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.[2]

Задачи дошкольной образовательной организации по работе с семьёй по вопросам воспитания и формирования основ здорового образа жизни:

  • повышать психологическую компетентность родителей;
  • уверять родителей в потребности соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста;
  • учить родителей разнообразным формам организации спортивного досуга с детьми в семье;
  • создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации.[3]

Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в ДОО, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания, процесс  по организации психолого-педагогических условий, обогащение знаний педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей  будет максимально эффективным.

Взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников позволяет реализовывать принцип единства требований к воспитанию в ДОО и семье, учитывать личностно-ориентированную направленность, активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения, как участников единого образовательного пространства подразумевающего взаимодействие всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей и дошкольников), оптимизировать разработку и внедрение совместных видов деятельности дошкольной образовательной организации и родителей.

Положительный результат может быть достигнут только при условии рассмотрении проблем семьи и дошкольной организации в рамках единого образовательного пространства.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
  2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.- М.:ТЦ Сфера, 2015. – 96с
  3. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2014. - 143 с.
  4. Прищепина С.С., Шатверян Т.С. "Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников".  Издательство: Сфера. 2013
  5. Развитие родительских компетенций: Материалы всероссийской научно-практической конференции ( с международным участием) Часть 2/Отв.ред. Т.А. Семенова.- М.: Издательство " Спутник+", 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка.

Уважаемые коллеги! В этой статье расскрыта совместна работа ДОУ и семьи по укреплению здоровья воспитаннников, в помощь воспитателям для работы с родителями....

Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обе...

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы

Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно ...

"Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка"

В работе затронуты проблемы здоровья детей дошкольного возраста и способы решения проблемы путем взаимодействия с семьями воспитанников....

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы

Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно ...

«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС»

статья " Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях реализации ФГОС"  подготовлена воспитателем старшей группы № 2 "Солнышки"  ГБ...