Главные вкладки

    Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.
    консультация (младшая группа) на тему

    Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». С рождения начинается путь ребенка к здоровью. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Крепко держа за руки родителей, малыш поднимается по ступеням детского сада и доверчиво протягивает свою теплую ладошку воспитателю.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    .

    Цели и задачи взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка

    Формирование основ здорового образа жизни в дошкольном возрасте является одной из важнейших педагогических задач, от решения которой зависит полноценное развитие личности. Реализация данной задачи обеспечивается организацией эффективного взаимодействия в системе «педагог - ребенок - родитель». С рождения начинается путь ребенка к здоровью. На этом пути важную роль играют детский сад и родители. Крепко держа за руки родителей, малыш поднимается по ступеням детского сада и доверчиво протягивает свою теплую ладошку воспитателю.

    Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.

    Вопросами здоровья в нашем учреждении занимаются все сотрудники: педагоги, специалисты, медицинский персонал.

    Работа по формированию основ здорового образа жизни в нашем детском саду осуществляется в соответствии с программой «Я расту здоровым» поэтапно. При успешном выполнении программы коллектив детского сада рассчитывает получить следующие результаты:

    – постепенное снижение уровня заболеваемости детей;

    – повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы;

    – формирование здорового образа жизни в семье;

    – повышение уровня материально-технического оснащения ДОУ;

    – создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.

    В соответствии с содержанием программы разрабатывались план физкультурно-оздоровительных мероприятий, план образовательной деятельности с детьми, план взаимодействия с родителями. Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

    – ознакомление родителей с результатами медицинской диагностики и мониторинга физического развития детей и их представлений о здоровом образе жизни;

    – участие в составлении программ оздоровления детей;

    – анкетирование родителей;

    – ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;

    – целенаправленную просветительскую работу;

    – ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями.

    В этих целях мы используем различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский сад мы даем информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выясняем отношение пап и мам к различным формам закаливания. Проводим дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с малышами, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Приглашаем родителей к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе есть рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Наши родители охотно принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях.

    Работа по формированию навыков здорового образа жизни проходит в тесном сотрудничестве инструктора по физической культуре, врача, старшей медсестры, педагога-валеолога, воспитателей, которые организуют деятельность ребенка и родителей, предлагая им различные формы взаимодействия. Специалисты нашего ДОУ занимаются решением проблемы частой заболеваемости детей, так как все наши воспитанники – дети с ослабленным здоровьем. Работа направлена на составление маршрутов оздоровления в каждой возрастной группе детского сада, на поиски новых форм работы с родителями по формированию здорового образа жизни, на привлечение родительской общественности к проблемам оздоровления детей.

    В процессе работы коллектива по проблеме укрепления здоровья детей и формированию здорового образа жизни намечено:

    – провести анализ заболеваемости детей за последние 3 года и сформировать базу данных о состоянии здоровья детей;

    – разработать критерии оценки деятельности по сохранению здоровья детей;

    – создать базу данных по проведению диагностик и анкетирования родителей;

    – отследить влияние состояния здоровья на уровень развития детей.

    На заключительном этапе нашей работы по программе «Я расту здоровым» были подведены итоги совместной деятельности коллектива и родителей. Сначала в каждой возрастной группе на родительском собрании обсуждены результаты. В конце учебного года намечено проведение общей конференции, на которой подводятся итоги, дается оценка совместной деятельности педагогов и родителей, обсуждаются положительные и отрицательные моменты работы и намечаются перспективы на будущее.

    Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.

    Безусловно, личный пример является важнейшим фактором.

    Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

    В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно – аналитические (выявление интересов родителей, потребностей, запросов, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги и праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные (просвещение родителей); наглядно – информационные.

    Работа строится на основе запросов и интересов родителей, которые формируются в процессе анкетирования, направленного на выявление знаний родителей о здоровье детей, которые позволяют корректировать работу в течение года.

    Тестирование помогает родителям сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях.

    Педагогическое просвещение родителей – необходимое условие эффективной работы по воспитанию здорового дошкольника

    Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.

    Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме здоровьесбережения детей, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: воспитателя, медицинских работников, инструктора по физической культуре. Информационные материалы регулярно обновляются в зависимости от рубрики. Семейные творческие проекты направлены на выявление положительного опыта семейного воспитания и оздоровления детей.

    Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Понимая важность этой проблемы, сопоставив имеющийся кадровый и информационный потенциал, коллектив детского сада, встал на путь поиска возможностей для сохранения здоровья детей и повышения уровня их культуры здоровья.

    Приоритетной задачей работы нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов в течение многих лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению.

    Родители получают не только практические знания, но и учатся отражать детские эмоции, совместно проживая положительные и отрицательные напряженные ситуации. Совместные игры полезны для социального взросления ребенка и дают возможность родителям поддержать его.

    Здоровый ребенок характеризуется, прежде всего, гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием.

    Воспитать здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.

    Ведущим естественным фактором роста и развития ребенка является движение. Благодаря движению происходит развитие физиологических и психических функций. Только движение стимулирует развитие иммунной системы организма и повышает его устойчивость к действию неблагоприятных факторов.

    «К здоровой семье - через детский сад!». Достичь результатов можно только при взаимодействии с семьёй. Консультации и практические рекомендации для родителей, дни открытых дверей. Особый интерес и отклик вызывают совместные акции: праздники, досуги, развлечения.

    Путь к здоровью прокладывает воспитатель, а специалисты, учитывая особенности мальчиков и девочек, помогают добиться высоких показателей в физическом развитии каждого ребенка. Гимнастика, массаж, спортивные игры на свежем воздухе, праздники, эстафеты и конкурсы — здесь можно и от души порезвиться, выплеснуть накопившуюся энергию, и научиться быть сильным, гибким, ловким.

    Двигательная активность – это физиологический акт, основа жизнеобеспечения организма с момента зачатия. Если двигательная активность плода недостаточна, то ребенок рождается с отклонениями в развитии, т.е. происходит несоответствие календарного и биологического возраста. Такое несовпадение ученые называют физиологической незрелостью.

    Для того чтобы компенсировать физиологическую незрелость, чрезвычайно важно обеспечить ребенку оптимальную двигательную активность, которая осуществляется в процессе разнообразной двигательной деятельности. Современную семью мы знаем как пассивную в двигательном смысле: компьютер, телевизор, машина, диван, а ведь вся работа по компенсации физиологической незрелости организма ребенка ложится на плечи родителей.

    Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Важно, чтобы родители выступали не только в роли пассивных участников консультаций и зрителей спортивно-развлекательных мероприятий, а активно вовлекались в педагогический процесс в рамках детско-родительских проектов и презентаций семейного опыта. Это дает возможность родителям прочувствовать на себе необходимость и сложность данного вида деятельности, помогает более грамотно и цельно заниматься физическим развитием детей, передавать положительный опыт другим семьям.

    У детей, которые постоянно видят положительный пример педагогов и родителей, постепенно пробуждается интерес к спорту, желание попробовать себя в соревнованиях. Здесь на первый план выдвигается заповедь педагога «не навреди». Спорт должен стать средством здорового отдыха детей и интересным досугом, а не борьбой за секунды и миллиметры. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес дает положительный эффект в работе. Наши выпускники имеют хорошую физическую подготовленность, которая является надёжной основой для их дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе. О положительных результатах можно также судить по тому, что процесс занятия спортом для наших воспитанников становится непрерывным. На сегодняшний день до 50% наших выпускников посещают различные спортивные секции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»

    О воспитании в сотрудничестве с семьей физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....

    Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка.

    Уважаемые коллеги! В этой статье расскрыта совместна работа ДОУ и семьи по укреплению здоровья воспитаннников, в помощь воспитателям для работы с родителями....

    "Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды".

    quot;Взаимодействие ДОО и семьи в воспитании здорового ребенка в условиях современной образовательной среды"....

    Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы

    Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно ...

    "Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка"

    В работе затронуты проблемы здоровья детей дошкольного возраста и способы решения проблемы путем взаимодействия с семьями воспитанников....

    Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка: проблемы и перспективы

    Главным в реализации поставленных задач в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей. Правильно воспитывать здорового ребенка можно ...