Интегрированное занятие по мотивам русской народной сказки «Как лиса в лесу избушку построила.» в старшей группе по речевому и музыкальному развитию.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Куклина Татьяна Васильевна

Коррекция и профилактика речевых и сопутствующих нарушений в развитии ребенка посредством сочетания слова, движения и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie.docx26.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по мотивам русской народной сказки

 «Как лиса в лесу избушку построила.»

в старшей группе

по речевому и музыкальному развитию.

Организационная информация

Тема

«Как лиса в лесу избушку построила.»

Автор занятия (ФИО, должность)

Куклина Татьяна Васильевна, музыкальный руководитель

Волошина Людмила Александровна, воспитатель

Образовательная организация

МБДОУ г. Иркутска детский сад №142

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Описание занятия

Форма проведения тематического занятия

Активная, интерактивная, нетрадиционная

Дидактическое обеспечение тематического занятия

Интерактивная доска, музыкальное сопровождение, игровые пособия.

Время реализации тематического занятия

25 минут

Цель

Коррекция и профилактика речевых и сопутствующих нарушений в развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки.

Задачи

(образовательные,

развивающие,

воспитательные)

1. Формировать начало музыкальной, речевой, эмоциональной и общей духовной культуры, уверенность в себе. Учить сохранять темп и ритм; отрабатывать чёткую ритмическую структуру слова, движения и музыки, умение слушать и определять характер музыкального произведения, эмоционально реагировать на него.

2. Развивать компоненты речи, слуховые функции, двигательную сферу, ручную и артикуляционную моторику, память, внимание, пространственные представления, развивать чувство ритма, соотношение музыки, движения и речи, переключаемость и координацию движений, воображение и ассоциативно-образное мышление; творческие способности, коммуникативные качества.

3. Воспитывать положительные личностные качества –эмпатию, коллективизм, коммуникативные умения и навыки, нравственно-эстетические и этические чувства.

4.Познакомиться с русской народной сказкой «Как лиса в лесу избушку построила.»

1. Дидактическая структура занятия.

Этапы занятия/ время

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

1 этап

Организационный

Дети входят в зал под русскую народную песню «Травушка – муравушка»

Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель:

Становитесь в круг, давайте поздороваемся.

«Мы начнем» Кислицина Е.В.

Дети здороваются, выполняют движения по тексту.

Практический метод, метод упражнения, музыкальное сопровождение.

2 этап

Актуализация занятия

Воспитатель:

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой «Как коза в лесу избушку построила»

Дети слушают.

Наглядно – слуховой метод, ИКТ.

3 этап

Основная часть

2 мин

Воспитатель:

   В одной деревне жила-была старушка - говорушка, и была у нее коза с козлятами. Люди с утра за работу принимаются, а старушка до обеда на печи лежит. К обеду встанет, поест, попьет и начинает говорить — и с соседками, и с прохожими. Даже сама с собой скороговорки болтает.

Ну-ка, давайте попробуем тоже скороговорки сказать, получится у нас или нет?

Скороговорки

1. Варвара варенье доваривала, ворчала да приговаривала.

2.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали ха ха ха ха ха.

Воспитатель:

Старуха-говоруха болтает, а коза с козлятками в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать. Однажды коза решила уйти от старухи, избушку себе в лесу построить. Выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали. Только старуха их и видела!

Забежали козочки в огород, капустой пообедали, посмотрели, как люди урожай собирают.

Дети повторяют скороговорки, сначала все вместе, а затем вызывается один ребенок который произносит самостоятельно.

Наглядно- слуховой, словесный метод, ИКТ.

Практикум

3 мин

Музыкальный руководитель:

А давайте-ка и мы с вами песню про урожай споем.

Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко

Музыкальный руководитель и воспитатель поют вместе с детьми.

Воспитатель: Побежала коза с козлятами в лес. Бегут, оглядываются — боятся, как бы старуха-говоруха их не догнала.

А чтобы в лес попасть нужно отгадать загадки о диких животных.

Хоровод «Урожай собирай» А. Филиппенко

Дети водят хоровод и выполняют движения.

1Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Ой, да, собирай

И на зиму запасай!..

Практический метод. (хоровод с ритмическими движениями под музыкальное сопровождение.), исполнение

Затруднение ситуации

3 мин

Музыкальный руководитель наигрывает характерные мелодии к каждой загадке, а

Воспитатель загадывает загадки:

1.Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это — (Волк)…

Попевка «Волк»

2. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

«Зайчики» муз.Ю. Рожавской

3. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

«Медведь» муз.В.Ребиков

Дети слушают загадки и отгадывают, изображая мимикой героя.

Слуховой, методы мимического уподобления, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, прием сравнения,

проблемно-ситуативный метод, музыкальное сопровождение, ИКТ.

Практикум

9 мин

Воспитатель. 

Прибежали они в лес, стали искать, где бы им избушку построить. Увидели высокий дуб.

Чистоговорка «Д — Д'»

Ду-ду- ду — к дубу подойду.  

Ды-ды-ды — где твои плоды?  

Ди-ди-ди — это желуди

Воспитатель. Не разрешил дуб строить рядом с собой избушку:

— По осени желуди с меня упадут — твоих козляток ушибут.

Пошла коза к елке. Но и елка не посоветовала строить здесь избушку:

— Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут, ветки мои колючие уколют малышей.

Стихотворение с движениями «Елка»

Были бы у елочки ножки,                      

Побежала бы она по дорожке,              

Заплясала бы она вместе с нами,          

Застучала бы она каблучками.              

К. Чуковский

Воспитатель. Пошла тогда коза к осине:

- Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка всеми ветками:

- Мои листики и днем и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Да волк часто ходит рядом со мной, твоих козлят напугает.

Волка выбирают по считалочке остальные дети козлята.

Считалочка:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит, это он

Выходи из круга вон!

Музыкальный руководитель играет на ф-но и поет вместе с детьми:

Игра «Козлята и волк»

Серый волк в лесу гулял

И козляток повстречал.

Стал он думать и гадать,

Как козляток напугать.

А козлята увидали -

В дом от волка убежали!

Дети слушают и повторяют чистоговорки с движениями. (Показывает и проговаривает один ребенок, а остальные повторяют).

Пальчиковая гимнастика

Дети «пробегаются» указательными и

средними пальцами по бедрам.

Ритмично сжимают пальцы в кулаки и разжимают их.

Соединяют указательные и большие пальцы в кольцо.

Дети качают головой вправо-влево, подняв руки вверх и соединив их над головой («макушка елки»).

Переступают с ноги на ногу, руки на поясе.

Поочередно выставляют ноги на пятку.

Поднимаются на носки и опускают на всю ступню.

Один ребенок считалочкой выбирает волка.

Дети идут по кругу, держась за руки, поют попевку. (волк ходит в середине круга).

На последние слова все дети убегают на стульчики (в домик) и прячутся от волка. Волк рычит и догоняет козлят.

Практический метод (пальчиковая гимнастика, ритмические движения с мелодекламацией), распевание, игровые технологии (метод сюжетно-музыкальной игры), словесный.

Практикум

4 мин

Воспитатель. Пошла коза к березе, попросила около нее избушку построить. Качнула березка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под березой свой дом.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук-ток, тук-ток!

Застучал молоток.

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом,                        

С окнами большими,                          

Со ставнями резными.                        

Тук-ток, тук-ток!                                

Замолчал молоток.                              

Вот готов новый дом.                          

Будем жить мы в нем.                        

Воспитатель. Стала жить коза с козлятами в доме около березы. Сделали они рядом с домом качели. Целыми днями козлята резвятся, на качелях качаются, а березка им улыбается.

Логопедическая гимнастика

  1. «Улыбка»                                        

  1. «Качели»

Упражнение на дыхание

   «Ветер и листья»

Дети проговаривают за ребенком стихотворение и выполняют движения.

Дети ударяют кулачками друг о друга.

Поднимают руки.

Сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую («окно»).

Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»).

Ударяют кулачками друг о друга.

Опускают руки.

Соединяют руки над головой («крыша»).

Прикасаются ладонями к груди

и вытягивают руки вперед.

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, положить широкий язык за нижние зубы Потом поднять широкий язык за верхние зубы

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”).

Игровые технологии, пальчиковая гимнастика, двигательно-речевой метод (ритмические движения с мелодекламацией), артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, словесный.

Осмысление знания

2 мин

Воспитатель: Осенью березка сменила зеленый наряд на золотой.

Кружатся листья над нами,

Тихо шуршат под ногами.

Кажется каждый листочек

Что-то поведать нам хочет.

М.Дружинина

Музыкалный руководитель:

Играет на фортепиано, дает установку на исполнение.

Песня «Несмеяна – осень» сл. и муз. Н.Куликовой

Дети исполняют песню «Несмеяна - осень», 1 и 2 куплеты поют солисты (выбираются из ребят), а припев и 3 куплет все вместе

Исполнение, беседа (прем «использование стихотворения»), ИКТ.

Заключительный этап

Рефлексия

2мин 

Воспитатель: 

Подул холодный ветер. Облетела листва с березы. Ждет березка, когда зимушка-зима укроет ее снежным платком. Козлята тоже ждут зиму. Хотят по снегу побегать, в снежки поиграть. А пока они не скучают, свои пляски затевают.

Пляска «Ах, ты береза.»

Воспитатель: 

- Ребята, вам понравилась сказка?

- А как она называлась?

- Какие деревья повстречала в лесу коза?

- Под каким деревом построила коза дом?

Дети исполняют пляску «Ах, ты береза.», с характерными народными движениями.

Дети отвечают

«Как лиса в лесу избушку построила.»

Дуб, елка, осина, береза.

Под березой.

Практический (музыкально-ритмические движения), словесный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого театрализованного занятия по мотивам русской народной сказки «Теремок».

Задачи: побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности; воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле; во...

Конспект интегрированного занятия по мотивам мордовской народной сказки "Девушка-березка"

Программное содержание: развивать речь детей посредством ознакомления с мордовской сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, характеризовать некоторые нравств...

Конспект открытого логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей»

1. Воспитывать чуткость к художественному слову. 2.Приобщать детей к словесному искусству, художественному восприятию  произведений....

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок».

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей. Воспитательные: Воспитывать дружеские отношения, взаимовыручку. Содействовать доброжелательному отношению к персонажам сказки,...

Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей»

Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей» Оборудование Фонограмма лирической народной мелодии в исполнении оркестра русских народных инстру...

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА» (старший дошкольный возраст)

Игра-занятие по мотивам русской народной сказки «Рукавичка», обеспечит  коррекционно-развивающую образовательную деятельность, стимулирующую речевое, познавательное и личностное...

Открытое занятие по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса» во второй младшей группе

Драматизация занимают исключительное место в жизни ребенка и представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а приклю...