Семинар-практикум для педагогов
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Бабенко Анна Геннадьева

«Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников»

1. Круг :Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.

Педагог-психолог: Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.

Упражнение «Салфетки»

Участники семинара-практикума сидят в общем кругуПедагог-психолог передает по кругу коробочку с салфетками со словами«Возьмите себе, пожалуйста, немного сердечек». После того, как все участники взяли сердечки, просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял.

2. Знакомство с темой семинара-практикума.

Мини-лекция

Педагог-психолог: Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?

(Ответы участников семинара)

3. Семинар-практикум

Самое трудное в общении воспитателя с родителем – это личностное общение. Нам не трудно сообщать родителям приятные новости: о хорошем поведении ребёнка, о его успехах на занятиях. Гораздо сложнее говорить с родителями о неприятном: ребёнок не слушается, обижает детей, приходит в детский сад в грязной одежде.

Как донести до родителей такую информацию, не обидев их и ребёнка?

Одной из эффективных техник речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Педагоги часто грешат тем, что у них появляется особая манера общения с окружающими, они начинают рассматривать мир с позиции «хорошо» и «плохо»«правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется категоричность.

Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы и взаимопонимания.

Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь, одной из главных целей воспитателя является обвинение родителя или ребенка. Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка или родителя.

Пример.

Родитель«Почему у моего Миши синяк на щеке?»

Позиция «прокурор» в общении с родителями:

- Ваш Миша на прогулке безобразно себя вел (не обращал внимания на то, что я не разрешаю прыгать с веранды, упал и ударился). Вам необходимо объяснить ребенку, как надо вести себя в детском саду.

- Какие ошибки допустил воспитатель при разговоре с мамой?

-попробуйте прочитать мысли мамы после каждой сказанной фразы.

Позиция «адвокат» в общении с родителями:

- Миша физически развитый и подвижный мальчик. Я не смогла его предостеречь от неосторожного прыжка с веранды. Я огорчена по поводу того, что не всегда могу объяснить ему правила безопасного поведения на прогулке. Мне не хочется ограничивать его потребность в движении. Давайте вместе подумаем, как нам научить Мишу соблюдать правила безопасного поведения.

Техника «сэндвича».

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».

По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).

-Начать с хорошего.

-Продолжить сложным и неприятным.

-Закончить хорошим.

Попробуйте мысленно построить конструкцию техник «Адвокат» или «Сэндвич»

4. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

Педагог-психолог: общаясь с родителями, нужно помнить, что в общениисуществуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить

«Правило трех плюсов».

+Для того, чтобы люди хотели с вами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длиться мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, поражает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

+Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать«Здрасьте!», а «Здравствуйте Анна Ивановна!»

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя.

+В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, - его ребенка.

Упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)

Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это может быть поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, так же можно сказать что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель», которому адресован комплимент, должен принять его, сказав«Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравиться!»

Обсуждение упражнения.

o Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

o Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Педагог-психолог подводит итог: самым лучшим комплиментом для родителейслужат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

5. Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.

Педагог-психологОбщение – это деятельность, которая поддается самоанализу:

- Что я чувствую?

- Меня понимают или не понимают?

Часто именно это является основой наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

Упражнение «Испорченный телефон»

Три- четыре участника выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в зал по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которых должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитаю, его можно не передавать дословно, главное – как можно точнее выразить содержание». Затем зачитывается текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему, тот следующему и т. д.

Текст:

«Дорогой Дима! Мы живем здесь уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь домой. О Маше ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончиться».

Обсуждение упражнения.

o Почему последний участник получил текст с искажением?

o Какую игру это напоминает?

(«Испорченный телефон»)

6. Подведение итогов семинара-практикума.

Упражнение «Общение с родителями – это…»

Группа делиться на 2 команды, и в течение 5 - 7 минут каждая выполняет задание:

Первая команда перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем»Например«о» - обаяние педагога«б» - безусловное принятие родителя таким, как он есть и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя буквы второго слова «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень. Педагог-психолог записывает высказывания на доске.

7. Обратная связь.

Упражнение «Благодарность»

Педагог-психолог.

Не забудем поблагодарить друг друга. Я предлагаю передать салфеточки друг другу, оставляя одно себе на память, с отзывами и благодарностью за интересно проведенное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....