МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ
статья по коррекционной педагогике на тему

ВИННИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

Педагогическая статья о роли применения инновационных методов в работе с детьми с ОВЗ, в частности применение мультипликации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_mult_studii.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУЛЬТ-СТУДИЯ 

КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ

Галина Николаевна Винник, воспитатель, МДОУ «Радуга», пос. Пролетарский, Серпуховской район

В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии. Это открывает большие профессиональные возможности во всех сферах деятельности, в том числе и в работе с детьми дошкольного возраста.

Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и работающих в нем педагогов, является выбор новых, инновационных форм и методов работы с детьми, которые будут оптимально положительно работать на развитие личности ребенка.

Сейчас важное место выделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Дети с ОВЗ, это дети, у которых выявлены нарушения в развитии разных сфер: речевой, интеллектуальной, эмоциональной, двигательной, сенсорной. Ребенок с ОВЗ растет и развивается, как и обычный ребенок, но развитие данных сфер задерживается с самого рождения, это вызывает проблемы с вхождением его в социум, в среду, рассчитанную для детей с нормальным развитием. Работа с такими детьми строится с учетом всех их особенностей, в первую очередь возрастных и психофизических. Обучать детей с ОВЗ так же необходимо с учетом дефектов их развития. На нынешнем этапе современного образования решение данной проблемы подразумевает постоянный поиск новых форм и методов в организации обучения. Одной из таких форм все чаще становится мультипликация.

Мультипликация, это современный, новый метод, его основой является совместная деятельность ребенка и взрослого, результатом этой деятельности становится мультфильм. Мультипликация многоцелевой и удивительный инструмент, она позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает ему преодолевать страхи и неуверенность в себе, показывает те аспекты и возможности, о которых он раньше и не знал. В первую очередь, конечно, развиваются творческие способности. Творчество помогает детям с ОВЗ в восстановлении здоровья, развитии, нахождении своего места в социуме, дает возможность комфортно чувствовать себя в окружающем мире. Благодаря коллективной работе дети учатся взаимодействию друг с другом и со взрослыми.

Мультфильм, это волшебный мир, он помогает ребенку развиваться, фантазировать, учит сопереживать героям, учит дружбе и доброте. В процессе создания мультфильма взрослый является связующим звеном между ребенком и сказочным миром мультипликации, он помогает ребенку окунуться в сказочный мир, направляя его на верные дорожки в процессе создания мультфильма. В ходе всех этапов создания мультфильма происходит увеличение социального опыта ребенка, задействуются эмоциональная, волевая сферы психической деятельности, активизируются их скрытые возможности и творческие позывы. Дети с ОВЗ, и не только, получают новые положительные эмоциональные переживания, а заодно постепенно овладевают специфическими навыками работы с различными новыми для них материалами и инструментами.

Эксперимент по созданию собственного мультфильма, это игра, которая позволяет ребенку думать и говорить образно, понимать себя и мир вокруг, это разговор между тонким внутренним миром ребенка и внешней действительности.

Использование мультипликации в работе с детьми с ОВЗ, преследует собой определенные задачи:

- развитие мыслительных процессов: формирование понятий, решение задач и логических операций;

- развитие коммуникативных навыков: расширение словарного запаса в процессе обсуждения выбранного произведения для сценария, а также озвучивание фильма;

- развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, а также креативных творческих способностей детей с ОВЗ;

- улучшение мелкой моторики пальцев рук, через использование пластических материалов, круп и др.;

- повышение уровня самооценки благодаря общению со сверстниками и взрослыми, через взаимодействие между всеми участниками процесса;

- умение работать в команде, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнениям и рекомендациям других членов коллектива.

Занятия мультипликацией позволяет:

- преодолевать последствия заболеваний у детей с ОВЗ;

- облегчать кризисные состояния, преодолевать страхи и бороться с различными невротическими состояниями;

- обретать волю к преодолению жизненных трудностей и становиться более веселыми и открытыми;

- помогает снизить уровень тревожности и защитной агрессии;

- способствует формированию положительного настроя к окружающему миру.

Результатами занятий с использованием мультипликации в работе с детьми с ОВЗ должны стать:

- развитие ребенка как индивидуума;

- качественное изменение образовательного процесса в ДОУ;

- возможность представления родителям дополнительных образовательных услуг;

- развитие интереса детей к изобразительной деятельности;

- умение передавать творческий замысел с помощью различных видов искусства;

- ребенок получает возможность более близкого взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе работы;

- повышение уровня информационной культуры детей.

Результаты для родителей:

- удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах в работе с детьми;

- высокая степень информированности о развитии ребенка;

- творческая работа родителей, через включение их в творческий процесс (создание персонажей и фонов для создания мультфильма)

Для педагога:

- повышение профессионального уровня;

- развитие информационно-компьютерных навыков в работе;

- реализация творческого потенциала;

- удовлетворенность собственными результатами и деятельностью в целом.

С чего же следует начинать работу по мультипликации?

Методика обучения мультипликации представляет собой поэтапное обучение детей азам анимации. Первоначально дети узнают историю и технологии создания мультфильмов. Проводятся беседы на темы: «Что такое мультипликация», «История мультипликации», «Какие бывают мультфильмы», «Кто делает мультфильмы» и другие. Изучают различные техники, тонкости создания с их помощью мультфильмов. В современном мире снять мультфильм можно используя предметы, казалось бы, совершенно не подходящие для этого процесса, что делает сам процесс еще более интересным и увлекательным.  О техниках, наиболее часто используемых, детям рассказывается в первую очередь, это такие техники, как:

- рисованная анимация;

- кукольная анимация;

- пластилиновая анимация;

- песочная анимация;

- рисунок на сыпучей поверхности (используются разнообразные сыпучие материалы: крупы, подкрашенный песок, соль, сахарный песок, кофе и т.д.)

- техники прикладного творчества;

- техника стоп - моушен (используется все, что угодно, начиная от игрушек, принесенных из дома и до самих юных аниматоров)

Следующим этапом является изучение самого процесса создания мультфильма. Главным моментом здесь является выбор содержания, сюжета мультфильма, это может быть экранизация сказки или другого литературного произведения, а может быть, ребята сами сочинят историю, по которой и будет сниматься мультфильм. Произведение анализируется, дети должны проникнуться сюжетом, знать его в мелочах. Коллективно обсуждаются герои, выбранные для анимации их в ходе сьемок, определяются их характеристики, какими они являются по сюжету произведения и лишь после изучения характера персонажей можно приступать к их изготовлению. Так же в ходе обсуждения разбираются моменты связанные с фоном на котором, будет происходит действие. Фон может быть один для всех сцен, но возможно и замена его по сюжету все зависит от содержания произведения, со всеми этими нюансами следует определиться в подготовительной части создания мультфильма.

Третий этап, один из самых важных и интересных, в нем юные аниматоры создают или подбирают персонажей и декорации, которые станут главными действующими лицами будущего фильма. На данном этапе детям нужно определиться с техникой, в которой будет создаваться мультфильм, после чего приступить к подбору или изготовлению персонажей. Огромное разнообразие современных материалов дает возможность создать удивительных, необычных и самобытных героев, дети с большой охотой участвуют в процессе изготовления. Важным моментом является восхищение собственной работой, самоудовлетворенность от проделанной работы и положительные эмоции конечного результата.

Заключительным этапом станет непосредственный процесс снятия мультфильма и его озвучивание.

Современные технологии позволяют выбрать из огромного разнообразия программ и оборудования то, что подойдет вам, что понравится вам в процессе работы. Мы используем в работе с нашими детьми программу «ZU3D. Мультипликатор». В состав комплекта входит веб камера, установочный диск на компьютер, фон и фигурки животных. К сожаленью в комплект не входит инструкция на русском языке, но в интернете есть подробная информация о способах работы с программой и оборудованием. Процесс снятия мультфильма заключается в фотографировании кадров, которые сразу же соединяются в единое видео, в конце работы осуществляется добавление звуковой дорожки. Программа была разработана совместно с учащимися 5 и 6 классов, а также профессиональными мультипликаторами, "Zu3D.Мультипликатор" сочетает в себе мощные, профессиональные функции доступные для ребенка, удобный и простой в использовании интерфейс. "Zu3D.Мультипликатор" поможет сделать первые шаги на пути создания собственных мультфильмов. В целом мы считаем, что данная программа вполне отвечает требованиям работы с детьми по созданию мультфильмов.

За время работы нашей мульт - студии у детей наблюдается положительная динамика по следующим показателям:

- стабилизация эмоционально - волевой сферы;

- повышение уровня речевой активности;

- укрепление функций внимания и памяти;

- улучшение работы мелкой моторики рук;

- развитие коммуникативных качеств;

- освоение способов конструктивного взаимодействия;

- повышение самооценки;

- повышение образовательного уровня.

Мульт - студия в детском саду это отличное решения дополнительных занятий не только в группах детей с ОВЗ, данный способ образовательной деятельности будет полезен для всех детей, а также педагогов. И пусть, в настоящее время использование технических средств, в дошкольных образовательных учреждениях, вызывает некоторые трудности, мультипликацию стоит использовать в образовательной деятельности с детьми, помимо других средств, используемых воспитателем.

    Список использованных источников:

  1. Копытин А.И. Психодиагностика в арт- терапии. – Спб.: Речь, 2014
  2. Смольникова К. Мультик своими руками // Саткинский работник. – 2014
  3. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – Спб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2011
  4. Архипцева В.С. Телевидение и дети / В.С. Архипцева // Пачатковая школа. – 2007
  5. Смирнова Е.О. Все начинается с мультиков // Химия и жизнь – 21в. – 2013
  6. Казакова Р.Т., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильм. – 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация  данного проекта способствует гармонизации детско...

Проект социального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Моя мама лучше всех".

Проект социального развития воспитанников с нарушением интеллекта с целью формирования значимости мамы в жизни ребенка....

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...

Закономерности развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Понятие нормы, общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием...

Дидактическая игра как средство развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч...

МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (составлена с учетом ФГОС ДО)

МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА(составлена с учетом ФГОС ДО)...