Методическая разработка по формированию ВПФ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лашкова Галина Николаевна

Данная методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Цель: Формировать умение классифицировать транспорт по видам  и месту передвижения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_defektologicheskogo_zanyatiya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка дефектологического занятия

по развитию высших психических функций

Лексическая тема ‘Транспорт’’

Цель: Формировать умение классифицировать транспорт по видам  и месту передвижения.

I.Коррекционно – образовательные задачи:

     1.Закреплять у детей понятие «транспорт»

2.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме "транспорт",  "грузовой" и "пассажирский" транспорт.

3.Уметь четко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный,  подземный.

II.Коррекционно – развивающие задачи:

1.Формировать навык словообразования существительных ед. числа и мн. числа.

2.Научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3.Развить слуховое и зрительное восприятие и внимание.

4.Развить восприятие величины, размера предмета.

5.Развить внимание, память, мышление, воображение.

6.Уточнить и закрепить артикуляцию гласных звуков [ у ], [ и ], [ы ] на примере звукоподражания.

7 . Развивать общую и мелкую моторику детей.

      III.Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать уважение к работникам транспорта.

2. Воспитывать бережное отношение к имуществу на транспорте.

3. Воспитывать культуру поведения на транспорте.

      Материалы и оборудование: карточка с загадками; предметные картинки  всех видов транспорта; светофор зеленый и красный цвет; картинки с транспортом, раздаточные листы с заданием, цветные карандаши, магнитофон, CD диск.

Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающая, игровая.

Форма проведения занятия: фронтальная

Предварительная работа:

Беседа: “Куда и на чем вы любите ездить”. На прогулке обратить внимание детей на проезжающие мимо детей машины. Обратить внимание на машину, которая привозит продукты в детский сад.

Ход занятия

1.Организационный  момент.

Цель: развитие логического мышления

Инструкция: Ребята, отгадайте загадку:

Есть и водный, и воздушный,

Тот, что движется по суше,

Грузы возит и людей,

Что это? Скажи скорей!

Ответы детей: Транспорт.

Логопед: Догадались, о чем мы будем  говорить сегодня? Правильно, о транспорте.

Ребята, на каком транспорте вы любите ездить?

Ответы: Детей: Я люблю ездить на автобусе, трамвае, машине, и т.д.

Дефектолог: Развешивает картинки с транспортом на доске.

2.Классификация транспорта

Дефектолог: Весь транспорт делится на: пассажирский и грузовой.

А по месту передвижения, на - наземный, подземный, воздушный, водный.

Транспорт нам нужен, чтобы ездить и перевозить грузы.

3.Игра: "Распределите транспорт верно".

Цели: Закрепить умения делить транспорт по видам, уметь полно отвечать на вопросы: обогащение словаря по теме "транспорт".

Инструкция: давайте определим, к каким видам транспорта относятся картинки.

Трамвай - кто вспомнит, какой это вид транспорта(-наземный). Почему? (Он передвигается по земле).

Воздушный шар - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?

Троллейбус - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?

Поезд - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?

Самолет - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?

Пароход - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?

Вертолет - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?

Автобус - кто вспомнит, какой это вид транспорта? Почему?

Ход выполнения упражнения: Детям раздаются  карточки с изображением транспорта.

 Дефектолог просит их встать, показать карточку и назвать и соотнести с нужным видом транспорта, обосновывая свой ответ.

Дефектолог: Молодцы, ребятки. Правильно.

4.Дефектолог: Ребята давайте рассмотрим, что общего во внешнем виде транспортных средств? У каждого вида транспорта есть мотор, колеса, кабина, салон. А отличаются разные виды транспорта друг от друга тем что, поезда, электрички, метро, трамваи – двигаются по рельсам. Машины, автобусы, троллейбусы ездят по дороге. Самолеты, вертолеты, - летают в небе. Корабли, яхты, лодки – плавают по  морю.

5.Пальчиковая игра

Цель: развитие общей моторики.

Инструкция: посмотрите внимательно, и повторите за мной движения и слова:

Пароход плывет по речке и пыхтит он словно печка - пых, пых, пых

Соединение всех пальцев с большим, по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай. (Смена рук).

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

6.Игра ‘Один-много''

Цель:   образование существительных ед. и мн. числа в родительном падеже.

Дефектолог: Поезд- поезда – поездов, ( на станцию прибыл поезд, а вы опоздали – приходите – нет чего на станции? Поезда. А много поездов?

Трамвай – трамвая  -  трамваев. Вы пришли на трамвайную остановку – ждете ждете – а   нет чего? Трамвая. А много чего – трамваев.

Автобус – автобуса - автобусов. Едет автобус , уехал – нет чего? Автобуса. Нет много – автобусов.

Вертолет – вертолета – вертолетов. Летит вертолет- улетел-нет чего? А много?

Теплоход – теплохода – теплоходов. Плывет красивый теплоход. Уплыл – нет чего теплохода? А много – теплоходов.

Велосипед – велосипеда – велосипедов и т.д.

У магазина стоит велосипед. Вышел хозяин из магазина и уехал  – нет чего? Велосипеда. А много велосипедов.

7.Артикуляционная гимнастика для губ.

Игра на звукоподражание.

– параход – Ы..Ы…Ы…;

-полицейская машина = У… И…У…И… У…И

Упражнение на силу голоса.

- поезд ЭХО = У..У..У

- поезд далеко тихий голос, близко – громкий голос.

Какая профессия на транспорте самая главная? Правильно: шофер

8.Физкультминутка ‘Шофер''

Качу, лечу ,                          Дети бегут по кругу и крутят воображаемый  руль

Во весь опор

Я сам - шофер

И сам – мотор.

Нажимаю на педаль –            Останавливаются, нажимают правой ногой

И машина мчится вдаль.        На воображаемую педаль и бегут в        противоположную сторону.

9.Игра "Назови ласково".

Цель: научить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развитие восприятия величины, размера предмета.

Инструкция: У меня на картинках две машины: одна большая, одна маленькая. Про большую мы скажем "машина", а про маленькую ласково "машинка". Сейчас мы с вами поиграем в игру "Назови ласково".

Ход выполнения упражнения: У дефектолога пары картинок с одинаковыми видами транспорта разной величины. Дефектолог раздает детям картинки с маленькими изображениями.

Дефектолог: У меня большая машина. А у тебя?

Ответы детей: У меня маленькая машинка.

Трамвай - трамвайчик

Вертолет - вертолётик

Теплоход - теплоходик

Грузовик - грузовичёк

Катер - катерок

Троллейбус - троллейбусик

Лодка – лодочка

Самолёт - самолётик

Самосвал - самосвальчик.

Итог.

10. Игра "Кто самый внимательный?"

Цель: развивать слуховое восприятие и внимание.

Инструкция: А теперь посмотрим, кто самый внимательный и как вы усвоили сегодняшнюю тему. Возьмите светофорчики. Я буду называть вам слова, и если это будет транспорт, то вы поднимите зеленый светофор и скажите "проезжай". А если это слово не относится к транспорту - красный и скажите "стой".

Слова: велосипед, лошадь, трактор, верблюд, электричка, корова, такси, трамвай, самокат, автомобиль, троллейбус, грузовик, мотоцикл, автобус.

11. Раскраска картинок с транспортом

Дефектолог: Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Вы хорошо работали на занятии, и поэтому я вам подарю эти картинки с транспортом для раскрашивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности»

В методической разработке представлена система по формированию у дошкольников правил основ пожарной безопасности....

Учебно-методическое пособие "Формирование культуры здоровья у старших дошкольников"

В учебно-методическом пособии "Формирование культуры здоровья у старших дошкольников" предлагаются игровые приемы помогающие решить проблему  формирования у детей осознанного отношения к здо...

Методическая разработка "Формирование интереса детей к музыкальному фольклору славянских народов"

Изучение, освоение традиционного народного  искусства  России  и других стран способствует развитию межэтнического общения,  сохранению и обогащению культур других  этно...

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности".

Тема выступления на методическом объединении "Формирование личности ребенка в театрализованной деятельности"...

Методическая разработка "Формирование у детей валеологической культуры, через физкультурные досуги"

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов....

Методическая разработкапо здоровосбережению.

Семинар - практикум "Цветок здоровья вышей семьи"...