"Интегративное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Лукашина Ирина Алексеевна

Развитие дошкольников с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Интегративное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР ».

Педагог-психолог ГБОУ Школа 1394 Лукашина Ирина Алексеевна

Учитель-логопед ГБОУ Школа 1394 Говорушкина Елена Александровна

Учитель-логопед ГБОУ Школа 2051 Шаркова Вера Алексеевна

Эмоции - это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими

С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.    

Нарушения речи в дошкольном возрасте - нередко встречающееся явление в наши дни. Зачастую последствиями этой проблемы являются различные нарушения в формирование познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах развития ребенка.  

Таким образом, вопрос развития коммуникативных и эмоционально-волевых качеств у дошкольников c ТНР актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса является  организациия  работы со сказками и театрализованной деятельностью.

        Для детей с ТНР характерны следующие общие особенности: недостаточность словарного запаса; аграмматичное построение фразы; недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания; проявления гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в употреблении синонимов и антонимов; конкретные слова-определения заменяют более широкими и общеупотребительными словами (веселая, добрая, ласковая – «хорошая»); могут заменять названия признаков названиями действий и наоборот (испуганная – испугалась).

Дети с речевыми нарушениями пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими достаточно выборочно и фрагментарно, они с трудом дифференцируют и описывают эмоциональные состояния, как свои, как и эмоциональные состояния героев литературных произведений, картин. Детям с речевыми нарушениями трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и лексически не выразительная. Связная речь у детей с общим недоразвитием речи также развита недостаточно. Они с трудом составляют рассказ об игрушке, предмете, из личного опыта. Их рассказы отличаются непоследовательностью, неточностью, зачастую просто перечисляя события или действия. Эмоциональное оценивание действий, поступков героев в рассказах детей минимизированы или вовсе отсутствуют. Между тем, вербализация чувственных эмоциональных состояний призвана помогать детям осуществлять межличностное общение, служить средством коммуникации.

К типичным симптомокомплексам эмоциональных нарушений дошкольников с ТНР относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх,   что вызывает массу сложностей во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Неспособность понять эмоциональное состояние другого приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов.

Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать своё пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фитередо, 1991) Страдает сфера коммуникации. (Е.Е. Дмитриева 1989). Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева (1994), Г.Н. Ефремова (1997)). При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.

Системная работа, направленная на преодоление «обесчувствования» дошкольников, способствует формированию и обогащению у них чувственной сферы, делает ребенка отзывчивым к чувствам других. Вербализация эмоций тесно связана с восприятием и пониманием эмоциональных сигналов — и собственных, и окружающих. Таким образом, расширение словаря эмоций идет как через усвоение языковых знаков эмоций, так и путем осознания собственного эмоционального опыта.

По этим направлениям работают и логопед и психолог. Эти процессы взаимопроникающие .

Сфера деятельности педагога-психолога:

  • формирование представлений об эмоциях и о способах их выражения  
  • работа с распознаванием чувств других (людей, героев сказки) через мимику, жесты, выразительные движения , интонацию.

Сфера деятельности учителя-логопеда:

  • вербализация эмоций через усвоение языковых знаков и  путем осознания собственного эмоционального опыта.

Во время занятий по работе со сказкой, детям предлагается решение проблемных ситуаций с использованием когнитивных схем, раскрывающих причинно – следственные связи эмоциональных проявлений. Им рассказываются ситуации из их жизни, раскрывающие то или иное эмоциональное состояние. Детям предлагают ответить на вопросы по данной ситуации: «Какое настроение героя?, Почему вы так думаете, Что могло вызвать у него это настроение? ». После решения проблемных ситуаций рекомендуется задавать вопросы типа: «Происходило ли с вами такое?, Когда у вас было такое же настроение, Чем было вызвано у вас такое настроение? » или вспомнить и рассказать ситуации, когда они сердились (огорчались, удивлялись, радовались) ». Отвечая на такие вопросы или рассказывая ситуации из личной жизни дети погружаются в эмоциональное состояние и могут самостоятельно назвать причины его возникновения.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов; он сочувствует несчастью  козы и ее семерых козлят  немногим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя (придумывает окончание сказки сам).

Знакомые детям эмоциональные состояния (радости, грусти, злости, страха) рассматриваются  не только с использованием сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни.   Дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, анализируют и оценивают различные эмоциональные ситуации.

Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и уровня развития. Чем больше ребенок знает о том, какие бывают эмоции, чем шире его эмоциональная лексика, тем точнее он поймет состояние другого человека и сможет выразить своё.

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществлялась в ходе всего педагогического процесса. Основными средствами развития представлений об эмоциях выступали детская художественная литература, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, когнитивные схемы эмоций. Схема служит многовариантным наглядным материалом. В когнитивных схемах обобщенно концентрируется информация о причинах эмоций, выделяются признаки, характерные для переживания той или иной эмоции, о следствиях эмоциональных проявлениий.

Во время совместных занятий с психологом и логопедом    у детей расширяется круг понимаемых эмоций, на занятиях важное место отводится работе с графическими изображениями. Смысл такой работы заключается в том, чтобы научить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.), дать им представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова). Важное место стоит отвести проблемным ситуациям: «Узнай настроение», «Какое чувство испытывает герой»; игровым заданиям типа «Отбери картинки, на которых дети радуются (грустят, удивляются, сердятся пр.) », «Посмотри на картинку и реши, какое настроение у изображенных на ней людей». Также, необходимо помочь детям отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию; обогащать их словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, что является одним из главных составляющих в работе с детьми с ТНР.

В развитии мимики и пантомимики у детей с речевыми нарушениями большее значение играет театрализация. Она  помогает развить  память и снять напряжение в речедвигательном аппарате. Для детей это полезно тем, что воспитывает в них волевую сознательную саморегуляцию.

В процессе совместных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога у детей формируется эмоциональная открытость, доброжелательность. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других. В результате им становится проще общаться со сверстниками, что очень важно для их общего развития!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков.

Цель: Создать условия для развития коммуникативных навыков.Задачи: Познакомить детей с разными способами общения: вербальный, жестовый.Научить различать невербальные сигналы,   быть наблюдат...

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения деть...

Рекомендации педагога-психолога по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сфердыт

Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы...

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ТНР В РАМКАХ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА».

В статье рассматриваются этапы развития коммуникативных и эмоционально-волевых навыков у детей с ТНР, посредством работы со сказкой и театрализованной деятельности в рамках творческого проекта; методы...

Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»

Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...