Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности "Давайте жить дружно"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Маслова Ксения Вадимовна

Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma_po_snizheniyu_agressivnosti.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Росинка» г. Анива

ПРИНЯТА:

На заседании педагогического совета

МБДОУ «Детский сад №7 «Росинка»

Г. Анива

Протокол №_____от «   » ________2018г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий муниципального бюджетного

Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7

«Росинка» г. Анива

_______________________/Смирнова В.Г./

Приказ № ________________________

        

«Давайте жить дружно»

(коррекционно - развивающая программа

 для детей дошкольного возраста

по снижению агрессивности)

Составитель:

педагог – психолог МБДОУ д/с № 3

«Рябинка» г. Анива

Маслова К.В.

2018г.

Пояснительная записка

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Составлена на основе реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны – желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

Отличительной чертой данной Программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития. Одно из основных положений отечественной психологии – мысль о том, что развитие ребенка осуществляется в соответствии с культурными образцами (А.Н. Леонтьев). Процесс выделения образцов ребенком означает фактически усвоение им определенных морально-этических представлений и требований к поведению. Эти образцы ориентируют его поведение, деятельность и отношения (Д.Б. Эльконин и др.).

Программа может использоваться как составная часть более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает своего эффекта.

Актуальность.

        На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на коррекцию эмоциональных нарушений, в частности агрессивности, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания и доброжелательности.

        Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.

        Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.

        С проблемой агрессивного поведения детей так или иначе сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности.

        В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К.Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А. Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.А. Романов). Вместе с тем наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы.

        Таким образом, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа по коррекции агрессивного поведения детей, тем легче корректировать и предупреждать закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.

Цели программы:

  • формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов;
  • формирование поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку эмоциональную адекватность в контактах с окружающими;
  • коррекция и профилактика агрессивности у дошкольников.

Задачи программы:

  • оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;
  • создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности;
  • снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми;
  • оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением;
  • гармонизация уровня базальной эмоциональной регуляции;
  • обучение способам регуляции эмоциональных состояний.

Решение основных задач достигается направленным воздействием на основные сферы личности дошкольника:

  • эмоционально-волевую (за счет гармонизации уровней структуры базальной аффективной регуляции и усвоение приемов эмоциональной саморегуляции);
  • когнитивную (за счет обучения теоретическому обобщению и практическому усвоению элементарных закономерностей общения);
  • поведенческую (за счет расширения социального опыта и усвоения правил социального поведения);
  • двигательную (за счет развития навыков психомоторики).

Сроки реализации: Программа рассчитана на 4 месяца.  Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю.

Форма: групповая

Методы и приемы, используемые в программе:

  • словесные и подвижные игры на взаимодействие;
  • ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях;
  • психогимнастика (имитационные игры);
  • арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • сказкотерапия;
  • метафорические этюды-релаксации;
  • беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • релаксация;
  • функциональная музыка;

Критерии эффективности программы:

  1. Снижение уровня агрессивности.
  2. Умение контролировать поведение.
  3. Умение решать проблемные ситуации.
  4. Повышение коммуникативных навыков.
  5. Формирование новых стереотипов поведения.

        Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Разминка.
  3. Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, направленные на коррекцию и формирование конструктивных форм поведения).
  4. Рефлексия
  5. Ритуал прощания.

Прогнозируемые результаты: снижение агрессивности, стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов, адекватность в контактах с окружающими дошкольника.

  1. М.: ТЦ Сфера, 2002 г.  

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема занятия

День недели

Время

1

«Здравствуйте, это Я»

Понедельник

15.30-16.00

2

«Здравствуйте, это Я»

Пятница

15.30-16.00

3

«Сказка о волшебных зеркалах»

Понедельник

15.30-16.00

4

«Сказка о волшебных зеркалах»

Пятница

15.30-16.00

5

«Сказка о волшебных зеркалах»

Понедельник

15.30-16.00

6

«Мое настроение»

Пятница

15.30-16.00

7

«Я и мои чувства»

Понедельник

15.30-16.00

8

«Добро и зло живут в одной душе»

Пятница

15.30-16.00

9

«Правила саморегуляции и ненасилия»

Понедельник

15.30-16.00

10

«Копилка добрых дел»

Пятница

15.30-16.00

11

«Доброжелательность и смирение»

Понедельник

15.30-16.00

12

«Доброжелательность и смирение»

Пятница

15.30-16.00

13

«Недовольство»

Понедельник

15.30-16.00

14

«Что посеешь, то пожнешь»

Пятница

15.30-16.00

15

«Суровый нрав не прав»

Понедельник

15.30-16.00

16

«Претензии»

Пятница

15.30-16.00

17

«Встреча эмоций»

Понедельник

15.30-16.00

18

«Прогноз настроения»

Пятница

15.30-16.00

19

«Наши эмоции»

Понедельник

15.30-16.00

20

«Наши эмоции»

Пятница

15.30-16.00

21

«Азбука настроений»

Понедельник

15.30-16.00

22

«Четыре дочери года»

Пятница

15.30-16.00

23

«В стране гномиков»

Понедельник

15.30-16.00

24

«В стране разбойников»

Пятница

15.30-16.00

25

«В гостях у клоунов»

Понедельник

15.30-16.00

26

«Уходи, злость, уходи»

Пятница

15.30-16.00

27

«Уходи, злость, уходи»

Понедельник

15.30-16.00

28

«Уходи, злость, уходи»

Пятница

15.30-16.00

29

«Я и мои друзья»

Понедельник

15.30-16.00

30

«Мы вместе»

Пятница

15.30-16.00

31

«Мы вместе»

Понедельник

15.30-16.00

32

«Мы вместе»

Пятница

15.30-16.00

33

«Добрые волшебники»

Понедельник

15.30-16.00

34

«Добрые волшебники»

Пятница

15.30-16.00

35

«Вместе веселей»

Понедельник

15.30-16.00

36

«Вместе веселей»

Пятница

15.30-16.00

37

«Давайте жить дружно»

Понедельник

15.30-16.00

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

I-й блок – «Здравствуйте, это Я» (2,5 часа)

1

«Здравствуйте, это Я»

- повышение активности детей;

- снижение уровня тревожности;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- упр. «Давайте поздороваемся»

- упр. «Черепашка»

- упр. «Я лев»

2

«Здравствуйте, это Я»

- повышение активности детей;

- повышение самооценки ребенка;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие умения понимать свое эмоциональное состояние;

- развитие умения распознавать чувства другого;

- игра «Интервью»

- игра «Паровозик»

- релаксация «Воздушные шарики»

3

«Сказка о волшебных зеркалах»

- поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;

- развитие коммуникативных навыков;

- повышение активности детей;

- чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 1);

- беседа и анализ сказки;

- рисование по сказке;

4

«Сказка о волшебных зеркалах»

- поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;

- развитие коммуникативных навыков;

- повышение активности детей;

- развивать потребность в самоанализе и рефлексии;

- чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 2);

- беседа и анализ сказки;

- рисование по сказке;

- рисование «Автопортрет»

5

«Сказка о волшебных зеркалах»

- поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;

- развитие коммуникативных навыков;

- повышение активности детей;

- укрепить интерес к самопознанию;

- развивать рефлексию;

- закрепить знания об основных составляющих Я-образа;

- чтение «Сказки о волшебных зеркалах» (часть 3);

- беседа и анализ сказки;

- рисование по сказке;

II-й блок – «Азбука настроений» (10 часов)

6

«Мое настроение»

- научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;

- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;

- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;

- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;

- чтение 1-го отрывка сказки «Тише, пожалуйста»;

- игра «Замри-отомри»

- чтение 2-го отрывка сказки

- беседа по сказке и ее анализ

7

«Я и мои чувства»

- научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;

- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;

- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;

- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;

- чтение 3-го отрывка сказки

- игра «Работа с чувствами»

- чтение 4-го отрывка сказки

- беседа и анализ сказки

8

«Добро и зло живут в одной душе»

- научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;

- подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира;

- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;

- научиться определять свои чувства, практиковаться в их выражении словами и мимикой;

- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;

- игра «Ладошки»

- чтение 5-го отрывка сказки

- беседа по сказке

- чтение 6-го отрывка сказки

- игра «Работа с чувствами»

- игра «Замри-отомри»

- беседа по сказке и ее анализ

9

«Правила саморегуляции и ненасилия»

- научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;

- подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира;

- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;

- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;

- беседа «Правила саморегуляции»

- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»

- упр. «Цветок»

- релаксация

- упр. «Снежная баба»

10

«Копилка добрых дел»

- научить детей придумывать, фантазировать, обогатить словарь;

- подвести детей к осознанию своих переживаний и чувств, своего внутреннего мира;

- сформировать ценности ненасилия и навыки саморегуляции;

- сформировать установку на миролюбие и сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми, на сопереживание и сочувствие;

- беседа «Копилка добрых дел»

- рисование ссоры

- беседа по рисункам

11

«Доброжелательность и смирение»

- научить детей уважительно относиться к людям;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;

- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;

- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;

- чтение 1-го отрывка русской народной сказки «Морозко»

- беседа по сказке

- чтение 2-го отрывка сказки

- рисование по сказке

- игра «Работа с чувствами»

- чтение 3-го отрывка

- беседа по сказке и ее анализ

- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»

- обсуждение проблемной ситуации

12

«Доброжелательность и смирение»

- научить детей уважительно относиться к людям;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;

- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;

- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;

- чтение 4-го отрывка сказки

- чтение 5-го отрывка сказки

- чтение 6-го отрывка сказки

- беседа по сказке

- рисование по сказке

- игра «Работа с чувствами»

-беседа по сказке

- чтение 7-го и 8-го отрывка сказки

- игра «Ладошки»

13

«Недовольство»

- научить детей уважительно относиться к людям;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;

- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;

- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;

- чтение 9-го, 10-го, 11-го, 12-го отрывков сказки

- беседа по сказке и ее анализ

14

«Что посеешь, то пожнешь»

- научить детей уважительно относиться к людям;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;

- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;

- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;

- обсуждение действия «Принцип возврата»

- тренинг «Как справиться со своими эмоциями»

- игра «Ладошки»

- знакомство с пиктограммами

15

«Суровый нрав не прав»

- научить детей уважительно относиться к людям;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;

- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;

- игра «Работа с чувствами»

- игра «Ладошки»

- работа с пиктограммами

16

«Претензии»

- научить детей уважительно относиться к людям;

- развивать чувство эмпатии;

- воспитывать внимание и терпимость друг к другу;

- усвоить продуктивные способы взаимодействия людей друг с другом;

- воспитывать сдержанность и смирение, доброжелательность и великодушие;

- научить детей управлять своими желаниями и эмоциями;

- беседа с детьми

- обсуждение проблемных ситуаций

- тренинг «Как справиться со своими  эмоциями»

- игра «Ладошки»

17

«Встреча эмоций»

- осознание своего самочувствия;

- обучить детей эффективным способам общения;

- снятие негативных настроений и восстановление сил;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение уровня агрессии;

- игра «Море волнуется»

- упр. «Попроси игрушку»

- упр. «Тух-тиби-дух»

- упр. «Спаси птенца»

18

«Прогноз настроения»

- осознание своего эмоционального состояния и окружающих людей;

- обучение эффективным способам общения;

- снижение уровня агрессивности;

- снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- развитие коммуникативных навыков.

- упр. «Любовь и злость»

- упр. «Прогноз настроения»

- релаксация «Я помогаю другим»

19

«Наши эмоции»

- создание положительного эмоционального фона;

- знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя.

- закреплять умение определять настроение по внешнему виду человека;

- развивать коммуникативные навыки;

- снижение уровня агрессии;

- упр. «Ток»

- игра «Сороконожка»

- игра «Раз, два, три – покажи»

- игра «Узнай настроение»

- игра «Хоровод»

- упр. «Передай улыбку»

20

«Наши эмоции»

- снятие агрессивности;

- развитие навыков невербального общения;

- снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- упр. «Пара противоположностей»

- упр. «Ласковый мелок»

- упр. «Щепки плывут по реке»

- релаксация «Я помогаю другим»

21

«Азбука настроений»

- выражение и отреагирование гнева и агрессии;

- развивать умение высказать свое желание;

- развитие навыков общения;

- развивать умение ребенка определять эмоциональное состояние по внешним признакам;

- снижение эмоционального напряжения.

- игра «Добрые волшебники»

- игра «Король»

- этюд «Король Боровик не в духе»

- упр. «Пиктограммы»

- упр. «Радость-Ярость-Гнев-Грусть»

22

«Четыре дочери года»

- поддержание мотивации ребенка на познание самого себя;

- развитие коммуникативных навыков;

- повышение активности детей;

- чтение сказки «Четыре дочери года»

- беседа по сказке и ее анализ

23

«В стране гномиков»

- формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками;

- научить детей контролировать свои эмоции;

- снижение и отреагирование гнева и агрессии;

- упр. «Мы идем в лес»

- игра «Ниточка-иголочка»

- игра «Хлопушки»

- игра «Ходьба гуськом»

- игра «Обход медведя»

- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

- упр. «Найди отличия»

24

«В стране разбойников»

- формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками;

- научить детей контролировать свои эмоции;

- снижение и отреагирование гнева и агрессии;

- упр. «Доброе животное»

- игра «Сороконожка»

- игра «Тень»

- игра «Художники»

- игра «Потерялся ребенок»

25

«В гостях у клоунов»

- формировать в игровой деятельности эффективное общение со взрослыми и со сверстниками;

- научить детей контролировать свои эмоции;

- снижение и отреагирование гнева и агрессии;

- графическая работа «Клоун»

- игра «Послушай тишину»

- танец «Злюка и добрый человек»

- чтение «Сказки про клоуна»

- рисование по сказке»

III-й блок – «Давайте жить дружно» (6 часов)

26

«Уходи, злость, уходи»

- научить детей контролировать свои движения;

- снять невербальную агрессию;

- предоставить ребенку возможность выплеснуть гнев приемлемым способом;

- снижение эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие коммуникативных навыков.

- игра «Толкалки»

- игра «Два барана»

- игра «Добрые-злые кошки»

- игра «Воробьиные драки»

27

«Уходи, злость, уходи»

- помочь детям переключиться на активную деятельность после сидячей работы;

- снижение эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение и отреагирование гнева и агрессии;

- упр. «Рубка дров»

- упр. «Обзывалки»

- упр. «Минута шалости»

- упр. «Маленькое привидение»

28

«Уходи, злость, уходи»

- расслабление мышц нижней части лица и кистей рук;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение и отреагирование гнева и агрессии;

- развитие коммуникативных навыков;

- игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

- пантомима «Кошка добрая – кошка злая»

- упр. «Драка»

- упр. «Да и нет»

29

«Я и мои друзья»

- снижение уровня агрессии в процессе межличностных взаимодействий;

- развитие коммуникативных умений и эмоционально-выразительных движений;

- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.

- игра «Кенгуру»

-беседа о друзьях

- упр. «Коровы-собаки-кошки»

- релаксация «Апельсин»

30

«Мы вместе»

- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- снижение уровня агрессии и ее отреагирование;

- снятие мышечных зажимов.

- игра «Озорной двойник»

- упр. «Волшебная котомка»

- упр. «Мы охотимся на льва»

- этюд «Разговор с деревом»

- релаксация «Водопад»

31

«Мы вместе»

- развитие эмоционально-выразительных движений;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- удовлетворение потребности в признании;

- снижение уровня агрессии;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения.

- игра «Отражение в зеркале»

- игра «Дотронься до…»

- игра «Птенцы»

- релаксация «Сосулька»

32

«Мы вместе»

- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

- снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;

- снижение уровня агрессии и ее отреагирование;

- упр. «Да и нет»

- упр. «Ласковый мелок»

- упр. «Щепки плывут по реке»

- релаксация «Воздушные шарики»

33

«Добрые волшебники»

- снижение психомышечного напряжения;

- снятие и отреагирование  агрессии;

- развитие эмпатии;

- закрепление адекватных форм проявления эмоций;

- развитие социального доверия.

- игра «Добрые волшебники»

- игра «Король»

- упр. «Это я, узнай меня»

- релаксация «Достань звезду»

34

«Добрые волшебники»

- снижение психомышечного напряжения;

- снятие и отреагирование  агрессии;

- развитие эмпатии;

- закрепление адекватных форм проявления эмоций;

- развитие социального доверия.

- упр. «Глаза в глаза»

- упр. «Компот»

- этюд «Дождь в лесу»

- релаксация «Отдых на море»

35

«Вместе веселей»

- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- снижение уровня агрессивности;

- снятие мышечных зажимов.

- упр. «Качели»

- игра «Кенгуру»

- упр. «Добрый-злой, веселый-грустный»

- релаксация «Полет высоко в небо»

36

«Вместе веселей»

- развитие произвольности и самоконтроля;

- развитие внимания и эмоционально-выразительных движений;

- удовлетворение потребности в признании;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- снижение агрессивности ребенка и ее отреагирование;

- развитие коммуникативных навыков.

- рисование «Волшебные зеркала»

- беседа по рисункам

- игра «Кричалки-шепталки-молчалки»

- релаксация «Тихое озеро»

37

«Давайте жить дружно»

- профилактика агрессии;

- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- снятие мышечного и эмоционального напряжения;

- повышение значимости в глазах окружающих;

- упр. «Прошепчи ответ»

- упр. «Гусеница»

- упр. «Эмоции»

- релаксация «Путешествие на облаке»

ИТОГО – 18,5 часов

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.
  2. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1999.
  4. Бубер К. Жизнь с агрессивными детьми. – М.: Педагогика, 1991.
  5. Гаспарова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 8.
  6. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 1999 г.
  7. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Автореферат дис. канд. психол. наук. – М., 1995.
  8. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Владос, 1998.
  9. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000 г.
  10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997 г.
  11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
  13. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  14. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996 г.
  15.  Тренинг по сказкотерапии /под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой.- Спб.: Речь, 2000 г.
  16. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998 г.
  17. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – Спб.: Речь, 2002 г.

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – Спб.: Валери  СПД;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. И...

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...