Роль природного материала в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Орлова Ляна Михайловна

Игры с водой и песком включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, взрослыми, сверстниками. Эти знания могут выполнять разные функции  в игровом опыте детей, но все они очень значимы в социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prirodnogo_materiala_v_razvitii_detey_s_ovz.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Роль природного материала  в  развитии  детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Орлова Ляна Михайловна

Чебоксарская начальная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» Минобразования Чувашии,

г. Чебоксары

Общим для детей с ОВЗ является неумение ориентироваться в ситуации, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, все это ограничивает ребенка в полноценном взаимодействии  с окружающим миром.

Речевые нарушения влекут за собой сенсорные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально – волевой сферы резко ограничивает социальный опыт.

Обучение игровым действиям с природным материалом не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой составной частью в общий комплекс коррекционного обучения воспитанников дошкольного возраста.

Игры с водой и песком включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, взрослыми, сверстниками. Эти знания могут выполнять разные функции  в игровом опыте детей, но все они очень значимы в социализации.

В основе этих игр лежат следующие принципы:

- совмещение деятельности ребенка элементов игры и учения, постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к продуктивным видам деятельности;

- единство обучающихся и воспитательных задач;

- повторяемость задач обучения с использованием нового дидактического материала;

-формирование интереса и активности ребенка.

Принцип «Теории песком» был предложен К. Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии в середине 20 века. Он утверждал, что этот принцип – прекрасное средство для социальной адаптации и развития, позднее Т. Гребенко и Т. Зинкевич - Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими.

Разработав, на основе имеющейся информации, собственную программу работы, перейдя к практике можно понять, что данная программа носит только ориентировочный характер, каждая игра – занятие вносит свои коррективы, все зависит от индивидуальных особенностей детей.

Планировав поиграть с ребенком с сухим песком, зарывать и отыскивать разноцветные пуговицы, он может потянуться к лейке с водой, и все занятие поливать песок и радоваться тому, что его поняли, разрешили развести «грязь в песочнице» и вместе с ним порадовались. Это и является началом пути к уверенности к себе, получения удовольствия от общения с миром, и, в конечном счете, к более счастливой жизни.

Игры с песком и водой предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с особенностями развития детей:

а) Совместные действия детей и взрослых;

б) Действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;

в) Самостоятельные действия, которые отражают индивидуальный замысел ребенка.

Детям дошкольного возраста интересно и увлекательно:

1. Знакомиться со свойствами песка. Песок сухой и мокрый, что можно делать с сухим и мокрым песком: копать, лепить, пересыпать, строить разные постройки. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало, его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда, его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками. Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность детям на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка.

2. В отличие от сухого мокрый песок может сохранить форму той емкости, в которую он насыпан.

Играя с песком:

1. Дети развивают математические способности:

 - включают в игру  мелкие игрушки, тем самым позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство;

 -прячут определенное количество игрушек в песок или достают их из песка;

-на поверхности песка изображают различные геометрические фигуры, цифры;

 - по просьбе педагога проводят различные счетные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия.

2. У детей развивается речевая деятельность:

-в речь детей включаются антонимы: тяжелый - легкий, нельзя - можно, сильно-слабо, часто-редко, подсыпать-отсыпать, сухой-мокрый;

 -вырабатывается умение коротко, логично отвечать на поставленные вопросы;

3. Развиваются сюжетные игры, тем самым дети социализируются в окружающей жизни: -с удовольствием строят разные дороги для машин;

-учатся развивать сюжеты игр, подбирают подходящих пассажиров;

Это игровое занятие полезно еще тем, что после игры нужно убирать игрушки на место, здесь у дошколят включаются механизмы и волевого усилия, и планирования деятельности. Этот момент особенно важен для гиперактивных, расторможенных детей.

4. Начинают действовать герои из сказок:

сначала герои из сказок действуют с помощью взрослого;

-затем дети сами показывают и рассказывают русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заячья избушка». «Три медведя» и др.

Следующий уникальный природный материал – это вода.

Знакомясь с ее характерными свойствами дети познают, что:

-вода может быть холодной и теплой, но для определения температуры ее надо потрогать и сравнить, можно использовать слова – антонимы:  холодная - горячая, низкая температура воды – высокая;

-вода может менять вкус, если в нее добавить соль, сахар, используются слова – антонимы: сладкая – соленая вода;

-она может быть чистой, прозрачной, а может стать грязной и мутной;

-воду можно наливать, переливать с помощью разной посуды;

-воду можно услышать, она звучит по-разному, если выливается из кувшина, лейки, из стакана и если по ее поверхности пошлепать рукой;

2. В своей игре дети позволяют учитывать свойства воды:

-они узнают, что в воде некоторые предметы тонут, а другие могут плавать;

-дошкольники с удовольствием узнают, что мокрые детали конструктора, буквы, цифры можно приклеить к зеркальной или кафельной поверхности;

-в воде можно ловить рыбу удочкой, сачком, со дна ванны вылавливать камушки, играть с заводными игрушками.

При планировании игр – занятий и экспериментирования с водой и песком учитывается взаимосвязь учителя-логопеда, дефектолога, воспитателей и родителей детей. Воспитатели организовывают наблюдения, игры, опыты в стенах детского сада, на площадке и на территории учреждения, Родители вместе с воспитателем сопровождают детей во время экскурсии. Дома с участием родителей организовываются целенаправленные наблюдения и опыты для подтверждения некоторых свойств воды и песка. Учитель-логопед, дефектолог являются связующим звеном, помогающим сформировать детям четкие выводы и определения. Данная взаимосвязь позволяет решать коррекционно-образовательные задачи.

Таким образом, в процессе игр и действий с песком, водой, различными игрушками или натуральными предметами у детей дошкольного возраста с ОВЗ формируются представления об окружающем  мире, развиваются речевая деятельность и созревают психические процессы.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2002. — 224 с
  2. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для воспитателей "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии дошкольного возраста".

Материал предназначен для восспитателей дошкольных учреждений, где раскрыто значение нетрадициооных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками, для развития воображения, творческого мышления и т...

Роль книги в дошкольном возрасте

Книга - величайшая ценность. Роль семейного чтения. Советы психологов....

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии дошкольного возраста»

laquo;…Это правда! Ну что же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне...» Э. Успенский. Рисование для...

Презентация "Роль игры в дошкольном возрасте"

Презентация для воспитателей ДОУ...

«Роль книги в дошкольном возрасте»

Что такое книга для маленького ребёнка? Сначала книга воспринимается детьми как забавный шуршащий предмет, который можно порвать, попробовать на вкус, носить с собой, следя, как развеваются в раз...

Роль профориентации в дошкольном возрасте

Период дошкольного детства является начальным этапом организации единого образовательного пространства для раннего профессионального самоопределения ребенка....

Консультация для родителей «Роль чтения в дошкольном возрасте»

А. С. Макаренко говорил: «Воспитание детей – важнейшая область нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это...