Взаимодействие педагогов детского сада в работе с семьёй, имеющей ребёнка с ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

ольга николаевна шабалина - лариса евгеньевна команова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.o.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА В РАБОТЕ С СЕМЬЁЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

               В  настоящее  время  всё  яснее  становится необходимость  участия  в  воспитании  и  просвещении родителей    профессионально подготовленных специалистов. Поэтому работа с родителями – одно из важнейших   направлений   в   коррекционно-воспитательной    деятельности    дошкольного образовательного  учреждения.

           Изучение  семьи  и семейного  воспитания  часто  бывает  необходимым  в деятельности всех педагогов детского   сада,   чтобы   выявить всевозможные нарушения воспитания ребёнка в семье.

            Воспитательная  значимость  семьи  особенно  возрастает при формировании  личности  детей  с  недостатками речевого и психического развития. От взаимоотношения ребёнка с родителями зависит адекватность отношения ребёнка с социальной средой.

         Таким  образом,  для  успешной  коррекционной работы  логопеду,  дефектологу, психологу  и  воспитателям необходимо поддерживать тесный контакт с родителями ребёнка,  чтобы  избежать  неправильных установок  по отношению к ребёнку со стороны родителей. Успешность коррекционно-воспитательной  работы  по преодолению задержки  психического  развития  (ЗПР)  во  многом зависит  от  слаженности  в  работе  педагогического коллектива,  а  особенно  от  преемственности  в  работе логопеда,  дефектолога  и  воспитателя,  а  затем взаимосвязи  их  работы  с  родителями детей  с  ЗПР.

          Значимость  общения  со  взрослыми  в  психическом развитии ребёнка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от  человеческого  общества  при  резком  недостатке воспитательного воздействия взрослого, ведь в ходе этого взаимодействия  происходит  социализация  ребёнка, усвоение  им  определённой  системы  ценностей,  норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. К сожалению,  далеко  не  всегда  и  не  каждая  семья

оказывается  способной  выполнить  в  достаточной  мере эти важные функции. Дело в том, что общая атмосфера семьи,  которая  существенно  влияет  на  формирование личности  ребёнка, находится  в  зависимости  от систематического  контакта  в  совместной  жизни  всех членов  семьи.

          Многие  исследователи  видят  главную причину  влияния  семьи  на  детей  в  том,  что  первые впечатления ребёнка от окружающей жизни, полученные в семье, самые сильные и устойчивые. От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. На отношение ребёнка к своему дефекту влияет отношение к данному дефекту со стороны родителей. И то, как родители реагируют на недостатки развития  своего  ребёнка,  как  относятся  к  ребёнку, является  основным  формирующим  компонентом  его личности. Ведь в семье, где растёт  ребёнок с теми или иными недостатками развития (психического развития, развития речи), создаётся специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести  дефекта  ребёнка.  В  большинстве  случаев, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, задержкой  психического  развития  чувствуют  себя неудовлетворёнными и подавленными.

         Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, то задачей  педагогов,  сопровождающих  коррекционный процесс,  является  привлечение  родителей к  участию  в этом процессе.

            Совместная работа логопеда, дефектолога и воспитателей дошкольного  учреждения  с  родителями,  является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. И осуществляется  в следующих  формах:  проведение родительских   дней   и  родительских   собраний, анкетирование и опросы родителей, оформление стендов и  уголков  в  помощь  родителям,  проведение  открытых занятий,  консультации,  беседы,  чтение  лекций, проведение  семинаров,  обучение  родителей  игровым занятиям и др.  

          Из первой беседы с родителями выясняются условия воспитания  ребёнка  в  семье,  особенности  ребёнка, увлечения,  интересы.  Необходимо  выяснить  жалобы  и тревоги родителей, их мнение и пожелания по поводу развития психических процессов и речи ребёнка.

           Первая встреча  очень  важна  как  для  специалиста,  так  и  для родителей. От её атмосферы и правильного построения зависит дальнейшее сотрудничество. Важно настроить и привлечь  родителей  к  совместной  работе,  объяснить, какую помощь от них ждут все специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной  работы  с  детьми.                                Консультации  с родителями проводятся в рабочем порядке, еженедельно.

         Хорошо  показывать  фрагменты  занятий  с  детьми или приглашать родителей на открытые индивидуальные и фронтальные  занятия,  чтобы  познакомить  их  с требованиями,  приёмами  и  содержанием  работы логопеда, дефектолога и воспитателей. Чтобы родители понаблюдали  за  своим  ребёнком  во  время  учебной деятельности,  на  занятиях.  Часто  они  не  имеют представления о  том, какую огромную работу проводят профессионально подготовленные   специалисты, работающие с их ребёнком, имеющим ЗПР, какие задачи воспитательного и образовательного процесса решаются.

         От профессиональной компетентности педагогов, от слаженности их работы, от умения работать в команде тоже  зависит  многое. Логопед  и  дефектолог  как специалисты должны хорошо знать специфику дефекта ЗПР  и  пути  его  преодоления,  должны  хорошо представлять  свою ответственность  и  свою  роль  в решение  этой  проблемы.

        Их  основная  задача – ориентироваться  на  ребёнка,  его  интересы;  помочь родителям  правильно  воспринимать  своего  ребёнка. Воспитатель  должен  создать  благоприятные  условия  в группе, способствующие активизации познавательной и речевой деятельности. Уровень  педагогической  культуры  родителей  (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического  просвещения.  Наши  наблюдения позволили  сделать  вывод,  что  многие  родители нуждаются  в оказании им  психологической  помощи,  в необходимости     проведения    коррекционно-воспитательной работы по налаживанию эмоциональных контактов в семье.

             Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с задержкой психического   развития   необходима.   Практика показывает,  что  дети, окружённые  вниманием, поддержкой   и   любовью,   обладают   высокими потенциальными   возможностями   полноценного развития.  Объединение  усилий  дефектолога,  логопеда, психолога, воспитателей   и   родителей   помогут   создать благоприятные условия для успешной коррекции ЗПР и полноценного личностного развития детей