Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бабурина Наталья Владимировна

Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами

Свою работу по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами необходимо начинать от простого к сложному. С рисования пальчиками, ладошкой. Размазывание, нанесение точек, пятнышек ритмичными движениями под стихотворный текст увлекает ребят, а также стимулирует нервные окончания пальцев.

После освоения можно предлагать детям наносить оттиски печатями. С помощью данной техники стимулируется захват, а также работаем над силой нажима на печать.

Тампонирование также очень увлекает детей.  Продолжаем работать над захватом и силой нажима.

Рисование ватными палочками, поролоновой губкой, тычком жесткой полусухой кисти. Эти техники требует точности движений, т.к. создается образ, дети стараются не выйти за границы рисунка. Разные по весу, по материалу предметы способствуют развитию ощупывающих движений, сжиманию предмета.

«Оттиск смятой бумагой», «Монотипия» - более трудные техники, т.к. необходимо сминать бумагу, складывать лист бумаги вдвое. Здесь еще более задействована мелкая моторика.

При работе над развитием мелкой моторики нетрадиционными способами рисования используются несколько форм:

- индивидуальная (отработка отдельных операций, работа методом «рука в руке»)

- групповая (дети учатся не только у воспитателя, но и друг у друга)

Применяем следующие методы и приемы: наглядные, словесные, игровые и практические. В работе с детьми с ОВЗ и детьми–инвалидами актуально использование наглядных методов: показ образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов, показ приемов изображения, показ детских рисунков в конце занятия.

С целью привлечения внимания, с целью уточнения представлений детей о предмете проводится показ отдельных предметов и их рассматривание.   Многим детям для расширения личного опыта, помимо обычного рассматривания, необходимо ощупать, потрогать предмет, чтобы получить представление о нем через органы чувств.

При рассматривании отдельных предметов необходимо обращать внимание на их цвет, форму.

При формировании умений и навыков обязателен образец. Рассматривая образец, вновь обращаем внимание на цвет, форму, величину.

Далее показываем детям приемы изображения. Уровень подготовленности детей разный и поэтому на данном этапе необходимо использовать индивидуально – дифференцированный подход:

 - с одними детьми это совместное действие, осуществляемое «рука в руке», сопровождаемое пошаговой инструкцией;

- другим детям требуется частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

- третьим помогаем начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно под контролем взрослого;

- некоторые дети совершают действие сами от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию;

- есть и те, кто осуществляет действие полностью самостоятельно.

В конце занятия рассматриваются рисунки, стараемся в каждом найти положительное.

В процессе занятия проводится беседа. Одним детям задается вопрос с ожиданием ответа, другие дети повторяют отдельные слова (например, называют цвет, соотнося предмет с цветом), третьим предлагается показать жестом на требуемы предмет или выбрать нужный цвет.

При определении системы работы следует учитывать, что личностная незрелость ребенка с ОВЗ проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости. Уровень познавательного интереса ко всем формам проведения занятий у всех детей разный, не все дети с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Тогда как качество и эффективность коррекционного процесса в значительной степени определяется развитием мотивации самого ребенка к активной деятельности.

Для повышения мотивации детей к работе на занятиях применяются разные методы и приемы: положительно оцениваем деятельность ребенка, хвалим, ориентируем на конечный результат, даем почувствовать успешность в какой-либо деятельности т.к. стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное действие могут привести к отказу от занятий. Ребенок должен чувствовать желание взрослого помочь.

Развитие мотивации требует от нас как педагогов большой подготовительной работы к занятиям, напряженного труда во время их проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ребенка с нарушением развития.

Очень трудно мотивировать детей – инвалидов и детей с ОВЗ к деятельности. Но процесс рисования необычными способами вызывает интерес и восторг детей, дарит положительные эмоции. Детям особенно важно почувствовать свою успешность, и, если рисование традиционным способом у многих вызывает трудности, а значит и нежелание рисовать, то нетрадиционные техники способствуют самовыражению детей, позволяют создать свой «шедевр».

Ведущей деятельностью детей является игра, она же и способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Любое задание предлагаем детям в игровой форме, которая не только вызывает интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции способствует повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т.е. мыслительной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи.   (Выготский, Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Т.4/Л.С. Выготский.-М.:Прогресс, 1984.390с. )

Для того чтобы стимулировать интерес к рисованию нетрадиционными способами используем игры, игровые упражнения, персонажи кукольного театра, сюрпризные моменты, чтение стихов, потешек, загадки, пальчиковую гимнастику.

Одним из путей успешного решения проблемы мотивации, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на занятии с широким применением методов и приемов. Определяющим условием является взаимоотношение воспитателя и ребенка. Старайтесь найти контакт с каждым ребенком. Этому способствует мягкий речевой тон, яркие изобразительные материалы, игровой момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование двигательных умений и навыков в рисовании

Ум ребенка- на кончиках его пальцев.В.А.Сухомлинский.Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной...

Формирование двигательных умений и навыков в рисовании

Ум ребенка- на кончиках его пальцев.В.А.Сухомлинский.Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: "Система работы с воспитанниками с ОВЗ (детьми-инвалидами) с использованием современных технологий в условиях общеразвивающей и комбинированной группы ДОУ"

В данном материале представлена система работы с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами в услових комбинированной и общеразвивающей группы с использование современных технологий....

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисов...

10 общих правил этикета в работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ

10 общих правил этикета в работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ...