МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»
методическая разработка

Козырева Марина Георгиевна

«Лучшая игрушка – это кучка песка»

К.Д. Ушинский
 

Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ Задачи:

  1. Рассмотрение и применение современной технологии в образовательной деятельности с детьми инвалидами и детьми ОВЗ;
  2. Способствовать появлению интереса у педагогов к внедрению данной технологии в работу с детьми.
  3. Закрепить умения участников мастер-касса применять полученные знания в практике.

Материал: Песочница, игрушки, влажные салфетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pesochnitsa.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

"Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»

«Лучшая игрушка – это кучка песка»

К.Д. Ушинский

Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ Задачи:

  1. Рассмотрение и применение современной технологии в образовательной деятельности с детьми инвалидами и детьми ОВЗ;
  2. Способствовать появлению интереса у педагогов к внедрению данной технологии в работу с детьми.
  3. Закрепить умения участников мастер-касса применять полученные знания в практике.

Материал: Песочница, игрушки, влажные салфетки.

Ход проведения мастер класса:

Здравствуйте уважаемые коллеги.

Наша жизнь прекрасна и богата. Она постоянно обогащается новыми впечатлениями, открытиями, событиями, формирует в нас разные способности, умения и навыки, предоставляя для этого ежедневно безграничные возможности.

Но, среди нас есть и те, кому все, что для многих естественно, легко и просто, достигается крайне трудно, а порой и просто невозможно. Речь идет о детях – инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья, и детях, с низким уровнем развития познавательной активности.

Педагоги постоянно находятся в поиске эффективных средств и технологий, позволяющие быстрее, точнее, прочнее формировать необходимые навыки для успешной адаптации, социализации, коммуникации, развития, обучения.

Сегодня я хочу познакомить вас с инновационным оборудованием, которое используется для работы с дошкольниками с особыми возможностями здоровья и инвалидностью и детей с нормой в развитии.  Данное оборудование подходит для детей всех возрастных категорий, для групповой или индивидуальной, развивающей и коррекционной работы. С этим оборудованием может работать не только специалист, но и любой педагог детского сада.

Прежде чем приступить к практике, я расскажу вам не много теории и истории возникновения данной методики.

Теоретическая часть:

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой – водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении .

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.   Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Если рассматривать педагогические и психологические аспекты использования песка, то их трудно переоценить – это и сенсорный материал, предметно-игровая среда, и материал для изобразительной творческой деятельности, экспериментирования, конструирования, познания. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы.

Использование интерактивной песочницы требует методического сопровождения. В процессе работы используется основные дидактические принципы, методы и приемы, требования ФГОС ДО.

Для ребёнка рисование песком и – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.

 Для чего же полезны занятия на песке:

  • развивается сенсорно-перцептивная сфера (ощущения, представления и т.д.;
  • психомоторная сфера;
  • когнитивная сфера;
  • эмоционально-волевая сфера;
  • коммуникативная сфера;
  • творчество.

 Используя многочисленные режимы интерактивной песочницы, развиваю у детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорные способности. Смоделированная реальность интерактивной песочницы дает возможность сконцентрировать внимание ребенка на конкретной задаче, в меру насыщая необходимыми стимулами.

Таким образом, можно выделить следующие этапы взаимодействия с песочницей:

В самом начале мы обязательно знакомим детей с правилами:

-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).

-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.

-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.

-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).

-Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом.

Затем знакомим детей с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям, ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.

Параллельно с этим важно помогать, детям делать, самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки.

Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики ходят гулять по песку, играют на песке, как на пианино, и т.д.

После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины сопровождаются созданием игровых ситуаций, рассказами педагога, беседами на соответствующую тему, художественным словом, музыкальным сопровождением, звуковыми эффектами.

Проводя педагогические и коррекционные занятия в интерактивной песочнице, мы даем ребенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Занятие в интерактивной песочнице можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа – это своего рода организационный момент - позволяет ребенка ввести в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Задания предлагаются несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5-7 минут.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж. Ритуальным персонажем может быть Королева песка, Принцесса песчинка, Песочная фея, Песочный верблюд, черепаха. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузиться в сказочную атмосферу. На данном этапе образовательного процесса используются некоторые из 13 режимов интерактивной песочницы.  

Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью. Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные занятия и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

• Обучающие (облегчают процесс обучения);

• Познавательные  (с их помощью познается многогранность нашего мира);

• Проективные  (через них осуществляется , коррекция и развитие ребенка).

Что необходимо для игры в песочнице:

Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

- Фигурки людей разного пола и возраста, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок и пр.

- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние.

- Дома, другие жилища, мебель.

- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

- Деревья и другие растения.

- Природный материал: камешки, шишки, ракушки, перышки, сухие ветки. - Транспортные средства (наземные, водные, воздушные)

А теперь я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы, с другой стороны. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с игровыми приёмами данной технологии. Попробуем использовать некоторые игры с песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения используют в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки.  ( облака)

Как над речкой над рекой,

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга).

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (речка).

Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Коровам без неё беда

Она их главная еда (трава).

На заключительном этапе можно использовать игры и упражнения более сложной направленности такие как «Путешествия в сказочный город»«Угадай, что спрятано в песке»«Город в котором мы живём».

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем, СПАСИБО всем за работу на мастер классе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов на тему: ««Лэпбук» как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов в ДОУ: «Лэпбук» как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»

В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Тестопластика как здоровьесберегающая технология в работе с детьми».

Тема мастер-класса: «Тестопластика как здоровьесберегающая технология в работе с детьми».Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к лепке. Я предста...

Мастер – класс для педагогов «Использование русских народных сказок в работе учителя-дефектолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»

Целью мастер-класса является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию русских народных сказок в работе с особенными детьми....

Мастер- класс для воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе ДОУ"

Познакомить педагогов с возможностями интерактивной песочницы. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях....