Мастер-класс для педагогов «Использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Лычагина Валентина Эрбертовна

Мастер-класс для педагогов  «Использование су-джок терапии  в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми».

В настоящее время,  одна из главных задач стоящая перед педагогами и родителями – это сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Существуют разные приемы здоровьесбережения, которые мы используем в работе с детьми.

В переводе с корейского языка «Су»-кисть, «Джок»-стопа. Этот метод основан  на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.

Су-Джок-это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и взорослым и положительно сказывается на их самочуствии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass_po_su-dzhok_dlya_pedagogov.docx179.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 города Кропоткина

муниципального образования Кавказский район.

Мастер-класс для педагогов

«Использование су-джок терапии

в коррекционно-развивающей работе

с детьми и взрослыми»

                                                                                               Разработала и провела:

                                                                                                                учитель-логопед

                                                                                                                МБДОУ д/с № 1

                                                                                                                Лычагина В.Э

                                                     

                                               

     

                                                            2024г

Мастер-класс для педагогов

«Использование су-джок терапии

в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми»

Цель :   познакомить педагогов ДОУ с современной нетрадиционной технологией –  су-джок терапией. 

 Задачи:

1.Сформировать представление о нетрадиционной технологии Су-Джок терапии;

2.Повысить уровень компетентности участников мастер – класса применению нетрадиционной технологии – Су-Джок терапии в работе с детьми по развитию речи,  освоение и последующее активное применение в деятельности педагога;

3. Обучение участников мастер-класса навыкам применения массажёра Су -Джок в работе по здоровьесбережению с дошкольниками;

4. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование: Су - Джок шарики –и массажные колечки, картотеки игр и упражнений, памятки по развитию мелкой моторики при помощи массажного мячика Су – джок и массажного колечка.

Ход:

   В настоящее время,  одна из главных задач стоящая перед педагогами и родителями – это сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Существуют разные приемы здоровьесбережения, которые мы используем в работе с детьми.

        Сегодня я хочу вас познакомить  с использование су-джок терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми.

   В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины..

Создателем достаточно молодого метода Су-Джок терапии  и основоположником интересного подхода стал  профессор из Южной Кореи, врач Пак Чжэ Ву. Он более 30 лет своей жизни потратил на разработку данного метода.

В переводе с корейского языка «Су»-кисть, «Джок»-стопа. Этот метод основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах.

Су-Джок-это в первую очередь самомассаж, который не только полезен, но и очень интересен детям и взорослым и положительно сказывается на их самочуствии.

Сохранение и укрепление здоровья детей приоритетное направление деятельности любого дошкольного учреждения. Введение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет создавать у детей положительный эмоциональный настрой, снижать утомляемость, проводить профилактическую работу с ними.

 Одной из наиболее ярких и интересных, на мой взгляд  является Су  -Джок терапия. При правильном применении наступает выраженный эффект.

И сегодня мне бы хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с таким методом как Су - Джок  терапияБуду рада, если данный метод вам пригодятся в жизни и вы будете его использовать в своей работе.

Расширить спектр лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду можно и за счет внедрения Су-Джок терапии, начиная с детьми младшего дошкольного возраста.

Регулярный массаж повышают сопротивляемость организма различным вирусам, а во время течения болезни позволяют легче перенести ее и быстрее восстановиться.

      Важно знать, что зоны коры головного мозга, отвечающие за двигательную и речевую активность, практически накладываются друг на друга. Поэтому, массируя точки на маленьких пальчиках, мы не только разрабатываем их чувствительность и мелкую моторику, но и улучшаем речь ребенка, способствуя его интеллектуальному развитию.

      Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма.

        По данным института возрастной физиологии, те или иные отклонения в физическом здоровье уже имеют 80% дошкольников, 20% из них нуждаются в коррекции психического развития.

Такая печальная статистика заставляет педагогов обращаться к инновационным и традиционным методикам оздоровления, самой популярной из которых стала су-джок-терапия.

   Возможность применения массажных шариков Су-Джок многообразно.

1.Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект уже через несколько минут, а иногда и секунд;

2.Абсолютная безопасность – эта лечебная система создана не человеком – он только открыл ее – а самой природой;

3.Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

4.Простота применения – В Су-Джок терапии не нужно ничего выучивать и запоминать. Метод достаточно один раз понять и им можно пользоваться всю жизнь;

5.Массажер Су-джок повышает интерес к занятию, необходимый дошкольникам, для которых характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению;

6.Су-джок терапию могут применять педагоги, а также родители в домашних условиях;

7.Су – Джок терапию можно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, рисованием, штриховкой.

        Систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами су-джок позволяют:

- гармонизации внутреннего мира и душевного состояния, обретения спокойствия.

- нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, с синдромом Дауна, аутизмом, минимальной мозговой дисфункцией);

- активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- повысить энергетический уровень, развить тактильную чувствительность;

- развить познавательную и эмоционально-волевую сферы.

               

         Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:

1.Массаж специальным шариком. 

2.Массаж эластичным кольцом.
3.Ручной массаж кистей,  пальцев рук и ног.

- Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей; - круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от  кончиков пальцев к основанию ладони;

- вращение шарика кончиками пальцев;

-  сжимание шарика между ладонями;

- сжимание и передача из руки в руку;

-  подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями.

- Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

 - Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов.

В своей  практике я применяю су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком стимулируем зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы, воздействуя на всю поверхность пальцев.

Важно научиться самим  заботиться о своем здоровье, воспринимать жизнь и здоровье как величайшую ценность, развивать личностные качества, способствующие познанию себя, управлению своим эмоциональным и физическим состоянием.

Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком:

  • удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки
  • сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.
  • каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки.
  • надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
  • сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки.
  • захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола.
  • вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки
  • прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти.
  • круговые движения шарика между ладонями
  • перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
  • вращение шарика кончиками пальцев,
  • сжимание шарика между ладонями,
  • сжимание и передача из руки в руку,
  • подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Для лучшего запоминания и усвоения упражнений,  каждое упражнение сопровождается небольшим стишком или потешкой. Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

  1. Массаж Су-Джок шарами.

Ну, а сейчас уважаемые коллеги предлагаю вам провести стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков на ваших руках.    И для разминки выполним некоторые упражнения. Попробуйте покатать Су-Джок между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. 

Слышала на свете чудо есть,

Что не можно глаз отвесть,

Шар колючий, словно ёж

Разноцветный он, хорош!

А создал его профессор

Из Кореи -Пак Джэ Ву

Он известен, и скажу вам

Благодарны мы ему.

Шар здоровью помогает

Малышам речь развивает

И моторика всегда

Будет в норме, детвора!

Польза шарика огромна,

Нескончаема, объемна,

И скажу тебе, дружок

Имя шарика-Су-Джок!

-А теперь давайте поиграем!

1. Этот шарик не простой - (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть – (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз-катаем, два-катаем - (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем – (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

В руку правую возьмем,

В кулачок его сожмем.

В руку левую возьмем

В кулачок его сожмем.

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки

И похлопаем немножко.

Потрясем свои ладошки

 Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку

Будто я, сметаю крошку.

И сожму, его немножко

Как сжимает лапу кошка

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну!

(Педагоги повторяют слова и выполняют действия с шариком, в соответствии с текстом).

 Уважаемые коллеги, чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал. Здесь одновременно идет процесс заучивания детьми коротких стихов, развивается память, речевые навыки.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом.

Поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, упражнение выполняется колечком-пружинкой сначала на правой руке, затем-на левой).

Примеры игр.

1. Раз, два, три, четыре, пять - (сжимаем и разжимаем пальцы)

Вышли пальцы погулять

Этот пальчик-самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине

Этот пальчик-безымянный

Он избалованный самый

А мизинчик, хоть и мал

Очень ловок и удал!

Я использую в своей работе пальчиковые игры: «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Этот пальчик в лес пошел…», «Моя семья», «Родные братья» и другие.

3. Использование Су-Джок шаров при автоматизации звуков в словах, слогах, фразах.

Педагоги поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, начиная с большого пальца правой руки, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука.

Пример: звук «Ш».

• Этот малыш-Илюша

Этот малыш-Ванюша

Этот малыш-Алеша

Этот малыш-Антоша

А меньшого малыша

Зовут Мишуткою друзья!

На левой руке.

Эта малышка-Танюша

Эта малышка-Ксюша

Эта малышка-Маша

Эта малышка-Даша

А меньшую зовут Наташа.

 (Педагоги  катают шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука).

4. Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия.

Примеры игр:

• Покажи шарик, если услышишь звук «Н», спрячь шарик, если этого звука нет.

• Если звук услышат ушки, подними шарик над макушкой.

• Игра «Телеграфисты». Простукивание шариком заданного ритмического рисунка.

5. Игры на звуковой и слоговой анализ слов.

Примеры игр:

• Ты про звук нас расскажи, нужный шарик подбери. (гласный звук-красный шарик, синий шарик-согласный звук, зеленый-мягкий согласный).

• Раз, раз, раз, раз-слово выложи сейчас (дети выкладывают звуковую схему слова при помощи разноцветных шаров Су-Джок.

• «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай.

6. Использование Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

                                   Примеры игр:

• Игра «Один-много». Прокати шарик и назови слово во множественном числе. (цветок-цветы, лист-листья, дом-дома и т. д.)

• Игра «Назови ласково», «Кто у кого».

• Передай шар по кругу и назови ласково друга, назови вежливые слова, слова по теме недели (назови птиц, овощи, фрукты, приметы времени года и т. д.)

При совершенствовании навыков употребления предлогов:

• Красный шарик положи в коробку, синий-под коробку, зеленый положи около коробки. Затем ребенок наоборот должен описать действия взрослого (красный шарик положили под коробку и т. д.)

7. Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.

Примеры игровых заданий:

• Надень кольцо на мизинец правой руки.

• Возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и др.

• Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а ребенок должен назвать на какую руку и какой палец надето колечко. (дети одновременно запоминают названия пальцев руки).

  8.Использование Су-Джок шаров для развития цветовосприятия и обучения счету.

Варианты игр:

• Разложи шарики по цвету.

• Найди все синие (красные, желтые, зеленые).

• Сделай шарики разноцветными (соедини разные по цвету половинки).

• Какой шарик лишний.

• Сосчитай все одинаковые шарики.

Су-Джок шарики можно использовать в качестве атрибутов и при проведении утренней гимнастики, прокатывать их по нарисованным дорожкам различной конфигурации, провести по написанной букве или цифре, по лабиринту.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приёмов способствуют более интересному разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности.

Таким образом, Су - Джок терапия – может использоваться в работе  с педагогами, родителями и  детьми.

Вот таким нестандартными и интересными способами  я развиваю  наших детей и укрепляю их здоровье.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения должны проводиться систематически.

Хочется надеяться, что приёмы работы, предложенные в ходе мастер-класса, пригодятся вам в работе.

Завершили мы сейчас, по Су-Джоку мастер-класс. Это было все для вас!

Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и пожелать всем творческих успехов.

Список используемых источников:

 1. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. -    Литера, 2008 – С. 32.

2. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

3. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160

4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72

5. Челышева А. А., Огородова И. С. Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 552-554.

6. Коваль Д. Су-джок. Целительные точки нашего тела. Просто и действенно / Д.Коваль. – М.: АСТ, 2014 -32 с.

7. Панина Н. А. Су-Джок терапия / Н.А.Панина. – М.: Рипол классик, 2013-45с.

8. Пак Джэ Ву «Су-Джок  для всех».- М.: Су-Джок Академия, 1996-102с.

9.Хохлова Ирина. Использование Су-Джок терапии в ДОУ (https://www.maam.ru/detskijsad/su-dzhok-terapija-1042394.html)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.»

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть...

Мастер-класс для педагогов " Использование метода Су-Джок терапии на занятиях с дошкольниками"

В мастер-классе представлены этапы:1)презентация пед.опыта по использованию Су-Джок терапии,2)представлена система занятий,3)показана имитационная игра "Ёжик"4)этап моделирования.5)рефлексия...

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»

МАСТЕР-КЛАСС с педагогами ДОУ «Использование камешков "Марблс" в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Игры с камешками марблс - разноцветное счастье для ...

Мастер – класс для воспитателей: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ

Мастер-класс для педагогов "Использование пособия "Прозрачный мольберт" в коррекционно-развивающей работе педагога с обучающимися с ОВЗ...