Мастер – класс для педагогов «Использование русских народных сказок в работе учителя-дефектолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»
материал по коррекционной педагогике

Жерновая Елена Витальевна

Целью мастер-класса является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию русских народных сказок в работе с особенными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер - класс26.11 КБ
PDF icon Презентация1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания КЦСОР «Богородский»

Мастер – класс для педагогов

«Использование русских народных сказок в работе учителя-дефектолога с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ»

Дата проведения – 11.05.2022г.

Цель – повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по использованию русских народных сказок в работе с особенными детьми.  

Задачи

- Передача коллегам личного профессионального опыта.

-  Создание условий для профессионального общения, самореализации,

стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Структура мастер-класса:

1 Вступительная часть

2 Теоретически-демонстрационная часть.

Презентация  проекта «Сказка в гости приходи».

3 Практическая часть.

- Викторина по сказкам

- Составление мнемосхем по сказкам

4 Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер – класса

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами о сказках.

Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову.

      У особенных детей отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Разрешите представить вам проект «Сказка в гости приходи»

Презентация проекта.

Слайд 1

К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». 

Слайд 2

Для развития всех сторон психической деятельности особенного ребенка наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить сказочные занятия с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.

      У особенных детей отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе. 

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
         Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомят его воспитатель и родители. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Сказка содержит многогранный материал, ее можно широко использовать в развивающей работе с особенными детьми.

Практическая значимость состоит в том, что данный проект имеет практико-ориентированную направленность, содержит систему практических занятий по сюжетам русских народных сказок, способствующих социальной адаптации и коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей, имеющих проблемы в развитии, а так же развитие их высших психических функций.

Слайд 3

Цель данного проекта - Осуществление коррекции нарушений   познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей, с проблемами в развитии,  посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием  русской народной сказки

Задачи     

  • Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.
  • Помогать в познании эмоциональных состояний, пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций.
  • Развивать внимание, память, мотивационную сферу дошкольников.
  • Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, потребность радовать близких результатами своего труда.
  • Помогать усвоению детьми нравственных категорий  и правил доброй, совестливой жизни.
  • Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  • Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую  деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

Слайд 4

Каждая сказка уникальна. Но использование сказки в коррекционных и воспитательных целях предлагает определенную систему в работе со сказочным материалом. Работа со сказкой в проекте строится на следующих принципах:

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжетной линии, понимание роли конкретного  персонажа в развивающихся  событиях. Основная задача взрослых показать ребенку, что одно событие плавно перетекает в другое, даже если явно этого не заметно. Важно расставить акценты роли каждого персонажа и его месте в сказке.

 2. Множественность значений и смыслов.

Основная цель показать одну и ту же ситуацию, событие с разных сторон.

3. Связь с реальностью.

Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован нами в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

В качестве основных методов и приемов на этих занятиях используются следующие:

  • проблемные ситуации и вопросы;
  • игровые задания;
  • дидактические игры;
  • моделирование сказочных сюжетов;
  • творческие задания;
  • пластические игры и упражнения;
  • элементы драматизации.

Слайд 5

Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.

  1. Искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но не перехваливание!
  2. Привлекайте к оценке самого ребенка:

«Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?»

  1. Необходимость чередовать разные типы заданий.
  2. Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
  3. Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
  4. Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
  5. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
  6. Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
  7. Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной и эмоциональной активности детей.     

Слайд 6

При работе над сказкой в проекте используется мнемотехника. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для детей с ограниченными возможностями в настоящее время становится всё более актуальным. Цель обучения с её использованием – это развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; развитие мышления, внимания, воображения. Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать. Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию. Решение дидактических, образовательных, реабилитационных задач.

У детей с отклонениями в развитии важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения или же точного выполнения цепочки действий.

Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В проекте предлагается использовать как схематические изображения. Так и  разнообразные геометрические фигуры. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Рекомендуется для детей младшего и среднего возраста  давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: солнце - желтое, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших детей -  чёрно-белые. Старшие дети могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

Слайд 7

Здесь представлены мнемотаблицы, которые мы составили совместно с детьми.

      В разработке приводятся конспекты занятий по русским народным сказкам для разных возрастов.

Слайд 8

На занятиях дети учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Одна из важнейших задач в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии — воспитание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включено большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребенок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой.

Слайд 9

Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения.

Слайд 10

  В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас ребенка. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Малыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять предложения.

          На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.

 Слайд 11

           Для детей, имеющих проблемы в развитии, важно постоянно развивать внимание и память. В «сказочные» занятия включены разнообразные дидактические игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Чьи следы?», «Чем отличаются?», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен» и многие другие.

Слайд 12

           Помимо конспектов «сказочных» занятий в разработке представлено планирование работы по сказке вне занятий. Где с помощью различных игр, инсценировок дети не только закрепляют знание содержания сказки, но и раскрывают свой творческий потенциал.

Слайд 13

  Таким образом,  знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры и упражнения на ее основе, а так же последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют развитию всех высших психических функций ребенка. На материале сказок дети получают новые знания об окружающем мире, лучше усваивают математические знания.

Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка, имеющего проблемы в развитии.

Практическая часть

- А сейчас мы переходим к практической части нашего мастер-класса. Я предлагаю участникам разделиться на две команды.

Участники делятся на две команды.

1 задание

Викторина по сказкам

Вопрос-ответ

1. Назовите одну из фамилий сказочной Василисы.
2. Имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит.
3. Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар-птицей.
4. Яблоки, дающие молодость.
5. Дерево, чаще всего растущее в сказках.
6. Оружие, которым часто баловались сказочные богатыри.
7. Река, у которой сражался Иван - крестьянский сын.
8. Имя кота в русских народных сказках, известного своими усыпительными способностями.
9. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка.
10. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата.
11. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса.
12. Нечистая сила неизвестного пола: «не то баба, не то мужик», имеющая проблемы с глазами.
13. Как называлась сказка, в которой в одну из комнат никому не разрешалось входить?
14. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?
15. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз - поцелуй царевны и женитьба на ней?
16. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон.
17. Какое самое надежное средство ориентации в непростых сказочных ситуациях?
18. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды?
19. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста?
20. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?
Ответы:
1. Премудрая или Прекрасная.
2. Горох.
3. Берендей.
4. Молодильные.
5. Дуб.
6. Меч.
7. Смородина.
8. Баюн.
9. Лягушка.
10. Баба Яга.
11. Леший.
12. Лихо Одноглазое.
13. Марья Моревна.
14. Каша из топора.
15. Сивка-Бурка.
16. Лягушка.
17. Клубок.
18. Рукава.
19. Пузырь.
20. Игла.

«Портрет сказочного героя»

Я дам вам описание сказочного героя, а вы попробуете его узнать и назвать сказку, героем которой он является.
1. У него нет ни ручек, ни ножек, он имеет форму шара.
2. Все звери остались без крова, а жить они стали все вместе в одном домике. И только один большой, косолапый зверь не вошел в их маленький домик и развалил его.
3. Этот герой очень трудолюбив. Герой посадил маленькое семечко, из него вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. Ему пришлось звать на помощь всю свою семью.
4. Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят.
5. Эта героиня имеет привычку снимать кожу.
Ответы:
1. Колобок.
2. «Теремок». Медведь.
3. «Репка». Дед.
4. «Волк и семеро козлят». Волк.
5. Царевна-лягушка.

2 задание

«Сказочная Мнемосхема».

- Предлагаю командам выбрать сказку и составить по ней мнемосхему. Затем представить ее соперникам. А соперники должны по мнемосхеме вспомнить и рассказать сказку.

Составление мнемосхем к сказкам.

Подведение итогов.

Рефлексия участников мастер-класса

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...

Мастер-класс для педагогов. Тема: "Русская народная игрушка "Закидушка"

   Цель: Изготовление  игрушки «Закидушка» из различного искусственного материала.     Задачи:    •создание условий для профессионального общения, саморе...

Консультация для воспитателей по теме «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса».

Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…Язык и ритмика русской сказки...

Мастер - класс для педагогов дошкольников "Русские народные игры"

Нет человека, который ни разу бы не играл хоть в какую-нибудь игру! Народная игра интересна и доступна всем и не требует особой подготовленности!...

Мастер - класс для педагогов «Использование светового песочного стола в работе педагога-психолога»

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком....