Мастер-класс : "Игра как средство развития фонематических процессов"
презентация по логопедии

Кабалоева Елена Сергеевна

В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_kabaloeva_e.s.doc34.5 КБ
Office presentation icon giperssylka_1.ppt58.5 КБ
Office presentation icon giperssylka_2.ppt59 КБ
Office presentation icon giperssylka_3.ppt58 КБ
Office presentation icon giperssylka_4.ppt57.5 КБ
Office presentation icon giperssylka_5.ppt58.5 КБ
Office presentation icon giperssylka_6.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:

Кабалоева Е.С., учитель-логопед МБДОУ «ДС «Солнышко»

Мастер-класс «Игра как средство развития фонематических процессов».

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Например, заменив всего один звук в слове на другой, мы получим совершенно иное значение: «на столе стоит мишка, а в лесу живет миска» или «по тропинке бежит малина, а в саду растет Марина».         С опорой на фонематический слух формируется фонематическое восприятие, т.е. умственное действие по звукослоговому анализу слов. Сформированное фонематическое восприятие является залогом правильного произнесения звуков, воспроизведения слоговой структуры слов, основой успешного овладения грамматическим строем речи.        

Возрастные нормы развития фонематических процессов:

  • Третий год жизни: ребенок может самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
  • Четвертый год жизни: фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
  • Пятый год жизни: формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками фонематического анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Однако не во всех случаях фонематические процессы протекают благополучно, у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте задерживается формирование компонентов языка: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно обучению чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей фонематических процессов можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап - узнавание не речевых звуков,

2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз,

3 этап - различение слов, близких по звуковому составу,

4 этап - дифференциация слогов,

5 этап - дифференциация фонем,

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на том, как осуществляется развитие фонематических процессов на каждом из указанных этапов, и совместно подберем игры и упражнения, которые можно использовать для формирования фонематического слуха и восприятия на каждом из этапов.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить ребёнка дифференцировать фонемы). На первых занятиях детям предлагается послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья). Что гудит? (машина). Кто разговаривает? (девочка). Затем детям даётся задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, группы и так далее. Какие еще игры можно использовать на этом этапе работы? (см. презентация, слайд 6, гиперссылка 1)

На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Например: "Где гудит пароход - далеко или близко", "Угадай, кто тебя зовёт" и так далее (см. презентация, слайд 6, гиперссылка 2).

Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу (см. презентация, слайд 6, гиперссылка 3).

На четвёртом этапе ребёнка учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры: взрослый произносит несколько слогов, например «на – на -на – па», а дети определяют, что здесь лишнее. Потом звуковые ряды усложняются (см. презентация, слайд 6, гиперссылка 4).

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у - у - у - у; девочка плачет а - а - а - а; птичка поёт и - и - и - и". Далее он произносит каждый звук длительно, а дети поднимают соответствующие картинки (см. презентация, слайд 6, гиперссылка 5).

Задачей последнего шестого этапа является формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. На данном этапе задания направлены на формирование умения выделять нужный звук в слове, определять место звука, количество и последовательность звуков в слове (см. презентация, слайд 6, гиперссылка 6).

В результате своевременной, планомерной, работы над формированием фонематического слуха и звукового анализа у детей формируется особое, лингвистическое отношение к слову, к языковому окружению. Сознательное отношение к родному языку является основой для усвоения всех языковых норм и форм речи.

Практическая часть.

Используя материалы игр Воскобовича, составьте задания для развития фонематических процессов у детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Что ты слышишь?»: детям предлагается вести себя тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Игра «Угадай, что звучит» : определение предмета по характеру звука (стакан с ложечкой, бумага, ключи и др.). Предмет прячется за ширмой и воспроизводится характерный звук, а ребенок угадывает, что за предмет «звучал». Игра: «Угадай что звучит 2» : Игра проводится аналогично, но используются музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик, гитара и др.). Игра «Шумящие баночки»: предложить послушать звучание баночек, наполненных крупой, горохом и др. 1 этап – узнавание неречевых звуков

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра « Узнай по голосу»: дети, держась за руки, идут по кругу, водящий, с завязанными глазами, ходит в середине круга. Один из детей называет имя водящего, а тот угадывает, кто его позвал. Игра «Ау»: водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет взрослый: «Далеко ушел в лес», или: «Близко подошел». Игра «Три медведя»: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети, ориентируясь на высоту голоса, угадывают, кто говорит. Игра «Животные и их детёныши»: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка и др. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети показывают соответствующую картинку. 2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Светофор»: взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …). Игра « Добавим и запомним»: ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша. Игра «Найди пару»: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, дом, вата, фата. Ребенку предлагается подобрать две картинки, названия которых наиболее близки по звучанию. 3 этап - различение слов близких по звуковому составу

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Цепочка»: Дети по очереди произносят цепочку слогов: ПА-ТА-МА, ПА-ТА-МА и др. Игра «Запомни и повтори»: Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога с оппозиционным звуком: СА-ЗА-ЗА, СО-ЗО-ЗО, ЗУ-СУ-СУ и др. Игра «Живые слоги»: Трое детей запоминают по одному слогу и произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Например ШИ, МА, НА (машина), КО, ЛО, МО (молоко). 4 этап - дифференциация слогов

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Покажи картинку»: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у», «Девочка плачет: а – а» и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки, а дети поднимают соответствующие картинки. Игра «Найди одинаковый звук»: произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: нос, слон, сом, крот – О; мак, рама, зал, вата – А и др. Игра «Выбери правильно»: среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук. Например: «В названии каких картинок есть звук Ш (кот, шар, машина, душ, лапа)». Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук …»: Взрослый просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит определенный звук, например, звук Р. Сначала называются изолированные звуки, затем слоги и слова. 5 этап - дифференциация фонем

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»Цель:Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения р...

Мастер-класс "Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движен...

Мастер-класс: «Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности». Игры: «Найди своё место», «Космонавты».

Мастер-класс: «Подвижные игры, как средство повышения двигательной активности».Игры: «Найди своё место», «Космонавты»....

Мастер-класс "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи в логопедических группах детского сада в процессе физического воспитания"

В материале представлены различные игры, как большой подвижности, так и малой, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Данные игры хорошо вписываются в физкультурные занятия с дошк...