Психологическая готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике
Статья для конференции в контексте готовности к школьному обучению дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_psih_gotovnost.doc | 443.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие.
Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.
Психологическую готовность к школе можно разделить на несколько компонентов: личностная и социально-психологическая готовность, эмоционально-волевая готовность и интеллектуальная готовность.
Личностная и социально-психологическая готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей.
Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок как бы должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок (“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.
К 6,5 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.
Но выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. А удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения.
Готовность ребенка к школе, помимо прочего, заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Одним из центральных вопросов готовности к школе является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие подготовительных процессов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов.
Мотивационная незрелость часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Коммуникативная готовность
Ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Основным новообразованием дошкольного детства, считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.
Интеллектуальная готовность.
Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление
У дошкольников часто эти знания приходят из опыта.
Показатели интеллектуальной готовности:
Образный компонент
1. Способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета.
2. Зрительная память на образной основе.
3. Способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении).
4. Развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза.
5. Эвристичность мышления.
Вербальный компонент
1. Способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них су- щественные.
2. Слуховая память на речевой основе.
3. Способность обобщать множество единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.
4. Развитие мыслительных операций классификации, анализа.
5. Критичность мышления.
Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину.
Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать.
Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей возникает интеллектуальная пассивность.
Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого избежать? Всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы.
Знать имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери).
Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках.
Знать названия месяцев, дней недели, текущий год.
Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
Диагностика интеллектуальной готовности
Проводится в подготовительной группе два раза в год.
По следующим параметрам:
Внимание
мышление
память
зрит-мот коорд
мотивация
В начале года, мы проводим диагностику с целью выявления уровня каждого ребенка, с целью создания развивающих и коррекционных групп, чтобы дать рекомендации воспитателям.
Если в группе отмечается тенденция к проблемам в одном из параметров, мы проводим групповые консультации, в этом году у нас отмечаются индивидуальные особенности развития детей, поэтому сейчас, когда будет проведена итоговая диагностика школьной готовности, я приглашаю родителей познакомиться с результатами.
Родители детей старших групп могут подойти на индивидуальную диагностику готовности к школе, чтобы уже сейчас предварительно определиться с типом школы для своего ребенка.
Исходя из этого, взрослый должен:
- ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО
1.Процесс социализации- это......2. Влияние семи.3.Игры и социализация....
Выступление -презентация "Психологическая готовность детей к школе в рамках ФГОС"
Выступление -презентация раскрывает не только теоретическую сущность психологической готовности детей к обучению в школе, но и даёт практические рекомендации по подготовке ребёнка к школьному об...
Статья по теме "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"
Статья по теме "Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО"...
Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.
Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.Игра организует чувства ребенка и ...
Социализация детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.
Задача стандарта - позитивная социализацияи индивидуализация личности...
содержание и организация эколого-этического образования детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС
содержание и организация эколого-этического образования детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС...
Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО. Презентация
Психологическая готовность детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО...