Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
методическая разработка по коррекционной педагогике

Попова Полина Геннадьевна

учебная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

Кафедра специальной психологии

КУРСОВОЙ ЭКЗАМЕН

по дисциплине

«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте»

студентки 4 курса группы «К» (521211)

факультета психологии

направления: специальное (дефектологическое) образование

профиля: дошкольная дефектология

Поповой Полины Геннадьевны

Тула 2015

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Дата обследования 10-11 мая

Число, месяц, год рождения 7.04.2006 (9 лет)

Наличие фактора актуального и/или семейного левшества (правша, левша, амбидекстр, левшество в семье) бабушка левша

Жалобы родителей (законных представителей) низкая успеваемость, невнимательность, «заторможенность», капризный и агрессивный, на «ты» со взрослыми.

Отношение (реакции) ребенка к своим проблемам не критичное

Наличие навязчивых вредных привычек грызет ногти

Состав семьи (члены семьи): мама, папа, бабушка, старшая сестра

Место работы родителей (образование, проф. статус):

Мать медсестра

Отец предприниматель

Социальная среда (ребенок воспитывается дома, мамой, бабушкой; посещает ясли, детский сад, школу; находится в детском доме и т.п.) школа, дом

Семейный анамнез: хронические заболевания (органы дыхания, сердечно-сосудистая система, желудочно-кишечный тракт, аллергические, эндокринные, онкологические, нервно-психические и др. заболевания), aлкoгoлизм, профессиональные вредности, интоксикации, наркомания, склонность к депрессивным реакциям:

Мать (материнская линия) бронхиальная астма

Отец (отцовская линия) рак желудка

Течение беременности: какая по счету 2, возраст матери 32, отца 37 в начале данной беременности.

Течение беременности  токсикоз (слабый или выраженный), анемия, нефропатия, инфекционные заболевания, резус-конфликт, отеки, повышенное АД, кровотечения, угроза выкидыша (срок), ОРЗ, грипп, медицинское лечение (амбулаторное, стационар):

слабый токсикоз, угроза выкидыша на 12 неделе

Роды: какие по счету 2 , на каком сроке (в срок, преждевременные, запоздалые) 39 недель

Диагноз при рождении (родовая травма, асфиксия в родах (степень), пренатальная энцефалопатия, гипертензионно-гидроцефальный синдром, гипотрофия (степень) и т.п.) нет

Вскармливание до года: грудное до 7 мес.

Развитие, характерное для ребенка до года: нарушение сна и бодрствования.

Отмечались: гипертонус мышц.

Моторные функции: голову держит с 2 мес, сидит с 8 мес, ходит с 9-10 мес.

Речевое развитие: гуление с 1,5 мес, лепет с 7 мес, слова с 12 мес.

Наблюдались ли трудности в овладении следующими навыками: автономное засыпание.

Перенесенные заболевания в течение жизни орви, краснуха, дисбактериоз, бронхит.

При адаптации имели место: пассивные протестные реакции

Игровая деятельность: любил играть с игрушками. Любимые игрушки, игры: машинки, лего, плющевые игрушки

Готовность к школе: читал по слогам; считал до 10 и больше, выполнял арифметические действия; рисовал плохо, не любил; не хотел идти в школу

Программа обучения: 14,

Адаптация к школе нарушена

Интерес к учебе: имеется частично

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

§ 1. Анализ данных опросника: правостороннее (доминантность левого полушария). 

1. Какой рукой ты складываешь башню из кубиков, собираешь пирамидку? (правая).

2. В какой руке держишь ложку во время еды? (правая).

3. Какой рукой размешиваешь сахар в чае?  (правая).

4. Какой рукой держишь зубную щетку? (правая).

5. Какой рукой причесываешься? (правая).

6. Какой рукой рисуешь? (правая).

7. Какой рукой режешь ножницами? (правая).

8. Какой рукой пишешь? (правая).

9. Какой рукой пользуешься ластиком? (правая).

10. Какой рукой бросаешь камень, мяч? (правая).

11. Какой рукой раздаешь карты? (правая).

12. Какой рукой бьешь молотком? (правая).

13. Какой рукой держишь ракетку при игре в теннис, бадминтон? (правая).

§ 2. Моторные асимметрии

Функциональная асимметрия рук

  1. Переплетение пальцев рук – левый палец;

Поза Наполеона – правая рука;

Аплодирование – правая рука.

  1. Измерение силы кисти каждой руки с помощью динамометра. Правая рука — сильнее.
  2. Измерение скорости выполнения любых мануальных заданий (теппинг, рисунок, письмо и т.д.) каждой рукой, затем обеими вместе. Правая рука действует быстрее.

Рисунок квадрат:

Правой – быстро, без усилий;

Левой – тяжело, с усилиями, дольше;

Обеими – за правой.

  1. Проба Чернашека. Левая рука повторяла движение правой.

Функциональная асимметрия ног и тела

1.        И.: «Попрыгай на одной ноге». Используется ведущая нога.

Результат: правая нога.

2.        И.: «Какой ногой ты забиваешь гол в футболе?»

Результат: правая нога.

3.        И.: «Закинь ногу на ногу». Ведущая нога сверху.

Результат: правая нога.

4.        И.: «Повертись, покрутись несколько раз».

Результат: при вращении вокруг собственной оси предпочитается правая сторона.

§ 3. Сенсорные асимметрии

Функциональная слухоречевая асимметрия

  1. И.: «Послушай, идут ли мои часы?»

Результат: правое ухо.

  1. И.: «Повтори, что я скажу».

Результат: правое ухо.

Функциональная зрительная асимметрия

1.        И.: «Прищурься одним глазом».

Результат: первым прищурился правый глаз.

2.        И.: «Посмотри в калейдоскоп (в подзорную трубу)».

Результат: ребенок смотрит левым глазом.

3.        И.: «Загороди линейкой лампу».

Результат: тень падает на правый глаз.

МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Двигательные функции

Кинестетический праксис.

  1. А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я»

Результат: выполнил, движения резкие, трудности переключения с одного элемента действия на другой.

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу .

Результат: ошибок не выявлено.

  1. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке»

Результат: испытывал трудности при выполнении.

  1. Оральный праксис. И.: «Делай, как я». Эксп. выполняет следующие действия: улыбка, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу, эксп. проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т.п.

Результат: ошибок не выявлено.

Кинетический (динамический) праксис.

  1. «Кулак — ребро — ладонь». И.: «Делай, как я».

Результат: не запоминает пробу «кулак, ребро, ладонь», отмечаются трудности переключения с одного элемента действия на другой.

  1. Графическая проба «Заборчик».

Результат: ошибок не выявлено.

  1. Реципрокная координация рук.

Результат: выполнил задание, движения резкие.

  1. Оральный кинетический праксис. И.: «Делай, как я».

Результат: выполнил, отмечается замедленность выполнения по речевой инструкции.

Пространственный праксис 

1. Проба Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой». Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб.

Результат: выполнил.

§ 2. Тактильные и соматогностические функции 

1. Локализация прикосновения.

A. И.: «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулась».

Результат: ребенок справился с заданием.

Б. И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)».

Результат: справился с заданием.

B. Проба Тойбера.

Результат: потерял интерес к выполнению, после активизации внимания безошибочно выполнил.

2. Проба Ферстера. И.: «Что я нарисовала (написала) у тебя на руке?».

Результат: выполнял задание с неохотой, медленно.

3. Проекция локализации прикосновения.

Результат: выполнял задание с неохотой, медленно.

4. Называние частей тела. 

Результат: ребенок безошибочно назвал все части тела, к которым прикасались в ходе задания.

5. Проба Сегена.

Результат: выполнил задание по настоянию экспериментатора.

§ 3. Зрительный гнозис

  1. Восприятие предметных, реалистических изображений.

Результат: выполнил задание.

  1. Перечеркнутые изображения 

Результат: выполнял задание медленно, узнал все изображения.

  1. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

Результат: выполнял задание, узнал все изображения, но часто отвлекался.

 4. Незавершенные изображения 

Результат: выполнял задание, но часто отвлекался.

5. Химерные изображения 

Результат: выполнил задание.

6. Лицевой гнозис 

Результат: испытывал трудности с ответами на заданные вопросы, не видел разницу в одежде, отвлекался.

7. Эмоциональный гнозис. 

Результат: – не точно называл настроение изображённых персонажей, не мог сосредоточиться.

8. Цветовой гнозис.

Результат: выполнил задание после активизации внимания.

9. Сюжетные картинки 

Результат: при выполнении задания не отмечал некоторые моменты.

§ 4. Пространственные представления

Пространственный гнозис

  1. Проба «Зеркальные буквы». И.: «Покажи, какая из букв написана правильно». Более сложным вариантом является нахождение «неправильных» цифр и букв в слогах и словах.

Результат: отвлекался во время выполнения задания, выполнял медленно.

  1. Проба «Слепые часы». Эксп. закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.

Результат: с трудом выполнил задание, по настоянию экспериментатора.

  1.  Проба Бентона 

Результат: выполнял задание с неохотой.

Самостоятельный рисунок

1. Ребенку предлагается (и правой, и левой рукой) нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

Результат: выполнил задание, возникали небольшие трудности при рисовании предметов левой рукой.

2. Проба «Коврики». 

Результат: выполнил задание с удовольствием.

3. Проба «Мандата». 

Результат: выполнил задание, правой рукой старался, при рисовании левой начал терять интерес, в итоге завершил рисунок неаккуратно.

4. Проба «Гомункулус».

Результат:

«Кого ты нарисовал?» (Это человек); «Как зовут?» (Никита); «Сколько лет?» (9 лет); «Что сейчас делает?» (Сидит);

«Чем вообще занимается?» (играет, гуляет…ходит в школу); «Любимое и нелюбимое занятие?» (Любит – рисовать на компьютере, не любит – делать домашнее задание по математике и русскому);

«Боится ли он чего-нибудь?» (темноты); «Где живет? С кем живет?» (Он живет с родителями в квартире);

«Кого больше всех любит?» (Он любит трансформеров, папу); «С кем дружит, играет, гуляет?» (дружит с Павликом и Артемом – школьные друзья);

«Какое у него настроение?» (У него хорошее настроение); «Его самое заветное желание?» (Съездить в Диснейленд);

«Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов?» (блокбастером);

«Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит?» (Супер-здоровье, никогда ничего не болит);

«Что в нем хорошего, и что плохого?» (Он хороший, и ничего плохого нет); «Кого он тебе напоминает?» (не знаю).

Копирование

  1. Тест Денманна.

Результат: выполнил без затруднения.

  1. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагается правой и левой рукой скопировать «куб» и «дом»

Результат: испытывал небольшие трудности при копировании левой рукой.

  1. Копирование изображений с поворотом на 180°.

Результат: потерял интерес к выполнению, после активизации внимания безошибочно выполнил.

§ 5. Слуховой гнозис 

  1. При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.

Результат: выполнил задание.

  1. Восприятие ритмов.

Результат: выполнил задание, отвлекался.

  1. Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я».

Результат: выполнил задание верно обеими руками, отвлекался.

§ 6. Память

Слухоречевая память 

1. «2 группы по 3 слова»

Результат: выполнил задание, требовалась активизация внимания.

2. «6 слов»

Результат: вспомнил все слова по настоянию экспериментатора («будь внимательным», «не отвлекайся», «сосредоточься»)

3. «Рассказ»

Результат: пересказ ребенка был неполным, но после наводящих вопросов он смог повторить его. Отмечались речевые «застревания».

4. Пиктограмма

Результат: выполнил задание медленно с неохотой.

Зрительная память

1. «6 фигур» 

А. Перед ребенком на 10—15 с выкладывается набор из 6 фигур. И.: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее».

Результат: ребенок смог безошибочно воспроизвести весь ряд после третьего предъявления изображения. Спустя 20 минут были допущены ошибки в воспроизведении двух фигур.

Б. Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой

Результат: возникали сложности при воспроизведении изображения левой рукой. Все фигуры были воспроизведены точно после третьего показа. Спустя 20 минут были допущены ошибки в двух фигурах.

2. Сюжетная картинка «Лето»

Результат: ребенок медленно отвечал на вопросы, отвлекался.

Какое время года на картинке? Сколько там человек? (лето, 4)

Что происходит здесь? (Указывается левый нижний угол, там нарисован пруд.) (человек сидит)

Что находится в пруду и рядом с ним? (в пруду плавает мама-утка с птенчиками, рядом люди)

Какие еще животные и растения есть на картинке? (собака, дерево, травка, заяц)

Кто чем занимается? (люди отдыхают, бегают, гуляют)

Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Отмечается крестиком на чистом листе бумаги.) (расположение отметил верно)

§ 7. Речевые функции

1. Автоматизированная речь.

Результат: имена и адрес назвал верно, не верно называл последовательность месяцев и дней недели в обратном порядке. Отмечается склонность к повторению слов.

2. Фонематический слух.

Результат: выполнил задание без ошибок.

3. Речевая артикуляция и кинетика.         

Результат: выполнил задание без ошибок.

4. Номинативные процессы.

Результат: выполнил задание без ошибок.

5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных») конструкций.

A. Ребенка просят показать: «бочку за ящиком», «перед бочкой ящик», «в ящике бочку» и т.д.

Результат: выполнил задание, отвлекался.

Б. Предлагается показать кисточку карандашом, положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, карандаш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

Результат: не внимательно слушал речевую инструкцию, выполнил задание с неохотой.

B. Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или «Брат отца и отец брата — это одно и то же?» и т. п.

Результат: на первый вопрос ответил, но долго думал; второй вопрос с первого раза не услышал, осле долгого молчания ответит верно.

Г. И.: «Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной лето; облако под землей, над деревом трава?»

Результат: отвечал верно, но медленно.

6. Построение самостоятельного речевого высказывания.

Результат: включение в активную речевую деятельность несколько затрудненно, описание картин вызывает затруднение, нарушено выстраивание логических цепочек, отмечаются речевые «застревания», использует простые речевые конструкции.

§ 8. Письмо и чтение

Письмо 

  1. Написание отдельных букв и слогов. Списывание и написание слов, упроченных в опыте: собственное имя, мама, домашняя работа и т.д.

Результат: при написании левой рукой допускал ошибки.

  1. Написание отдельных слов и словосочетаний: машина, Мишина машина; гвоздь, кораблекрушение, гвоздь — грусть — гость

Результат: допускает пропуск букв и слогов в словах, медленно выполнял задание, с неохотой.

  1. Написание предложений: «Портной строчит строчку», «Устроили экскурсию в Псков».

Результат: допускает пропуск букв и слогов в словах, медленно выполнял задание, отвлекался.

Чтение

  1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр в «Альбоме».

Результат: выполнил задание, отмечается недоговаривание окончаний.

  1. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел.

Результат: выполнил задание, отвлекался.

  1. Прочтение рассказа.

Результат: при чтении пропускает слоги и не договаривает окончания, отвлекается.

§ 9. Интеллектуальные функции 

1. Интерпретация содержания сюжетных картинок (симультанных, серийных); мораль рассказов, понимание поговорок и метафор

Результат: при интерпретации картинок нарушены причинно-следственные отношения, отмечается не точное понимание поговорок и метафор.

2. А. «4-й лишний» (предметный)

Результат: исключил примет верно, не смог назвать обобщающее понятие.

Б. «4-й лишний» (вербальный)

Результат: не внимательно слушал слова, не хотел выполнять задание. По настоянию экспериментатора выполнил верно.

3. А. Простые и сложные аналогии (предметные)

Результат: выполнил задание с трудом, отвлекался, не мог сосредоточиться.

4. Сравнение понятий «Что общего и что разного у яблока и вишни?» или «Чем похожи и чем отличаются трамвай и автобус?»

Результат: не мог назвать общие признаки.

5. Выделение существенных признаков

Результат: выполнил задание с трудом, отвлекался, не мог сосредоточиться.

 6. Тест Кэттела

Результат: задание выполнял с большим трудом, отказывался выполнять задание, отмечается повышенная утомляемость и отвлекаемость.

ВЫВОДЫ

Имеются трудности в освоении школьной программы. Ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, отмечается низкая концентрация внимания и повышенная утомляемость. В обследовании медлителен, но при усиленном контроле со стороны выполняет задания без особого труда. Отмечается склонность к персеверациям, т.е.  «застреванию», инертному повторению движений, слов и т.д. Наблюдается полевое поведение, импульсивность и негативизм, нарушен самоконтроль. Выявлено снижение интеллектуальной активности, отмечаются ошибки в понимании причинно-следственных отношений. В письме и чтении допускает пропуск букв и слогов, снижена обобщающая функция речи. Гнозис, праксис, восприятие и память в пределах возрастной нормы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у ребенка функциональная несформированность лобных отделов левого полушария.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ

Задачи:

  • развития навыков саморегуляции и самоконтроля;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие обобщающей функции слова;
  • развитие причинно-следственных отношений.

Структура программы:

Программа состоит из 10 занятий;

Продолжительность занятия -  35-40 минут;

Количество упражнений в одном занятии - 8 упражнений.

Занятие №1

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма.

«Хомяк». Ребенок изображает хомяка, который идет по лесу. Вот какой он сытый (облизаться, надуть обе щеки, развести руки), а такой — голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя). Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть). Это задание необходимо дополнить любыми выразительными движениями рук, ног, всего тела.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие внимания.

«Приглядывание». Психолог предлагает ребёнку внимательно присмотреться к любому предмету, однако так, чтобы психолог не знал, к чему он приглядывается. Потом ребенок описывает этот предмет так, чтобы психолог понял, что ребенок описывает. Запрещается описывать детали, однозначно указывающие на человека, например, очки или другие чисто индивидуальные признаки.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие навыков самоконтроля.

«Скалолаз». Ребенок должен пройти вдоль свободной стены (скалы) фиксируясь минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав или передвинув одновременно две конечности, он. считается «сорвавшимся».

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

«От частного к общему». Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например, яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде (свободно, с усилием, с сопротивлением).

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, анализ.

«Назови причину». Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д. Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Классификация по обобщающему слову». По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях, носки слегка развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены, опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закрыты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя, как напряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова соответственно занимает свободное, произвольное положение, удобное для ребенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).

Занятие №2

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма.

«Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук (между коленей), — как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опуститься снова на корточки. Другой вариант прыжков — вперед.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, анализ.

«Пословицы и поговорки». Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, а зимой — телегу».

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие интеллектуальных функций и самоконтроля.

«Найди 7 отличий». Внимательно посмотри на картинки и найди, чем они отличаются. Отметь все 7 отличий. А если вдруг возникнут трудности - не спеши сдаваться.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие внимания.

«Прислушивание». Психолог предлагает ребенку не расслабляться и по его хлопку или указательному жесту прислушаться к тому, что делается в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице, какие ощущения возникают у него в теле (прислушаться к себе). На каждое прислушивание дается по 2 — 3 мин. После этого обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущениям, к тому, что окружает человека извне.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

  1. Упражнение (3 уровень) 

Цель: развитие умения планировать и согласовывать свои действия с желанием других.

«Поезд». В результате обсуждения ребенок с психологом приходят к решению построить, например, поезд из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают форму паровоза, количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого выполнения замысла возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимодействия и анализ полученного результата — подводится общий итог.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Классификация по зрительному образцу». Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы. Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например, по форме, цвету или функциональному назначению.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

«Пляж». «Представь, что ты лежишь на теплом песке и загораешь. Ласково светит солнышко и согревает тебя. Веет легкий ветерок. Ты отдыхаешь, слушаешь шум прибоя, наблюдаешь за игрой волн и танцами чаек над водой.  Прислушайся к своему телу. Почувствуй позу, в которой ты лежишь. Удобно ли тебе? Попытайся изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы ты был максимально расслаблен. Попробуй представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».

Занятие №3

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма, развитие внимания.

«Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не предложит ему продолжить.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие умения планировать и согласовывать свои действия с желанием других.

«Самолет». В результате обсуждения ребенок с психологом приходят к решению построить, самолет из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают форму паровоза, количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого выполнения замысла возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимодействия и анализ полученного результата — подводится общий итог.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие произвольного внимания.

«Прочти спрятанное предложение». На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.

Лгорнккерогсолнцедщутосветитядугбэяркошуцрорастаялжщкитснегуорвндженачинаютщлухгораспускатьсядлщванипочкиьлмнюяхфпоютьснгвкжыптицыььщсврн.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов.

«Подбери общее понятие». Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша — ...; стул, шкаф — ...; огурец, капуста — ...; ботинок, сапог — ...; кукла, мячик — ...; чашка, тарелка — ...; кошка, слон — ...; нога, рука — ...; цветок, дерево — ...; окунь, щука — ...; роза, одуванчик — ...; март, сентябрь — ...; дуб, береза — ...; фонарь, лампа — ...: дождь, снег — ...

То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук,  выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). . . Вернуться в и. п.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, анализ.

«Расставь события по порядку». Расставить события по порядку (можно на примере картинок): я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

«На лугу». Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Вы находитесь посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Вы садитесь на траву. Дотроньтесь до неё руками и почувствуйте её приятную прохладу. Теперь посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Пусть ваше тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. Сделайте один очень глубокий вдох и глубокий выдох... Теперь мы можем вернуться назад. Немного потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично выдохните и откройте глаза.

Занятие №4

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма, развитие внимания.

«Четыре стихии». Психолог говорит, что, если он скажет слово земля, ребенок должен опустить руки вниз (присесть; произнести слово, относящееся к земле, например трава; изобразить змею). Если сказано слово вода, надо вытянуть руки вперед (изобразить волны, водоросли; сказать водопад и т. п.); при слове воздух  поднять руки вверх (встать на носочки; изобразить полет птицы; сказать солнце); при слове огонь  произвести вращение рук в лучезапястных и локтевых суставах (повернуться кругом; изобразить костер; сказать саламандра и т.п.).

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие произвольной регуляции собственного поведения.

«Маша и медведь». Ребёнку предлагается описать сюжет сказки от лица каждого из персонажей: дедушка, бабушка, Машенька, медведь и т.д. При этом психолог должен внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие внимания.

«Альпинист». Ребенок должен пройти вдоль свободной стены (скалы) фиксируясь минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав или передвинув одновременно две конечности, он. считается «сорвавшимся».

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова, навыков классификации.

«От общего к частному». Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например, природа, а ветвями — более частные, например, живая —неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные—люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние —дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Кобра». Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены и лежать на полу». На выдохе — медленный возврат в и. п. и расслабление.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие интеллектуальных функций, развитие произвольного внимания и саморегуляции.

«Крестики-нолики» Психолог объясняет ребенку, что необходимо поставить в один ряд три крестика или нолика и не дать своему сопернику сделать то же самое. Главное в этой игре — не торопиться и внимательно смотреть за ходами соперника.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, анализ.

«Подбери следующее». Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:

первый — ..., завтрак — ..., июль — ..., лето — ..., январь — ..., зима — .... седьмой — ..., 1998 — ... и т.п.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

«Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивается убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Занятие №5

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма, улучшение обменных процессов, лимфо- и кровообращения.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу:

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (или ставятся друг на друга ребрами);

г) после хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, обобщающих функций слова.

«Прослушай, прочти и перескажи». Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

  1.  Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие интеллектуальных функций и внимания.

«Садовник». Надо пройти так, как шел садовник. Он обошел по порядку все яблони (на рисунке  точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки. 

  1.  Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Вставь пропущенное слово». Объясните ребенку, если он не справляется сам, алгоритм решения такого рода интеллектуальных задач. Из первого примера ясно, что искомое слово роса образовано из пятой и четвертой букв первого слова и из третьей и четвертой — второго. Усвоив алгоритм решения (в других примерах он будет другой), ребенок должен найти нужный ответ.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК        ВОСК (СОХА) ФРАХТ

ГАРАЖ (...) ТАБАК        СКОТ(...) ФРОНТ

(ответ: жаба)        (ответ: окно)

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ        КАНВА (ВНУК) УЛИКА

КОСЯК (...) МИРАЖ        ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ

(ответ: кожа)        (ответ: слон)

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Огонь и лед». И. п.  стоя. По команде: «огонь» ребенок начинает интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» ребенок застывает в позе, в которой застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие умения планировать и согласовывать свои действия с желанием других.

«Звездолет». В результате обсуждения ребенок с психологом приходят к решению построить космический корабль из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. В процессе самого выполнения замысла возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимодействия и анализ полученного результата — подводится общий итог.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

«Классификация по обобщающему слову». По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

«Полет белой птицы». «Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо. В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам – эта белая птица. Я лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море. Вдали показался желтый песчаный берег, он все ближе и ближе. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину. Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен(а), я отдыхаю. Ступней моих ног коснулась приятная прохлада, приятная прохлада заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила руки и грудь, мне легко дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые, три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю.

Занятие №6

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма, улучшение обменных процессов, лимфо- и кровообращения.

Беговые упражнения с прямым и перекрестным перешагиванием через гимнастические палки, уложенные параллельно друг другу, под углом  в виде ломаной линии; по ориентирам (меловая разметка, кольца и т.д.).

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие произвольной регуляции собственного поведения.

«Теремок». Ребёнку предлагается описать сюжет известной сказки от лица каждого из персонажей: муха, блоха, комар, мышка, лягушка, зайчик и т.д. При этом психолог должен внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие внимания и навыков самоконтроля.

«Внимательный». Ставится стул, и дается команда начать действовать в следующем порядке: один раз обойти стул и один раз отжаться (или прыгнуть; присесть), затем два раза обойти стул и два раза отжаться и так далее до 10 раз. Затем то же, но в обратном порядке — от 10 до 1. При этом играющий имеет право обходить стул только в одном направлении; каждый вслух ведет отсчет отжиманий и количество обходов стула. Усложненные варианты этого упражнения: по сигналу ребенок меняет направление движения на противоположное, один раз приседает и два раза подпрыгивает и т.д.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений и обобщающих функций слова.

«Прослушай, прочти и перескажи». Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Цыганочка». И.п. — поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (согнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

«Методы Равена и Айзенка». Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка: «Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?». На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.             

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Лишнее слово». Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

                                      (Рис. к упр. 6)

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление, завершение занятия.

«Путешествие на облаке». Сядьте на пол и закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.). Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас обратно. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе... Откройте глаза...Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Занятие №7

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма.

«Обезьянка». Ребенок изображает обезьянку, которая гримасничает перед зеркалом:

а) двигает нижней челюстью вперед-назад; то же — с одновременным движением рук вперед-назад; затем руки и челюсть двигаются разнонаправленно;

б) двигает челюсть вправо-влево; то же — с перемещением рук в ту же сторону, что и челюсть; затем руки и челюсть двигаются в разные стороны;

в) язык и челюсть двигаются в одну сторону, затем в разные стороны;

г) одновременное движение глаз и челюсти в одну сторону, а затем в разные стороны.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, анализ.

«Составление рассказа по сюжетной картине». Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие внимания и навыков самоконтроля.

«Фокус». По команде «Начали» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело, так, как будто ничего больше на свете не существует. Затем с периодичностью от 5 до 30 с психолог подает команды: «Правая кисть», «Мизинец левой ноги», «Левое колено» и т.д. После определенной команды каждый должен сосредоточиться на той части тела, которая указана.

  1.  Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающей функции слова и внимания.

 «Полянки». Ребенку предлагается рисунок «Полянки» и зашифрованное: письмо-схема, помогающее найти нужный домик. Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла ему найти путь. 

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Крылья птицы». Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как крыльями («Какую птицу ты изображаешь?»).

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие умения планировать и согласовывать свои действия с желанием других.

«Автомобиль». Психолог строит автомобиль, а ребенок выступает в роли деталей («колеса», «дверцы», «багажник», «капот» и т.п.), из которых ведущий «собирает» автомобиль.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Многозначность слов». Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

«Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивается убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Занятие №8

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма, развитие устойчивости.

«Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук (между коленей), — как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опуститься снова на корточки. Другой вариант прыжков — вперед.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, анализ.

«Составление рассказа по серии картинок». Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н.Радлова или Х.Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие интеллектуальных процессов.

«Найди три числа». Ребенку предлагается: «Напиши три следующих числа в каждом ряду».

2 4 6 8 (...) (ответ: 10 12 14) 18 10 6 4 (...)

1 4 7 10 (...) (ответ: 13 16 19) 2 5 8 11 (...)

21 17 13 (...) (ответ: 9 5 1) 8 12 16 20 (...)

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие внимания и навыков самоконтроля, активизация словарного запаса.

«Звонкое слово». Назвать числа (овощи, растения, города, посуду), кроме запретных: например, цифра «5» (или из овощей — огурец, из цветов — сирень, из городов — Москва, из посуды — чашка). Не называя запретного числа (слова), ребенок должен хлопнуть в ладоши.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие умения планировать и согласовывать свои действия с желанием других.        

«Велосипед». Психолог строит велосипед, а ребенок выступает в роли деталей («колеса», «руль» и т.п.), из которых ведущий «собирает» велосипед.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Лишнее слово». Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

«У моря». Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно. Если вы хорошенько прислушаетесь, то можете услышать, как волны океана мягко накатываются на берег. Быть может сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче... Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает... Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать вас спокойными и ясными. Теперь откройте глаза.

Занятие №9

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма.

«Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером — «левая —правая», хлопок, хлопок с партнером — «правая—левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;

б) «кулак—ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар «кулак—ладонь» делает с вами. Еще более сложный вариант — удар «кулак—ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие произвольной регуляции собственного поведения, навыков самоконтроля.

«Гуси-лебеди». Ребёнку предлагается описать сюжет известной сказки «Гуси-лебеди», от лица каждого из персонажей: мужик, баба, дочка, сынок, гуси. При этом психолог должен внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие произвольного внимания.

«Запретное движение». Психолог показывает различные движения, ребенок должен их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или если показанное движение не является запретным. Вместо запретного движения предлагается, например, не двигаться, или делать движение в противоположную сторону — шаг назад, если он был сделан вперед, или руки опустить, если психолог их поднял вверх.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, анализ.

«Составление рассказа по серии картинок». Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н.Радлова или Х.Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

«Волшебная мельница». Ребенок представляет, что его руки — это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны.  

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие интеллектуальных функций.

 «Зашифрованные рисунки». Ребенку предлагается недорисованный рисунок, который нужно дополнить так чтобы получился задуманный предмет.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Многозначность слов». Сыграйте с ребенком в игру «Посмотри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 — 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

«На лугу». Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Вы находитесь посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Вы садитесь на траву. Дотроньтесь до неё руками и почувствуйте её приятную прохладу. Теперь посмотрите вверх, на ясное голубое небо. Вы видите плывущие по небу большие пушистые облака. Теперь вы ложитесь и растягиваетесь на траве. Вдохните один раз глубоко-глубоко. Пусть ваше тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. Сделайте один очень глубокий вдох и глубокий выдох... Теперь мы можем вернуться назад. Немного потянитесь, выпрямитесь, подвигайте пальчиками рук и ног. Энергично выдохните и откройте глаза.

Занятие №10

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: оптимизация энергетического потенциала организма, развитие внимания.

«Море волнуется». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока психолог не отгадает что ребенок изображает.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие произвольной регуляции собственного поведения.

«Я — золотая рыбка». Участнику предлагается описать сюжет известной сказки «Сказки о рыбаке и рыбке», от лица каждого из персонажей: старика, старухи, рыбки, моря). При этом психолог внимательно следит за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы: «А что ты при этом чувствовал (а)?», «А зачем тебе быть столбовой дворянкой?»

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие произвольного внимания.

«Фокус». По команде «Начали» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело, так, как будто ничего больше на свете не существует. Затем с периодичностью от 5 до 30 с психолог подает команды: «Правая кисть», «Мизинец левой ноги», «Левое колено» и т.д. После определенной команды каждый должен сосредоточиться на той части тела, которая указана.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие обобщающих функций слова.

«Распутай узел». Ребенку мысленно нужно «развязать» узлы и рассказать, как он это делает.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: предупреждение утомляемости ребенка во время занятия.

Ползать и ходить на четвереньках, изображая, как двигаются различные животные, издавая характерные для них звуки (змея, крокодил, собака, ящерица, пантера и т.д.).

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие понимания причинно-следственных отношений, анализ.

«Составление рассказа по сюжетной картине». Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

  1. Упражнение (3 уровень)

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

«Ранжирование». Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия:

горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб —рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица —квартира —город —страна—Земля; младенец-юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.

  1. Упражнение (1 уровень)

Цель: релаксация и расслабление.

«Водопад». Глубоко вдохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. В нем вместо воды падает вниз мягкий, пушистый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный, белый свет струится по вашим головам... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, спины, живота, рук и ног. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать… Теперь мы можем вернуться назад. Немного вытянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте

Предложенные программы, средства и методы развития ребенка могут быть использованы как трамплин для приобретения нашего индивидуального профессионального почерка; как образцы создания психо...

Нейропсихологическая диагностика ребенка с ранним детским аутизмом.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой ко...

Проблема левшества в детском возрасте. Методы диагностики, коррекция и развитие пространственных и квазипространственныхтрудностей

Проблема левшества в детском возрасте.Методы диагностики, коррекция и развитие пространственных и квазипространственныхтрудностей Содержание:Что такое левшество. Отличие левшества от леворукости....

Опыт обучения дополнительной образовательной программе «Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация» в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Карвасарского (город Санкт-Петербург) педагога-психолога Земсковой А. П.

Опыт обучения дополнительной образовательной программе «Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация» в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Карвасарского (гор...

Консультация для родителей Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Упражнения  для нейропсихологической коррекции  в детском возрасте...

Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте Н.Н Павлова, Л.Г. Руденко

Определения  уровня  развития  ребенка  в  возрасте  2,5-3 лет...