Индивидуальный план по самообразованию: «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза»
методическая разработка

Индивидуальный план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_po_samoobrazovaniyu_na_2018.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога

МАДОУ «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края

Лифаревой Алёны Юрьевны

на 2019 – 2023 уч. г.

Тема: «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза».

Актуальность темы

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе воспитания и обучения.

Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.

Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально необходимо выявить особенности психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.

Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

Психологом создается индивидуальная программа курса, актуальная по всем параметрам для актуального состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.

Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей. Во время занятий родители учатся развивающему общению с ребенком, что действительно необходимо, потому что детский возраст сильно связан с овладением ребенка учебным способностями и школьными знаниями.

В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.

Цель самообразования: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики, профилактики и коррекции развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза.

Задачи:

  • изучить опыт по теме - нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;
  • познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;
  • освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.

Направления самообразования:

Профессиональное:

  1. Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии.
  2. Пройти курсы повышения квалификации.
  3. Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
  4. Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).
  5. Проводить открытые мероприятия на муниципальном уровне.
  6. Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
  7. Создать банк презентаций «Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в дошкольном возрасте по методу замещающего онтогенеза».

Психолого-педагогическое:

  1. Совершенствовать свои знания в области нейропсихологии.
  2. Знакомиться с новыми нейропсихологическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.
  3. Изучать опыт коллег.
  4. Принимать активное участие в работе  специалистов  ДОО.
  5. Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:  

  1. Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
  2. Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.
  3. Разработаны и реализованы нейропсихологические занятий с детьми от 3 до 7 лет.
  4. Проведены открытые мероприятий.
  5. Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.
  6. Выпущены буклеты, памятки.
  7. Разработан и практически реализован дидактический материал.
  8. Имеются публикации на сайтах.
  9. Представлены результаты педагогической деятельности на муниципальном уровне.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы;
  • медиа - информация на различных носителях;
  • семинары – практикумы, конференции, вебинары;
  • выставки;
  • курсы повышения квалификации.

 Основные этапы работы по самообразованию.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 5 лет, с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Сроки

Цель

Содержание работы

Ожидаемый результат

1. Этап «Организационно-диагностический»

2019 -2020

Определение  цели и задач работы

  • подбор и изучение литературы по теме;
  • планирование работы по теме самообразования
  • Изучены нормативные документы.  
  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература.
  • Изучен передовой  опыт работы по нейропсихологической диагностике, профилактике и коррекции в дошкольном возрасте.
  • Определен выбор нейропсихологических диагностик  для детей дошкольного возраста.
  • Разработаны методические мероприятия с применением нейропсихологических  технологий.
  • Усовершенствовано использование современных нейропсихологических технологий в воспитательно-образовательном процессе.
  • Организованы и проведены открытые мероприятия в МАДОУ, с целью психологического просвещения педагогов и родителей (законных представителей). 
  • Оформлены информационные материалы, стенды (постоянно, по мере поступления новой информации, нового документа).

2. Этап Основной (Практический)

2021-2023

Теоретическое изучение проблемы и практическое применение

  • теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ);
  • практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике;
  • организация практической работы с детьми и родителями.
  • Изучены нормативные документы.
  • Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен передовой педагогический опыт работы по нейропсихологии.
  • Составлены картотеки:
  • Упражнения для стабилизации и активации энергетического потенциала организма.
  • Упражнения для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.
  • Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.
  • Игры и упражнения для развития пространственных представлений.
  • Разработаны нейропсихологические занятия.
  • Разработаны памятки и буклеты для родителей и педагогов:
  • Дыхательные упражнения.
  • Массаж и самомассаж.
  • Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация.
  • Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий.
  • Суставная гимнастика.
  • Кинезеология.
  • Двуручное письмо.
  • Разработан дидактический материал по теме самообразования и презентован на семинарах различного уровня.
  • Опубликован методический материал на образовательных порталах. 
  •   Организованы и проведены открытые мероприятий в МАДОУ, с целью психологического просвещения педагогов и родителей  (законных представителей).
  • Проведены семинары-  практикумы различного уровня.
  • Оформлены информационные материалы, стенды  (постоянно, по мере поступления новой информации, нового документа).

3. Заключительный (обобщающий этап)

2024

Подведение итогов работы

- оформление результатов работы по теме самообразования;

- использование опыта работы педагогическим коллективом.

  • Обобщен опыт работы на педагогическом совете по теме самообразования.
  • Проведены мероприятия с родителями (законным представителям) и педагогами.
  • Организованы выставки пособий, наглядного материала, дидактических игр для педагогов и родителей (законных представителей).
  • Презентован опыт работы на мероприятиях муниципального уровня.
  • Усовершенствовано использование современных нейропсихологических технологий в воспитательно-образовательном процессе.
  • Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.
  • Выпущены буклеты, памятки.
  • Опубликован методический материал на образовательных порталах. 
  • Организованы и проведены открытые просмотры в МАДОУ, с целью обмена опытом между педагогами на муниципальном уровне.
  • Разработана программа формирования нейропсихологического пространства ребенка с трудностями в освоении образовательной программы.

 

Используемая литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.

3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996.

Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.

4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.

5. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.

6.Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.

7. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.

8. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрушинского. — М., 1994.

9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.

10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.

11. Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.

12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.

13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

14. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.

15. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.

16. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.

17. Никольская И.Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997.

18. Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. — М., 1997.

19. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. — М., 1995.

20. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.

21. Сатья С.Х. Кундалини-йога: Для здоровья, тела, ума и души. — Гамбург, 1990.

22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.

23. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. — М., 2000.

24. Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте

25. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.

26. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1996.

27. Тушканова О. И. Развитие внимания: Пособие для детей 7–9 лет: В 3 ч. — Волгоград, 1997.

28. Уманская А. А. Волшебные точки. — М., 1987.

29. Хамская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. — М., 1997.

30. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.

31. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. — М., 1992.

32. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.

33. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.

34. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. — М., 1997.

35. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.

36. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.

37. Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., 1998.

 Интернет - ресурсы

  1. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы МКДОУ «Д/С №37». Тема: «Использование методов профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста, по укреплению эмоционально-личностной сферы».

Использование методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников ( изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пластилинография, арттерапия) в разных возрастных группа...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда ДОО. Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Цель: повышение интереса и работоспособности детей, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы через использование игровых технологий....

План по самообразованию Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования метода сказкотерапии  для...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Экологическое воспитание как средство речевого развития детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»

Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле....