Игры для развития процессов фонематического слуха и восприятия у дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мезенина Светлана Викторовна

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь малыша, формировать у него фонематический слух и восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.docx403.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мезенина Светлана Викторовна

учитель - логопед

МБДОУ детский сад №30

комбинированного вида

Игры для развития процессов

фонематического слуха и восприятия у дошкольников

        Основной контингент детей, посещающих логопедические группы, составляют малыши, имеющие диагноз - общее недоразвитие речи. Поэтому коррекционная работа должна носить комплексный подход.

          Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Т. А. Ткаченко и др.) отводят формированию фонематического восприятия.   Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речи является фонематическое восприятие.

        Формирование фонематического восприятия ведёт к коррекции фонетической стороны речи, лексико-грамматического строя речи; слоговой структуры слова; развитию навыков звукового анализа и синтеза.

        Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь малыша, формировать у него фонематический слух и восприятие. Организуя занятие или отдельные его части, логопед  общается с ребёнком «на равных», завоёвывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. В то же время игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы. Всё это повышает эффективность коррекционной работы.

        Такие игры, как «Логопедическое лото», «Весёлые звуки», «Найди и назови» не только помогают исправить в речи детей недостатки произношения тех или иных звуков, но и развить процессы фонематического слуха и восприятия, развить связную речь, память, внимание, сообразительность.  

3Безымянный.jpg2Безымянный.jpg Безымянный.jpg

Дидактические игры: «Найди хвост и нос», «Волшебная дорожка» решают задачи развития навыков звукового анализа. С их помощью дети учатся различать звуки речи на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой.

7Безымянный.jpg8Безымянный.jpg

        Дидактические игры «Звуковая мозаика», «Звуковая цепочка», «Читаем по картинкам», «Отгадай имя», «Цветные загадки» способствуют формированию у детей процессов фонематического слуха и восприятия. Игры построены так, что задания на закрепление правильного произношения органично вплетены в ход игр и наполнены для детей смыслом. Элемент соревновательности вызывает у ребёнка желание правильно выполнить задание и ещё раз повторить игры (выиграть), что очень важно для закрепления произношения.  

9Безымянный.jpgP1030405P1080590.JPG

 Дидактические игры «Почитай – ка», «Читаем сами», «Учимся читать» - результативный способ обучения детей чтению через весёлую игру. Во всех дидактических играх собран огромный наглядный материал, который решает задачу уточнения и пополнения словаря дошкольников.

6Безымянный.jpg   5Безымянный.jpg4Безымянный.jpg

        Через игру дети получают положительный эмоциональный заряд, испытывают радость познания и самоутверждения, постепенно преодолевая общее недоразвитие речи.

        Сформированные фонематические процессы способствуют формированию навыков звукового анализа, преодолению нарушений звукопроизношения, формированию лексико – грамматической стороны речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование фонематического слуха и восприятия в процессе совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, ч...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"

Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...

Работа по развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников

Слух – это врожденная особенность организма. Еще находясь в утробе матери, малыш слышит ее сердцебиение, громкие звуки, доносящиеся снаружи. Когда он родится, количество звуков увеличится в деся...

Сборник игр и игровых упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР

Предвтавляем игры из опыта работы по формированию и развитию фонематического слуха и восприятия у дошкольников...

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников с ОНР....

Игры на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников, с использованием конструктора для объемного моделирования ТИКО.

Игры с использованием конструктора " ТИКО" по развитию фонетико-фонематического слуха, мелкой моторики и речевого дыхания....

КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.

КОНСПЕКТ Занятие по развитию фонетика – фонематического слуха на восприятие звука Ш.Цель: Воспринимать и узнавать на слух звук Ш в неречевых звуках, в слога, в словах и в предложениях....