Главные вкладки

    Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
    консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

     В сообщении раскрыты основы  новой  технологии В.В. Воскобовича "Ускоренное развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста" с описанием развивающих игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»

    Мастер-класс для воспитателей

    «Развивающие игры В. В. Воскобовича»

    Подготовила: учитель-логопед

    М.А. Новожилова

    Троицк, 2018 год.

    Биография.

          Вячеслав Вадимович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Отслужив два года в армии, вернулся в родной город. Помимо физики, имел параллельное увлечение - участвовал в бардовском движении: писал стихи, музыку, песни, выступал на различных площадках.

          Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. В начале 90-х родилась методика В. Воскобовича.  Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербурге.

           В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре.

           В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» — единственный производитель игр и пособий; записал два диска песен для взрослых.

    Не зря говорят, талантливый человек — талантлив во всем.

    Характеристика развивающих игр Воскобовича:

    1. Многофункциональность

    В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

    2. Широкий возрастной диапазон участников игр

    Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

    3. Сказочная «огранка»

    Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

    4. Творческий потенциал

    Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.

    5. Конструктивные элементы

    Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.

    К развивающим играм было разработано методическое сопровождение – игровая технология «Сказочные лабиринты игры» (авторы Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет. Рецензентами технологии стали д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А.И. Герцена Крулехт М.В. и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им.А.И.Герцена Полякова М.Н.  Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы. В дошкольных учреждениях, работающих по данной технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

    Основные принципы технологии

    • Игра плюс сказка

    Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

    Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

    • Интеллект

    Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.

    Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.

    Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

    • Творчество

    Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

    • Развивающая среда - Фиолетовый лес

    По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.

            В нашем ДОУ был приобретен «Коврограф». В задачу педагогов входило познакомиться с инновационным оборудованием и наметить пути использования в своей практической деятельности.

    Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.

    Маленький пример «работы» сказочного оператора преобразования:

    «Росли в лесу два дерева – одно высокое, другое – низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: «Я – самое высокое дерево. Я – самое сильное. Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги-и-и-и…». Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо». Какой звук? - Звук И. А какую мы букву построили? – Букву И. Звук и буква – через сказку, через образ, через детские руки.

            В старшем дошкольном возрасте на первый план выступают такие коррекционные задачи как:

    - постановка и автоматизация нарушенных звуков;

    - развитие фонематического восприятия, формирование основ грамоты, умение дифференцировать и анализировать звуки, слоги, слова, предложения;

    - формирование первоначальных навыков чтения;

    - развитие самостоятельных развернутых речевых высказываний.

            С помощью универсального пособия, под час утомительные логопедические задания, становятся увлекательными и интересными. Ведь с помощью многочисленных веревочек, кружочков, фигур можно потрогать, разложить те понятия, которые не всегда доступны восприятию ребенка. Ведь никуда не деться от наглядно-образного и словесно-логического мышления. С психологией не поспоришь.

    Примеры игр

    «Веселые песенки» - авторская разработка. На коврограф прикрепляется веревочка (прямая или волнообразная) ребенку предлагается протянуть звук длительно или длительно с усилением и понижением силы голоса. А если прикрепить последовательно кружочки, то звук произносим отрывисто. Автоматизируя звук в слогах поем «свистящие», «шипящие», «жужжащие», «песенки самолетиков», «моторные песенки» используем те же веревочки, соединяя звуки или символы звуков между собой.

    «Теремки Воскобовича» - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция.

    В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках – синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета «синий» и «зеленый» – символы мягкости и твердости согласного звука - впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя - Орлекин. А если У – догадались? – Урлекин. На шестой грани – подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. – сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком.

    Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это игровые моменты, изначально заложенные в «Теремках».

    «Конструктор букв». Из веревочек можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.

    «Прятки». Обозначаем с помощью условных символов место звука в словах.

    «Соединялочка»- авторская разработка. Соединяем с помощью веревочки: слова, начинающиеся с одного и того же звука; слово и первую букву в слове, слог и букву (чтобы получилось слово); слоги (составляем слово).

    «Цепочка слов» - последовательно выкладываем картинки друг за другом с условием: последний звук в слове начало следующего слова.

    «Веселая дорожка» - авторская разработка. Педагог называет слова, а ребенок последовательно выкладывает цветовую дорожку в соответствии с первым звуком в слове (твердый согласный звук – синий цвет, мягкий согласный звук – зеленый цвет, гласный звук – красный цвет).

    «Умные картинки» - авторская разработка. Имея набор символов, педагог совместно с детьми составляет мнемотаблицу, предварительно обговаривая каждый этап рассказывания и символ, который им будет напоминать, о чем следует вести рассказ.

    «Читайки» -  Игра на развитие навыков чтения. Педагог или ребенок заполняют клетки коврографа символами, фигурами или картинками. Ребенок, начиная с левого верхнего угла (как бы читая) перечисляет последовательно слева направо символы, фигуры или картинки. Такой метод формирует умение ребенка внимательно следить за изменениями в строке, называть символ, а в последствии букву, не «искажая», ориентироваться на зрительное восприятие.

    Во время занятий с детьми с использованием коврографа педагогам надо  обратить внимание на следующее:

    Подготовка. Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

    Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

    Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей  позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».

    Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.

            Коврограф  это универсальное пособие помогающее развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, а также с его помощью возможно формирование пространственного восприятия и сенсомоторных навыков. Сегодня с логотипом "Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов.

    Список литературы.

    • Газета «Школьный психолог», № 3, 2000г, г. Москва
    • Газета «Школьный психолог», № 5 - 6, 1998 г, № 16, 1999 г, г. Москва
    • Журнал «Мама и Малыш», № 2, 2005 г, г. Москва
    • Журнал «Дошкольная педагогика», № 3 (7) июль, август 2002 г.
    • Сайт www.umka.by.
    • Сайт www.mama.ru
    • Сайт www.deti.domateplo.ru
    • Сайт www.7ya.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

    Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника  к будущей жизни? Безусловно – это игра.Как учитель-логопед,  я...

    Мастер-класс на родительском собрании "Дидактическая игра как средство по сенсорному воспитанию ребенка дошкольника"мастер клас

    Обаготить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка....

    Мастер-класс для педагогов «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича (коврограф «Ларчик», предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») при взаимодействии с дошкольниками»

    Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО также является одним из ключевых умений современного педагога (п.3.3.1. ФГОС ДО).Сегодня мы поговорим о развивающих играх В....

    Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

    Мастер-класс для родителей, направленный на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста....