перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Азаренко Ирина

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой для подготовительной группы (тяжелые нарушения речи)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ознакомлению с художественной литературой

 подготовительной группы  (ТНР)

Месяц

Тема

Цели

Литература

Отметка о выпол.

Сентябрь

I. Стихотворения Е. Трутневой « Осень».

II. Беседа о А.С. Пушкине

III. Стихотворение А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало».

IV.Чтение сказки «О рыбаке и рыбке»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» - передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.

Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.

 Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина

Углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Ушакова стр. 140

В.В. Гербова стр. 25

Ушакова стр. 145

Ушакова стр. 150

Октябрь

I. Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

II. Украинская сказка «Хроменькая Уточка»

III. Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне»

IV. Небылицы-перевертыши

Учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок, формировать умение выделять в тексте выразительные средства.

Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.

Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумать свои небылицы.

Ушакова стр. 142

Ушакова стр. 147

В.В. Гербова стр.

В.В. Гербова стр.

Ноябрь

I.Русские народные сказки

II. Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

III. Русская народная сказка

« Царевна лягушка».

IV.Чтение русской народной сказки

«Никита Кожемяка»

Выяснить, знают ли они русские народные сказки

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей, закреплять знания о жанровых особенностях сказки.

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

В.В. Гербова стр. 30

Ушакова, стр.138

Ушакова стр. 136

В.В. Гербова стр.

Декабрь

I.Русская народная сказка

«Снегурочка»

II. Стихотворение Трутневой « Первый снег»

III.Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

IV. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях ( композиционных, языковых) сказочного жанра.

Учить  детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно – выразительные средства, составлять лирические сказки на тему « Танец снежинок».

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Ушакова 152

Ушакова стр. 155

Ушакова стр. 156

В.В. Гербова стр.

Январь

I. Ознакомление с новым жанром – басней.

Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей».

II. Чтение басни « Ворона и Лисица»

III. Чтение басни Л. Толстого « Собака и ее тень».

IV. Чтение басни И. А. Крылова « Лебедь, Рак и Щука»

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни.

Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы.

Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни.

Ушакова стр. 148

Ушакова стр. 158

Ушакова стр. 166

Ушакова стр. 174

Февраль

I. Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

II. Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

III. Чтение былины «Садко»

IV. Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода»

Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.

Познакомить детей с былиной «Садко».

Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность описанной в рассказе ситуации.

В.В. Гербова стр.

В.В. Гербова стр.

В.В. Гербова стр.

В.В. Гербова стр.

Март

I. Чтение сказки К. Ушинского « Слепая лошадь»

II. Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка

« Про зайца – длинные уши».

III. Сказки Г. Х. Андерсена

IV. Сказка В. Катаева «Цветик –семицветик»

Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь».

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.

Помочь детям вспомнить известные им сказки Г. Х. Андерсена.

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини.

В. В. Гербова стр. 49

Ушакова стр. 144

В.В. Гербова стр.

Ушакова стр. 165

Апрель

I. Чтение рассказа В. Драгунского « Друг детства»

II. Чтение рассказа В. Драгунского « Тайное становится явным»  

III. Произведения Н. Носова

IV. Малые фольклорные формы. Придумывание потешек.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых  особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ).

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей».

Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц.

Ушакова стр. 196

Ушакова стр. 159

В.В. Гербова  стр. 54

Ушакова стр. 151

Май

I. Весна идет, весне дорогу!

II. Чтение рассказа В. Бианки « Май»

III. Стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки».

IV. Итоговая литературная викторина.

Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны.

Учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость пробуждения природы.

Закрепить, систематизировать знания о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений.

В.В. Гербова стр.

В. В. Гербова  стр. 79

Ушакова стр. 171

В.В. Гербова стр.

Литература: О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»: М., ТЦ Сфера, 2017.

                      В. В. Гербова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе...

перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой

ознакомление детей с художественной литературой...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.

В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

В перспективном планировании содержится материал по ознокомлению схудожественной литературой в средней группе. В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деятельность п...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой во 2 младшей группе.

В перспективном плане подробно описаны  занятия (тема, цели, материал для занятия и подготовительная работа) на каждый месяц....