комплекс интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога
методическая разработка по коррекционной педагогике

Светлана Степановна Яроцкая


в комплексе описаны цели и задачи, календарное планирование мероприятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_yarotskaya_vasileva.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющими отклонения в познавательной и речевой сферах.

Авторы – разработчики:

педагог - психолог Васильева Г.В.

учитель - логопед Яроцкая С.С.

Пояснительная записка.

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. А так же отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют нам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Актуальность.

На основании письма Министерства образования Р.Ф. от 14.03.2000г. № 65/23- 16, проведение интегрированных занятий в ДОУ наиболее целесообразно, так как  такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимой учебной нагрузки.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико- - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии, было выявлено 35% детей с низким уровнем познавательного развития. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательно-речевой сфер. С этой целью нами был разработан комплекс        интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной группы компенсирующей направленности.

Цель занятий: коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. 

         Задачи работы специалистов:

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами


Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя – логопеда и педагога – психолога видна общая логика построения коррекционно–образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.

Этапы:

Этап

Основное содержание

Результат

Организацион-
ный (сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.
Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.
Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи.
Разработка комплекса занятий групповой работы с детьми.
Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной 
(ноябрь - март)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.
Осуществление логопедического и психологического мониторинга.
Создание и реализация проектной деятельности.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.
Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный
(апрель - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.
Корректировка индивидуальных и групповых программ.
Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной к школе группы.

 

Предполагаемый результат – развитие памяти, внимания, мышления, активной речи, подготовка руки к овладению навыком письма (улучшение результатов низкого уровня).

Педагогическая ценность.

Представленная программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет:

  1. учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
  2. четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка
  3. наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко  адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Лексические темы.

Месяц

Неделя

Лексическая тема  

Сентябрь

3

Хорошо у нас в саду  (игрушки)

4

Хорошо у нас в саду (профессии работников детского сада)

Октябрь

1

Осень  в гости к нам пришла (признаки осени)

2

Что нам осень принесла Сад. Фрукты

3

Дары осени.

Овощи. Огород

4

Про леса и другие чудеса (лес,  грибы, ягоды).

5

Итоговое «Осень»

Ноябрь

1

Домашние животные

2

Домашние птицы

3

Птицы перелетные

4

Птицы зимующие

Декабрь

1

Зимушка - зима

2

Дикие животные

3

Животные жарких и

холодных стран

4

Что такое Новый год?

Зимние забавы

Январь

Каникулы

2

Одежда.

3

Головные уборы. Обувь.

4

Таймыр – край удивительный. Родной край.

Февраль

1

Транспорт

2

Мужские профессии

3

Наша Армия

4

Зима (обобщающее)

Март

1

Мамы всякие нужны. Профессии

2

Весна

3

Мебель

4

Посуда

Апрель

1

Продукты питания

2

Космос

3

Земля наш общий дом (растительный мир)

4

Комнатные растения

5

День Победы

Май

1

Моя семья

2

Насекомые

3

Рыбы.

4

Весна (обобщающее)

Литература:

  1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М., Изд. «Сфера», 2002 г.
  2. Ануфриеф А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении» - М., Изд. «ОСЬ-89», 2000 г.
  3. Воронина Т.П. «Весёлые и полезные игры для малышей», кн. 1-3 - М., Изд. «Грамотей», 2010 г.
  4. Григорьева М.Р. «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками» - Волгоград, Изд. «Учитель», 2009 г.
  5. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»- М., Изд. «Книголюб», 2005 г.
  6. Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» - М., Изд. «Школьная пресса», 2005 г.
  7. Степанова О.А. «Подготовка детей к школе» - М., Изд. «Сфера», 2008 г.
  8. Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения - М., Изд.
    «Просвещение», 1981 г.
  9. Шарохина ВЛ. «Коррекционно-развивающие занятия для детей подготовительного дошкольного возраста».- М., Изд. «Книголюб», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе детского сада общеразвивающего вида.

Данный материал  - конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Помимо традицион...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"

В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....