Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Булатова Эльвира Юрьевна

    В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, произвольного внимания способствуют обогащению знаний детей о жилище человека.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме «Мы построим новый дом»

    Задачи:

    - расширять представления детей об окружающем мире;

    - расширять и обогащать знания детей о жилище человека;

    - уточнять и расширять представление о назначении, материалах, из которых строят дома;

    -  развивать внимание, уметь сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки;

    -развивать связную речь, учить выражать свои мысли в форме сложных распространенных предложениях;

    - совершенствовать грамматический строй речи;

    -  помогать в практическом усвоении предлога  «в», «во», «на», «за», «перед», «между»;

    - закреплять навык образования имен существительных в форме родительного падежа  множественного числа;

    - продолжать учить образовывать сложные слова;

    - совершенствовать звуковую культуру речи, автоматизировать поставленные звуки, развивать ритмическую структуру слова;

    - развивать  диалогическую речь;

    - обогащать  активный  словарь;

    - развивать групповую сплоченность и положительное эмоциональное отношение  друг к другу;

    - развивать  произвольное  поведение;

    - воспитывать уважение к труду строителей, библиотекаря;

    - воспитывать бережное отношение к своему дому;

    Необходимые материалы:

    - аудиозапись песни «Наш дом»;

    - мягкие модули;

    - костюм строителя и строительная каска;

    - картинки с изображением домов (деревянный, каменный, панельный, бревенчатый и т.д.;

    - картинки с изображением  1,2,3,4,5 этажного дома с окнами, одно из которых выделено желтым цветом («горит свет»);

    - стойка с книгами и надписью «Библиотека»;

    - Текст сказки «Дом, который любил чистоту и уют» , авт. М.Шкурина)

    Ход занятия:

    Дети входят в зал.

    Учитель-логопед: «Дети, сегодня мы с вами  отправимся на экскурсию по улицам нашего города».

    Звучит аудиозапись песни «Наш дом»

    Дети идут по залу и подходят к месту, где «строитель»  (учитель-дефектолог, одетый в костюм строителя) строит  из мягких модулей дом.

    Основная часть занятия

    Логопед: « Как вы думаете, что делает этот человек? Как называется его профессия?

    Дети: « Этот человек строит дом, он – строитель».

    Логопед: «Правильно, это – строитель. Профессия строителя очень важная и нужная».

    Строитель:

    Каждый город, каждый дом

    Создан радостным трудом.

    Без работы, без труда

    Не построить города.

    Строитель: « Посмотрите, какие мы, строители, строим дома! »

    Здесь и там построен дом!

    Дом с трубою и  окном.

    Этот домик выше,

    Ну а этот ниже,

    Этот дом совсем большой,

    Этот  - с красной крышей.

    Мы по улице пойдём и

    И  рассмотрим каждый дом!

    Строитель: «Быть строителем непросто. Ведь дома надо строить на совесть. Каждая часть дома должна быть крепкой и надежной. Ребята, а какие части дома вы знаете?»

    Дети называют части дома, изображенные на слайдах. (Потолок, пол, стены, крыша, лестница, балкон)

    Строитель: «Давайте вместе построим дом. Повторяйте и делайте вместе со мной».

    Будем строить новый дом,

    Нам уютно будет в нем.

    Будет в нем фундамент крепкий,

    Крыша, стены, потолок,

    Будет пол в нем непременно,

    Дверь, а на двери замок.

    Мы замочек отворим,

    В гости всех вас пригласим.

    Строитель: «Как вы усердно работали, молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. Мы сейчас поиграем в игру «Пол, нос, потолок». Я буду называть и показывать, а вы повторяйте за мной. Будьте внимательны, иногда я буду вас путать».

    После игры: «Спасибо, уважаемый строитель,  за ваш рассказ и за игру. Но нам пора идти дальше. Наша экскурсия продолжается».

    Дети проходят к стойке с картинками, на которых изображены дома.

    Логопед: «Дети, а что такое дом?»

    Дети:  «Это там, где живут люди» .

    Логопед: «А каким словом можно заменить слово «дом»?

    Дети: «Помещение, жилище, здание».

    Логопед: «Совершенно верно. А из чего строят дома?»

    Ответы детей: «Из кирпичей, из дерева…». Дети образовывают относительные прилагательные (кирпичные, панельные, деревянные, бревенчатые дома).

    Логопед рассказывает детям, что на улицах городов стоят высотные,  кирпичные, бетонные и панельные дома, в которых много этажей. А на улицах деревень и сел часто строят деревянные и бревенчатые дома с одним этажом.

    Игра «Какой дом?» (словообразование)

    «Если в доме много этажей, как называется такой дом?»

    Ответы детей: «Многоэтажные». Аналогично (одноэтажные, двухэтажные, пятиэтажные…)

    Логопед: «Я живу в пятиэтажном доме,  на втором этаже. А вы?».

    Ответы детей.

    Игра «Веселый счет»

    Учитель-логопед  рассматривает с  детьми рисунки домов с разным количеством этажей, в одном из окон «горит свет» (желтое окошко). Надо сосчитать:

    а) Сколько этажей в доме?

    б) На каком этаже ты живёшь? (Показывает на дом,  где «горит свет»: « Я живу в трехэтажном доме на первом  этаже».)

    Игра «Где спрятался Буратино?»

    Логопед: «Дети, сегодня утром я получила конверт с фотографией от одного сказочного героя. Он тоже путешествует по городу. Посмотрите, вы его узнаете?».  

    Логопед показывает слайды, где изображен Буратино: «Посмотрите внимательно на картинки и скажите, где находится  Буратино?»

    Ответы детей: «За  домом, перед домом,  между домами».

    Логопед: «Вы очень внимательные! Молодцы! А сейчас  мы с  вами отправимся дальше. Посмотрите на это здание.  Здесь не живут  люди, здесь живут книги. Как называется это здание? Правильно, библиотека. А  человек, который работает в библиотеке, называется библиотекарь».

    Библиотекарь (психолог): «Здравствуйте! Рада вас приветствовать в нашей библиотеке. На полках в читальном зале стоит много книг со сказками, стихами,  рассказами об  интересных путешествиях. Скажите, а в какое путешествие отправились сегодня вы? Что интересного вы видели?»

    Дети: « Мы путешествовали  по улицам нашего города и видели разные дома».

    Библиотекарь: «Вы, наверное,  знаете, что в каждом доме, в котором мы живем, есть квартиры. А в каждой квартире комнаты. Я сейчас вам загадаю загадки про комнаты в квартире, а вы их будете отгадывать».

    Здесь начало всех квартир,

    Домофон здесь командир.

    Снизу – полочка для тапок,

    Сверху – для зонтов и шляпок.

    Шкаф для вешалок в углу,

    Мягкий коврик на полу.  (Прихожая)

    Смотрят тут телепрограммы

    Дочка, сын и папа с мамой.

    Мягко светит абажур,

    В кресле кот поет : «Мур-мур!»  (Гостиная)

    Тут пронзительно свистит

    Чайник утром рано.

    Холодильник тут стоит,

    Раковина с краном.  (Кухня)

    В этой комнате диванчик

    Мягкий, словно одуванчик.

    Ночью тут летают сны

    В желтых лучиках луны.  (Спальня)

    Тут не кухня и не спальня,

    А для всех жильцов купальня,

    Оба крана открываем,

    В воду пену наливаем.  (Ванная)

    Библиотекарь: «Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Чей дом?»

    Игра «Чей дом»

    Выставляются рисунки с изображениями замка, дворца, избушки на курьих ножках, теремка.

    -  Покажите дом Снежной Королевы. Как он называется? (Дворец)

    -  Дом Кощея Бессмертного? (Замок)

    - Дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках)

    - Дом  Мухи-горюхи, Мышки-норушки, Зайца-побегайца и Лягушки-квакушки? (Теремок.)

    Логопед: « Какие вы внимательные и догадливые! А сейчас мы немного отдохнем и расскажем нашему уважаемому библиотекарю веселое стихотворение с движением «Веселые старушки»

    Физкультминутка

    Стояла изба в деревушке,

    В ней жили смешные старушки.

    Белье зашивали  метелками,

    Поды подметали иголками,

    Солили волнушки в кадушках,

    И шли подремать на кадушках.

    Логопед: «Не так? А как?»

    Стояла изба в деревушке,

    В ней жили смешные старушки.

    Белье зашивали  метелками,

    Поды подметали иголками,

    Солили волнушки в кадушках,

    И шли подремать на кадушках.

    Библиотекарь: « Дети, мы сегодня с вами говорим про дома. А вы знаете, что дома, в которых мы живем, очень любят, когда в них поддерживают чистоту. И сейчас я вам прочитаю сказку, которая так и называется  «Сказка про дом, который любил чистоту и уют».

    Жил-был дом. Это был очень красивый, веселый и приветливый  дом. Вот только в доме не было хозяев, и он ждал, когда они появятся. Наконец этот день настал! В дом въехала семья: папа, мама и сын. Дом очень обрадовался и стал мечтать, как дружно они будут жить вместе. «Я буду защищать их от бед и ненастий, а они будут заботиться обо мне»- думал дом.

    Но все оказалось совсем не так, как мечтал дом.  В первый же вечер мальчик разбросал перед сном игрушки, они валялись по всей комнате. Это повторилось и на следующий день. Книги, игрушки, карандаши теперь были разбросаны всегда и везде.

    Дом  нахмурился. Он не знал, что предпринять. Прошла неделя и дом понял, почему мальчик так себя вел. Просто он делал то же самое, что и его родители. Папа везде оставлял свои вещи, мама часто забывала вымыть посуду. А о том, чтобы помыть полы ил окна даже не было речи. Дому было очень грустно.

    «Разве в таком грязном доме люди могут быть счастливы?! - думал дом. –Нет, не нужным мне такие хозяева, лучше я буду один». И решил дом выгнать эту семью. Для этого он стал гудеть по ночам. Вот так, тихонько:

    - У-у-у-у-у-у-у-у-у-у-у……

    Семья очень испугалась, собрала свои вещи и уехала.

    Через несколько дней в дом въехала другая семья: мама, папа и дочка. Мама с дочкой вымыли окна , повесили красивые занавески и поставили горшки с цветами. Папа отремонтировал лестницу. Дому это очень понравилось, он улыбнул, и настроение его улучшилось. Каждый вечер перед сном мама читала дочке сказки, и дом тоже слушал.

    У дома началась совсем другая жизнь. Новые хозяева заботились о доме. Девочка всегда убирала свои игрушки и помогала маме мыть посуду. А вечерами мама, папа и девочка вместе пили чай за круглым столом.  Семья очень любила дом и была в нем счастлива.

    Дому было так приятно, что временами он иногда начинал петь:

    Как хорошо мы все живем:

    Хорошие люди и их милый дом.

    Уют и счастье, мир, доброта.

    Тара-та-та, тара-та-та.  

     

    Дом напевал эту песенку совсем тихо, чтобы не напугать новых хозяев. Ведь это были самые замечательные хозяева на свете».

    Итог занятия:

    Учитель-логопед:  «Ребята, вам понравилась наша экскурсия? О чем мы говорили? Когда вы вырастете, то сможете построить  свой собственный дом. Сейчас вы вернетесь в группу и сможете нарисовать дом, о котором мечтаете. Каким бы не был ваш дом: большим или маленьким, высоким или низким, каменным или деревянным,  пусть в нем всегда будет светло, уютно и радостно!».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного занятия по взаимодействию учителя-дефектолога и музыкального руководителя с детьми с ЗПР в старшей возрастной группе. Тема: Путешествие на корабле

    Занятие в рамках взаимодействия специалистов детского сада (учителя-дефектолога и музыкального руководителя) с детьми коррекционной группы с ЗПР....

    Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

    В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

     Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

    В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

    В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....

    Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе комбинированной направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

    Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР имеет огромное значение. Данное занятие направлено на создание условий для разностороннего развития дет...