Работа с родителями по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тихонова Надежда Альбертовна

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. Мы считаем главным в этом направлении установление доверия между семьей и детским садом.

В нашей группе созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, что обеспечивает педагогическое сопровождение семьи, делает родителей ответственными участниками образовательного процесса. С целью повышения родительской  компетенции используются  формы сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей, которые показали свою результативность.

Презентация группы детского сада.

На первом родительском собрании родители имеют возможность ознакомиться с особенностью работы группы, развивающей средой группы и кабинета специалиста

 Информационный стенд 

Дает родителям полную информацию о теме недели, в разделе «вести с образовательной деятельности» родители знакомятся с задачами, которые решаются по развитию элементарных математических представлений, обучению грамоте и развитию речи, чтобы в течении недели они могли поговорить с ребенком об этом дома или по дороге из детского сада. Содержит консультативную информацию.

Ведение домашних тетрадей совместной деятельности. 

Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для выполнения домашних рекомендаций является связующим звеном в системе «дефектолог-ребёнок-родитель». Дефектолог предоставляет родителям возможность проследить динамику развития ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы наиболее оптимальный способ индивидуального взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе развития находится его ребёнок, знает, что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь дефектолог имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, дефектолог имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы учителя-дефектолога.

Клуб “Заботливые родители”.

Для оказания педагогической и психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, был создан клуб “Заботливые родители”. Задачи, которые решаются в рамках работы клуба:

Формирование положительной установки родителей на готовность к правильным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком.

Обучение родителей различным формам и методам общения, наблюдения за ребёнком.

Включение родителей в педагогический коррекционный процесс через обучение их коррекционным методам и приемам.

Детско-родительские игры.

Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и который понимают дети разных возрастов. Самое главное, что ждет от нас ребенок – это умение слышать, видеть и чувствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, потребности и желания, которые ему иногда трудно выразить словами. А с помощью игры легко. Как раз одной из форм работы сотрудничества с семьей – проведение игровых занятий. Мы разрабатываем и проводим игровые занятия совместно с родителями. Они способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, гармонизации и укреплению  отношений между родителями и детьми.

Мастер-класс.

Совместные мастер-классы показывают, что все дети и их родители талантливы. Совместный труд помогает объединить близких людей.  На таких занятиях в игровой форме родители обучаются правильному выполнению заданий вместе с детьми.

Консультация-практикум для родителей.

Участвуя в практикумах, родители выступают в роли детей, получают  знания и обучаются специальным коррекционным и методическим приемам для занятий с детьми дома. Предлагаемые игровые упражнения и задания, направлены на закрепление учебного материала, способствуют развитию и коррекции психических функций, повышают познавательный интерес.  

Оформление «Домашней игротеки» для родителей.

Цель: убедить родителей, что расширение кругозора и развитие речи ребенка не требуют каких-то специально организованных занятий, предусматривающих особую подготовку, материальные вложения, специально отведенное время. Все необходимое для выполнения имеется в каждом доме.

Вот что можно предложить родителям:

                 Развиваем познавательно - речевую сферу на кухне.

Появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам «Семья», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Здесь можно рассказать сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо готовите, какие действия при этом совершаете. Назвать свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый т.д.),задать ребенку соответствующие  вопросы («Попробуй какой получился салат?», «Что мы еще можем положить в суп?», «Какую морковь выберем?» и др.). Обязательно называть свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывать ребенку, что и как делаете. Ребенок должен повторять слова. Поручить ему посильную помощь на кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Сервируйте и украшайте вместе с ребенком стол. Раскладывайте еду на тарелке в форме картинки. Например, составить композиции: кораблик из огурца, цветок из редиса, шашлык на шпажке из разноцветных кусочков овощей с сыром или фруктов. Такое занятие прекрасно развивает фантазию и воображение детей. Практически на любом наглядном материале, окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось», «Победи пару», «Кому что подходит», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

             Развитее познавательно-речевой сферы во время прогулки.

Прогулки на улице безусловно полезны для ребенка. Гуляя можно не только укреплять здоровье, но и развивать речь малыша. Именно на улице у ребенка проявляется любознательность, которую легко удовлетворить. То, какими словами ребенок будет называть предметы вокруг, напрямую зависит от родителей. Используя те или иные слова, интонацию мама учит ребёнка характеризовать ситуации и предметы вокруг правильно. Во время прогулки старайтесь больше разговаривать с ребенком, называть все, что видите вокруг, обращать внимание на взгляд малыша, чем он заинтересовался. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясните, почему все так происходит. Малыш накапливает свой пассивный словарный запас, и придет время, когда он воспроизведет все, что услышал однажды. В это время ребенку можно прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Осень», «Зима», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.              

                        Развитее познавательно-речевой сферы в ванной.

Купания в ванной - это отличный и интересный способ завершения дня. Все, что  нужно делать - предложить интересные задания и эксперименты, а так же время от времени беседовать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к  размышлению. Спросить его, например: «Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?». В играх с водой малыш освоит, что значит «полный» и «пустой», «объем», «глубина», «плотность материала» и т.п. Все игры с ванной связаны с исследованием свойств предметов. Например, положить пластиковый контейнер на воду. Положить в контейнер небольшую игрушку. Затем еще одну. Нагружать вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объяснить ребенку, почему он пошел ко дну. Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие- это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагоги и родители подходят к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоении задач у детей не возникает.

По результатам проведенного опроса, большинство родителей отметили, что их дети с большим желанием посещают детский сад, начали намного лучше понимать потребности детей, улучшился эмоциональный климат в семье.

Таким образом, важным результатом целенаправленной работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка явилось то, что родители готовы вместе с ребенком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справляясь с проблемой, стала более сплоченной, а родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы: «Использование игровых форм и приемов в интеллектуально-познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Основой   умственного воспитания  детей является интеллектуально-познавательное развитие. Для обеспечения познавательного развития в старшей группе «А» создана пространственная среда, к...

План работы по самообразованию: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания»

Содержится план работы и диагнстика по теме самообразования "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания"...

Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста...

Индивидуальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия...

Опыт работы "Тико- конструирование в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы воспитателя по организации консруирования с конструктором ТИКО...