Тема: Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.
консультация (старшая группа)

Васильева Миляуша Айратовна

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный                        с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

 Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников – это систематическое                                 и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем,                     к неизвестной нам жизни. Ребенок должен знать как и уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.

В современной дидактике идет поиск оптимальных средств становления социально – значимой, творчески направленной личности.

Возникает вопрос: каким образом строить образовательный процесс сегодня в нашем детском саду? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная                          с 3 летнего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             Васильева Миляуша Айратовна

                                              Воспитатель

ГБДОУ детский сад №89 «Бригантина»

                                                                            Красносельского района СПБ

Тема: Интеллектуально-познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы воспитателя.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный                        с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды.

 Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников – это систематическое                                 и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

В настоящее время идет активный поиск современных методов и приемов, которые могли бы эффективно решить задачи ФГОС и подготовить ребенка к жизни в будущем,                     к неизвестной нам жизни. Ребенок должен знать как и уметь находить новую информацию, обрабатывать ее, и применять в жизни.

В современной дидактике идет поиск оптимальных средств становления социально – значимой, творчески направленной личности.

Возникает вопрос: каким образом строить образовательный процесс сегодня в нашем детском саду? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная                          с 3 летнего возраста.

Некоторые ответы на этот вопрос дают педагогические направления:

  • Интерактивное обучение;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Методы ОТСМ-ТРИЗ-педагогики;
  • Метод проектов.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все воспитанники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Одна из форм интерактивного обучения, это способ сбора, обработки и сохранения информации так называемые «Лэпбуки». Мы называем их «умные книжки самоделки». Лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы.

Одним из инновационных направлений являются компьютерные                                            и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Использование компьютерных технологий помогает:

  • привлекать пассивных детей к активной деятельности;
  • делать НОД более наглядными, интенсивными;
  • активизировать познавательный интерес;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
  • реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы                      в образовательной деятельности.

«ОТСМ-ТРИЗ-педагогика – педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основано на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и общей теории сильного мышления (ОТСМ). В основе ОТСМ-ТРИЗ – педагогики лежат:

  • Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ);
  • Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ТРИЗ)
  • Методология работы со сложными комплексами разнородных междисциплинарных проблем на (ОТСМ), в основе которой лежит классическая ТРИЗ;

Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательной активности, является метод проектной деятельности, который развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, практические умения, а также является уникальным способом сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Именно проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, помогает заинтересовать его, увлечь его в эту деятельность. Данная технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать                                в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, даёт возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, помогает осваивать воспитанникам окружающую действительность.

Таким образом,  применяя современные образовательные технологии и интерактивное обучение с целью  развития  познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями  можно добиться позитивных результатов с детьми.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается                                 на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе                      и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ»

Условия  формирования опыта.Одним из основных направлений деятельности МБДОУ д/с №7 «Рябинушка» является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста.  Поэтому, работая  уч...

«Интеллектуально-познавательные игры для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения»

Цель: закрепление полученных ранее знаний по правилам дорожного движения. Активизация  словарного запаса детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Воспитание потре...

«Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)»

Дорогие коллеги, хочу вам представить свои наблюдения из практики работы с детьми по развитию их творческих навыков и, всвязи с этим, комунникативных способностей воспитанников, в тесной взаимосвязи с...

«Интеллектуально-познавательное развитие детей дошкольного возраста: традиционные и инновационные методы работы».

Проблема интеллектуального развития дошкольников является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века, века информационных технологий.Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества...

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО (из опыта работы воспитателя)...

Тема самообразования: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через инновационные технологии»

     Сегодня дошкольным образовательным учреждениям предъявляются всё более серьезные требования, заставляющие пересматривать традиционную систему работы. Понимание роли педагога...